Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии мини-проектов
на уроках русского языка и литературы

(слайд 1)

Чеснова Мария Геннадьевна
 

Если ученик не учится творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой

1.Вступление(слайд 2)
«Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю», - так можно сформулировать основной принцип освоение знаний современными учениками. Но современному ученику необходим и современный учитель. Такой учитель, который покажет, что система «СКАЧАЛ. РАСПЕЧАТАЛ. СДАЛ.» уже в прошлом, она не раскрывает потенциал ученика и ничего не дает в образовательном смысле. На помощь учителю приходят такие формы работы,в которых ребенок учится создавать что-то самостоятельно, видеть реализацию знаний в материальном воплощении. Одной из таковых форм работы являются мини — проекты.
2.Что такое мини — проекты?
Суть и идея мини проекта — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Мини — проект — небольшая форма, реализовать ее можно и в течение одного урока. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью(слайд 3):

 

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
3.Технология мини — проекта в 6 классе.
 
Деятельность учителя Деятельность ученика
Первый этап: «погружение в проект».слайд 4
Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся. Выбор темы, осмысливание целей и задач.
Перед вами предметы. Что общего в их названиях? На какие группы можно их разделить? Вспомните правила согласования зависимых слов с несклоняемыми именами существительными. Отобрать материал для проекта. Создать представление КАФЕ\ЗООПАРКА\АТЕЛЬЕ. Особенность проекта- использовать только несклоняемые существительные и согласованные с ними зависимые слова.
Второй этап: организация деятельности. Слайд 5
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы. Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы.
Напоминаю, существительных должно быть 10, у каждого существительного должно быть согласованное с ним зависимое слово. Обозначим временные рамки. На работу отведем 25 минут, на представление проекта — 3 минуты для каждой группы. Сформулируем критерии оценки: учтем при оценивании соблюдение правил русского языка, срок выполнения и не забудем о креативности подхода. Находят материал в учебниках\тетрадях\опережающем домашнем задании(картинки с предметами и толкование слов). Вспоминают правила согласования. Определяют роли в группе.
Третий этап: осуществление деятельности слайд 5
Консультирование, контроль, помощь учащимся. Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации.
СЛАЙД 6 Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.
Задачи групповой работы:
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
  • совершенствование межличностных отношений в классе.
Четвертый этап: презентация работ. Слайд 7
Обобщение результатов, резюмирование. Демонстрация проектов перед одноклассниками.
В итоге у нас получилось меню кафе, в котором подаются блюда, названия которых не склоняются. Помним про критерии оценки. Представить кафе, соблюдая правила русского языка.
Пятый этап: подведение итогов. Слайд 8
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок. Активное слушание. Обмен мнениями.
В итоге такого урока ученики , во — первых, обобщают знания о несклоняемых
существительных, закрепляют умение распознавать падеж таких существительных.
Во — вторых, расширяют свой словарный запас. В — третьих, каждый ребенок получает
творческий опыт, повышает уровень коммуникабельности, развивает устную и
письменную раечь.

 4.Итог слайд 10
Мини-проекты - очень удобная форма работы по развитию речи, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она очень интересна, практична, захватывает учеников, вызывает интерес к преподаваемому предмету и позволяет использовать современные образовательные технологии.
5.Заключение.(Фильм «Новый человек»)
Работать над мини — проектами я начинаю с 5 класса. Со временем темы становятся сложнее и интереснее. Интереснее становятся и работы самих учеников. Из мини проекты превращаются в полноценные творческие работы.Завершить выступление я бы хотела демонстрацией одного из таких проектов. В 10 классе, изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы размышляем о том, кто такой «новый человек». И вот одно из размышлений десятиклассников.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»