Урок русского языка в 5 классе
Истинный храм искусства, или Знаки
препинания при однородных членах предложения
Пупанова Анастасия Юрьевна
Тип урока: урок систематизации знаний.Форма урока: урок-практикум.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся
по изучению темы «Знаки препинания при однородных членах
предложения» на основе материалов о театре.
Задачи: - продолжить формирование системы знаний по синтаксису
и пунктуации;
- формирование навыков смыслового чтения;
- расширение лексического запаса учащихся;
- воспитание уважительного отношения к театральному искусству.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного,
делать выводы.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка
результатов работы.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками, соблюдение правил
речевого поведения, умение высказывать
и обосновывать свою точку зрения.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная,
фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесные, практические, самостоятельная
работа учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор,
раздаточный материал, «Толковый словарь»
под ред. С.И.Ожегова.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Приветствие учащихся.
2.Просмотр видеоролика ( эпизод о приглашении в театр из фильма "Приключения Буратино")
3. Фронтальная беседа с классом
- как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, судя по видеоролику? (о театре)- да, мы сегодня будем говорить о театре. И не только потому, что я его очень люблю, но и потому, что хочу подарить это чудо всем вам. Поэтому я, вслед за Буратино, говорю: «За мной!» Кстати, уходящий 2019 год был Годом Театра, а 1 ноября Ленинградская область приняла эстафету Всероссийского театрального марафона, так что первая часть нашей темы урока очень актуальна «Истинный храм искусства, или» (запись на рабочих листах). А вот продолжение названия темы вам придётся определить самостоятельно. А также сформулировать то, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. А я вам помогу. К какому разделу лингвистики будет относиться данная тема? (к синтаксису и пунктуации)
II.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
1.Работа в парах.
Обсудите с товарищем по парте и выясните, чего не достаёт в нашем эпиграфе(эпиграф – это слова, выражающие основную мысль текста. Просвещение от слова «свет».
Роме́н Ролла́н — французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед. Лауреат Нобелевской премии по литературе.)
Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Радость сила и просвещение — вот три условия народного театра.
Ромен Роллан
- нет знаков препинания при однородных членах предложения.
(Какой знак надо поставить? А перед И нужна запятая? Почему? Поставьте недостающий знак препинания в рабочие листы.
(И на доску!)
2.Постановка цели урока (повторить знаки препинания при однородных членах)
3. Повторение правила постановки знаков препинания при однородных членах
- что такое однородные члены предложения?3. Повторение правила постановки знаков препинания при однородных членах
- когда знаки препинания ставятся, а когда нет? (схема на доске и в рабочих листах)
Знаки препинания при однородных членах предложения
Запятая ставится | Запятая не ставится |
О, О | О и О |
О, а О (но, да=но) |
О или О (либо) |
и О, и О, и О | О и О, О и О |
О, и О, и О | |
О, О, О и О | |
не только О, но и О (как, так и) |
III. Работа с текстом.
1.Беседа с учащимися
- бегло познакомьтесь с текстом. Сможем ли мы легко прочитать его? Почему? (пропущены некоторые слова)2. Выполнение заданий по восстановлению слов.
А) В этом слове корень, как в слове «искусный»; суффикс, как в слове «авторство»; окончание, как в слове «слово». Какое слово вы вписали на месте первого пропуска? (Искусство)Б) Какие союзы надо вставить между словами, обозначенными курсивом? Что это за слова? (однородные члены предложения; союз и; союз не только, но и)
В) Угадайте словечко! И впишите его в текст.
Пьеса делится на акты,
Между актами – … (антракты).
3. Физкультминутка.
А мы с вами тоже сделаем небольшой антракт.- встаньте те, кто хоть раз в жизни был в театре;
- встаньте на цыпочки и потянитесь те, кто теперь знает, что такое антракт;
- повернитесь влево и вправо, чтобы увидеть и улыбнуться зрителям нашего сегодняшнего урока-спектакля;
- сядьте на место и крепко-крепко закройте глаза, чтобы вспомнить понравившийся спектакль;
- поднимите вверх руки и пошевелите пальцами, кто считает, что театр – это великое искусство.
