Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лингвистический анализ текста публицистического
стиля по тексту И. Ялимова «О чудаках»

Кузьмина Надежда Петровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 80
Центрального района Санкт-Петербурга

Текст для анализа

 (1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.
(З)   Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4) Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б) Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.
(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.
9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.
(10) В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чу­дак (произв. от  слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побужде­ниями».
(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.
(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.
(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящих  спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.
(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (23)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.
(24)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (25)Врач — придумывает обезболивание. (26)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (27)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (28)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (29)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.
(30)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(З1)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (32 )Это де­лает чудаков особо опасными. (33)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.
(З4)История — это история борьбы с чудаками. (35)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (36)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.
(37) Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (38) Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.
(39)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (40)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.
(41) Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (42) Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (43)  В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.
(44)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (45)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.
(46)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут све­титься транспаранты «Берегите чудаков»
 
Текст И.Ялимова посвящен людям, которых называют чудаками. Автор приглашает читателя поразмышлять о феномене чудачества и о проблеме непризнанной гениальности чудаков, благодаря которым мир меняется, совершенствуется.
«Чудаки украшают мир», - когда-то мудро заметил М. Горький. Статья И. Ялимова, думаю, убеждает нас в правильности, бесспорности этой мысли.
Автор текста, прослеживая «путь развития» человека из детства во взрослую жизнь под влиянием старших, замечает, что чудаки вырастают «из детей, не завершивших этот путь развития».  И. Ялимов дает толкование слова «чудак» (предложение 10) и приводит примеры «нелепых» поступков чудаков, их гениальных изобретений и открытий, казавшихся «опасными» и «особо опасными» приверженцам привычных, общепризнанных норм жизни (предложения 11 – 23).
Рассуждения автора, передающие обывательское отношение к чудачеству, образны, эмоциональны; тон их ироничен, местами близок к саркастическому (абзац об истории человечества как истории борьбы с чудаками (предложения 34 – 36).
Цель автора - подчеркнуть роль чудаков в нашей жизни:  «без чудаков мир застыл бы в своем развитии» (предложение 39).
И. Ялимов с чувством горечи говорит о той цене, «которую человечество заплатило за уничтожение чудаков» («мрачные столетия средневековья») и об угрожающей человечеству энтропии («ржавчине, разъедающей энергию») - энтропии человеческого общества.
 Чувствуется глубокое уважение автора к чудакам, даже некое преклонение перед ними. И. Ялимов не назидателен, но его обращение к людям – в представленной им читателю картине будущего с транспарантами в ночном небе «Берегите чудаков!»
Образность, эмоциональность языка статьи создается за счет лексических средств выразительности. В тексте использованы слова и обороты в переносном значении (метафоры, эпитеты), к примеру:
«унылая логика», «ускоренные путешествия в будущее», «робкая надежда», «незыблемость мира», «непогрешимость законов», «топили изобретателей», «стойкая инфекция», «бациллы чудачества», «инфекция чудачества», «питать космические ракеты», «книги, испепеляющие все, на чем держатся и власти придержащие, и губернаторы, и вице-губернаторы», «мрачные столетия», «энтропия человеческого общества», «кормили ими юмористов».
В тексте встречаются фразеологизмы: терять надежду, искоренить несправедливость, принимались за своё и другие.
Автор текста, рассуждая об открытиях и изобретениях чудаков, широко использует книжную лексику:
«изобрести», «негодование», «орудовать», «мореплавание», «справедливость», «человечество», «призыв», «регулярно», «истина», «мироздание».
Употреблены в статье также термины и специальные слова: «радиосвязь», «обезболивание», «фотоэлементы», «инфекция», «бацилла», «энтропия», «запасы энергии», некоторые из них – в прямом и в переносном смысле.
Выразительно и такое языковое средство, как синтаксический параллелизм: предложения 18 – 23, 25 – 29.
Наряду с вышеназванными приемами подчеркивают идею автора предложения с однородными членами (например,  3, 4, 35, 36).
Разговорных слов и выражений в тексте мало: «болван», «идиотское утверждение».
Автор употребляет много иноязычных слов:
«вариант» (франц.)
«логика» (греч.)
«энциклопедия» (греч.)
«регулярно» (лат.)
«музыка» (греч.)
«система» (греч.)
«религия» (лат.)
Морфологический строй публицистической речи отличается преобладанием имен над глаголами. К примеру, в первых двух абзацах употреблено 70 слов, относящихся к именным частям речи, и только 18 глаголов и 5 причастий: «следующий», «отвергающий», «сказавшая», «отдан», «разбитое».
Как и в других стилях речи, в публицистическом стиле частотны имена прилагательные, некоторые из которых в данном тексте употреблены в краткой форме: «неверен», «прекрасна» и другие.
Глаголы употреблены в различных формах, но преобладают формы изъявительного наклонения:
«знаем» (настоящее время), «произойдет» (будущее время), «совершили» (прошедшее время). Более частотны глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «не довольствовались», «дули», «придумывали», «утверждали».
Синтаксис текста содержит в основном черты книжного стиля. Много сложных предложений, более всего – сложноподчиненных (18): № №1, 2, 4, 5, 7,  10, 13, 16, 17, 21, 22, 26,28, 30,  37, 38,  42, 43, 44. Среди них встречаются предложения с несколькими придаточными. Например, предложение 38 с однородным подчинением придаточных подчеркивает главную мысль текста.
В тексте два сложносочиненных  предложения (14,20) и три бессоюзных (№№6, 8, 33).
В тексте 12 простых предложений: 3, 7, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 23,24, 25, 27, 29, 31,32, 34, 35, 36, 40, 45, 46.
Одно предложение (№35) является односоставным неопределенно-личным.
На основании вышеприведенных заключений можно сделать вывод, что синтаксический строй статьи содержит в основном элементы книжной речи.
Итак, текст И. Ялимова – яркий образец текста публицистического стиля речи.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»