Использование технологии мини-проектов
на уроках русского языка и литературы
(слайд 1)
Чеснова Мария Геннадьевна
Если ученик не учится творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
1.Вступление(слайд 2)
«Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю», - так можно сформулировать основной принцип освоение знаний современными учениками. Но современному ученику необходим и современный учитель. Такой учитель, который покажет, что система «СКАЧАЛ. РАСПЕЧАТАЛ. СДАЛ.» уже в прошлом, она не раскрывает потенциал ученика и ничего не дает в образовательном смысле. На помощь учителю приходят такие формы работы,в которых ребенок учится создавать что-то самостоятельно, видеть реализацию знаний в материальном воплощении. Одной из таковых форм работы являются мини — проекты.
2.Что такое мини — проекты?
Суть и идея мини проекта — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Мини — проект — небольшая форма, реализовать ее можно и в течение одного урока. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью(слайд 3):
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Первый этап: «погружение в проект».слайд 4 | |
Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся. | Выбор темы, осмысливание целей и задач. |
Перед вами предметы. Что общего в их названиях? На какие группы можно их разделить? Вспомните правила согласования зависимых слов с несклоняемыми именами существительными. | Отобрать материал для проекта. Создать представление КАФЕ\ЗООПАРКА\АТЕЛЬЕ. Особенность проекта- использовать только несклоняемые существительные и согласованные с ними зависимые слова. |
Второй этап: организация деятельности. Слайд 5 | |
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы. | Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы. |
Напоминаю, существительных должно быть 10, у каждого существительного должно быть согласованное с ним зависимое слово. Обозначим временные рамки. На работу отведем 25 минут, на представление проекта — 3 минуты для каждой группы. Сформулируем критерии оценки: учтем при оценивании соблюдение правил русского языка, срок выполнения и не забудем о креативности подхода. | Находят материал в учебниках\тетрадях\опережающем домашнем задании(картинки с предметами и толкование слов). Вспоминают правила согласования. Определяют роли в группе. |
Третий этап: осуществление деятельности слайд 5 | |
Консультирование, контроль, помощь учащимся. | Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации. |
СЛАЙД 6 Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Задачи групповой работы:
|
|
Четвертый этап: презентация работ. Слайд 7 | |
Обобщение результатов, резюмирование. | Демонстрация проектов перед одноклассниками. |
В итоге у нас получилось меню кафе, в котором подаются блюда, названия которых не склоняются. Помним про критерии оценки. | Представить кафе, соблюдая правила русского языка. |
Пятый этап: подведение итогов. Слайд 8 | |
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок. | Активное слушание. Обмен мнениями. |
В итоге такого урока ученики , во — первых, обобщают знания о несклоняемых существительных, закрепляют умение распознавать падеж таких существительных. Во — вторых, расширяют свой словарный запас. В — третьих, каждый ребенок получает творческий опыт, повышает уровень коммуникабельности, развивает устную и письменную раечь. |
4.Итог слайд 10
Мини-проекты - очень удобная форма работы по развитию речи, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она очень интересна, практична, захватывает учеников, вызывает интерес к преподаваемому предмету и позволяет использовать современные образовательные технологии.
5.Заключение.(Фильм «Новый человек»)
Работать над мини — проектами я начинаю с 5 класса. Со временем темы становятся сложнее и интереснее. Интереснее становятся и работы самих учеников. Из мини проекты превращаются в полноценные творческие работы.Завершить выступление я бы хотела демонстрацией одного из таких проектов. В 10 классе, изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы размышляем о том, кто такой «новый человек». И вот одно из размышлений десятиклассников.