Стратегии организации дебатов при использовании ТРКМЧП
(из опыта работы)
Ковалёва Татьяна Владимировна
Приемы развития критического мышления на уроках русского языка илитературы.
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:
-
чтение — суммирование в парах;
-
синквейны;
-
чтение с остановками;
-
прием «Верите ли вы, что…»;
-
мозговой штурм;
-
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
-
работа с вопросниками;
-
написание творческих работ;
-
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
-
логическая цепочка;
Прием «Чтение — суммирование в парах»
Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 5-6 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литература 5 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
-
Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
-
Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
-
Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
-
Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
-
Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст( например, Бунин «Лапти»). Вначале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Написание творческих работ»
Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в средней школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Список литературы:
-
Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
-
Загашев, И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
-
Загашев, И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
-
Загашев, И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
-
Загашев, И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23
-
Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19