4. Продолжение выполнения заданий по восстановлению слов.
Г) Аудиодиктант.
Прослушайте аудиозапись и выпишите в тетрадь, не повторяясь, слова из тематической группы «театральные профессии».(прослушивание аудиозаписи, состоящей из фрагментов песен)
(Актёр, режиссёр, суфлёр, гримёр, костюмер).
Как выдумаете, кем был Константин Станиславский? (Он был и актёром, и режиссёром, но известность приобрёл именно как режиссёр. Система Станиславского)
Записать предложение в рабочий лист, подчеркнуть однородные члены предложения, выделить союз, составить схему. Константин Станиславский был не только актёром, но и режиссёром.
Д) Групповая работа (по 4 человека)
Решите кроссворд. Если вы это сделаете правильно, то в выделенном столбике получите последнее пропущенное слово. А какая команда быстрее это сделает, получит «Толковый словарь Ожегова», чтобы выяснить значение этого слова.
1. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(СЦЕНА!)
2. Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (ДЕКОРАЦИИ!)
3. Демонстрация АФИШИ любого спектакля, сопровождаемая вопросом о том, как называется объявление о спектакле, концерте и т.п.
4. Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту –… (БИЛЕТ!)
5. Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ!)
5. Чтение текста.
Что такое театр? Согласно сл…варю Ожегова и Шведова, театр – это «искусство представления др…матических произведений на сцене». А еще театр – это праз(?)ник, это фант…стический мир, где много уд…вительного.Слово «театр» в переводе с греческого означает «зрелище». Здесь есть целая армия людей (например, драматург, осветитель, суфлёр и хореограф), обеспечивающих бесперебойную работу театрального царства. Но обо всём этом даже и не задумываешься, когда смотришь на сцену. Ты попадаешь в иной мир, который существует здесь и сейчас на этой сценической площадке, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и плачешь. А в антракте, который предназначен не только для отдыха исполнителей, но и для перемены декораций, делишься впечатлениями с друзьями. (Кстати, так же называется и небольшая музыкальная пьеса. Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой).
2019 год был объявлен Годом театра. Почему именно театра? Вероятно, потому что театр был, есть и будет всегда гордостью России. Сергей Дягилев и Анна Павлова, Константин Станиславский и Федор Шаляпин, Олег Ефремов и Михаил Ульянов, Евгений Шварц и Юрий Любимов…. Можно перечислять до бесконечности фамилии и имена людей, которые сделали наш театр самым лучшим в мире и сами являются кумирами человечества.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» (да и просто так, без повода) — сходите в театр. Среди серых будней подарите себе праздник. Там всегда софиты, сцена, там всегда светло. Посетив театр, человек становится лучше. До определённого времени. До нового похода в театр.
6. Беседа по тексту
- о чём этот текст? Какова его тема?- найдите определение театра, которое есть в словаре.
- А кто такой Константин Станиславский?
- Найдите и прочитайте предложение, в котором сказано, зачем надо ходить в театр.
7. В первом абзаце вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы. Найдите предложения, в которых пропущены запятые при однородных членах предложения.
IV . Рефлексия.
1.Беседа с классом
- что за схема расположена на доске?- о чём мы сегодня говорили на уроке?
2. Объяснение домашнего задания.
- Выучить таблицу со знаками препинания- Упр.______ или Сочинение-миниатюра «Театр для меня – это…».
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…
(АПЛОДИСМЕНТЫ!)
Действительно, в конце спектакля слышны аплодисменты, награждающие актёров за их игру.
- Поаплодируйте, пожалуйста, те, кто узнал сегодня что-то новое для себя.
- Поаплодируйте те, кто хотя бы чуть-чуть больше сегодня полюбил театр.
- Поаплодируйте те, кто доволен своей игрой на сегодняшнем нашем уроке- спектакле.
-А я аплодирую всем вам, моим дорогим помощникам-артистам, и всем нашим зрителям-гостям за сегодняшний урок. Спасибо вам!
Звучит песня «Ждите премьеры».