Программа модуля внеурочной деятельности для 9 класса
Пусть говорят ученики
Соловьева Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Костенская СОШ»
Хохольского района Воронежской области
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Костенская СОШ»
Хохольского района Воронежской области
Пояснительная записка
Программа модуля внеурочной деятельности составлена с учетом
Программа модуля внеурочной деятельности составлена с учетом
- требований Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. (с изменениями №1577 от 31.12.2015г.) к предметным результатам при изучении предметной области «Русский язык и литература» (п.11.1),
- ключевых подходов в преподавании русского языка и литературы в Российской Федерации согласно Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 637-р от 09.04.2016г., в т.ч. предусматривающей в обязательном порядке овладение обучающимися на высоком уровне всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и включение оценку уровня владения устной речью в государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Модуль ориентирован на использование в качестве учебного пособия книги «Русский язык. 9 класс. Готовимся к устному собеседованию. Практикум». Под ред. Гуськовой Т.П. (авторы: Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М.). Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2018г.
На модуль «Пусть говорят ученики» выделено в плане внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление развития личности) по 1 часу в неделю (всего 6 час.)
Целью данного модуля является совершенствование навыка говорения как одного из видов устной речевой деятельности посредством пересказа текста с привлечением дополнительной информации.
Достижение заявленной цели связывается с решением таких задач:
На модуль «Пусть говорят ученики» выделено в плане внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление развития личности) по 1 часу в неделю (всего 6 час.)
Целью данного модуля является совершенствование навыка говорения как одного из видов устной речевой деятельности посредством пересказа текста с привлечением дополнительной информации.
Достижение заявленной цели связывается с решением таких задач:
- Научиться выделять в тексте опорные слова, микротемы, составлять вопросный план к тексту;
- Научиться создавать опорные логико-структурные схемы к тексту, делать выписки из текста, формулировать и записывать тезисы текста,
- Научиться уместно и логично вводить при пересказе дополнительную информацию (высказывание) любым из способов цитирования,
- Учиться связно излагать прочитанный текст (в т.ч. подробно, сжато),
- Осуществлять при пересказе сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
- Практиковаться в пересказе исходных текстов с привлечением дополнительной информации.
Актуальность введения данного модуля обусловлена объективной необходимостью в совершенствовании различных видов речевой деятельности современных детей. Сегодня, в условиях новой компьютерной культурной практики коммуникации, утрачивается навык «живого общения», оно вытесняется виртуальным общением. Современные дети – «дети цифровой эры». Они разучились говорить четко, ясно, просто, они передают свое эмоциональное состояние в виртуальной коммуникации посредством пунктуации и использования специальных символов – эмотиконов, или смайликов, тематических стикеров. У «детей цифровой эры» наблюдается резкое сворачивание количества слов в индивидуальном лексиконе; клиповое мышление, стремление к экономии речевых усилий – все эти особенности редуцированного мышления выражаются в речевых действиях, в поведенческих реакциях, в нравственном выборе.
Однако социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Современный мир нуждается в средствах, которые способны объединить людей. Необходимость найти общий язык, договориться, понять друг друга – вот основные задачи людей. Ничто, как слово, речь, не может справиться с этой задачей. Живое слово – инструмент мысли, познания и средство объединения людей.
При освоении программы модуля делается акцент на применении интерактивной (дискуссии, полемики) и игровой технологий обучения. Это связано с тем, что данные технологии обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Модуль предусматривает и практические блоки.
Однако социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Современный мир нуждается в средствах, которые способны объединить людей. Необходимость найти общий язык, договориться, понять друг друга – вот основные задачи людей. Ничто, как слово, речь, не может справиться с этой задачей. Живое слово – инструмент мысли, познания и средство объединения людей.
При освоении программы модуля делается акцент на применении интерактивной (дискуссии, полемики) и игровой технологий обучения. Это связано с тем, что данные технологии обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Модуль предусматривает и практические блоки.
- Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- строить учебный диалог с другими людьми;
- развить способность к самообразованию на основе внутренней мотивации к обучению и познанию;
- уважать и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Обучающийся научится
- ставить и формулировать учебные задачи,
- планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- осуществлять контроль своей деятельности,
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- совершенствовать умение самоконтроля, самооценки.
Обучающийся научится:
- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
- строить схемы для решения учебных задач;
- составлять на основании текста монологическое высказывание;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Обучающийся научится:
- строить понятные для собеседника высказывания;
- задавать вопросы, в том числе уточняющие;
- аргументировать свою позицию;
- задавать вопросы, которые необходимы для организации персональной деятельности и сотрудничества с партнёром по общению,
- организовывать сотрудничество,
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- опознавать различные выразительные средства языка.
- владеть на высоком уровне монологической контекстной речью.
Результат модуля:
Обучающийся научится:
- выделить в данном тексте опорные слова, микротемы, составить вопросный план к тексту;
- создать опорную схемы к тексту// сделать выписки из текста // сформулировать и записать тезисы текста;
- связно изложить не менее 2 текстов с привлечением дополнительной информации;
- ввести при пересказе дополнительную информацию (высказывание) любым из способов цитирования;
- осуществлять при пересказе сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль.
Интерактивная технология (дискуссии, полемики)
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающая технология
Содержание
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности. Работа с текстом (1 час.).
Коммуникативная компетенция. Продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) коммуникативные навыки. Речевое поведение человека. Успешность человека в разных сферах жизни в зависимости от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Опорные (ключевые) слова в тексте. Тема текста, основная мысль, основная и дополнительная информация, функционально-смысловые типы речи и функциональные разновидности языка.
Коммуникативная компетенция. Продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) коммуникативные навыки. Речевое поведение человека. Успешность человека в разных сферах жизни в зависимости от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Опорные (ключевые) слова в тексте. Тема текста, основная мысль, основная и дополнительная информация, функционально-смысловые типы речи и функциональные разновидности языка.
Приемы информационной переработки текста (2 часа)
Информационная переработка текста. Тезисы текста, выписки по тексту, опорная схема к тексту.
Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ (1час.)
Цитата. Способы оформления цитат в речи. Цитата – предложение с прямой // косвенной речью, предложение с вводными словами. Анализ высказывания и включение его в текст.
Говорение (1час)
Пересказ как связное изложение прочитанного текста, средство развития речи на основе образца. Пересказ подробный и сжатый.
Пересказ и включённое в него высказывание – это цельный текст.
Подведение итогов (1 час). Контрольное занятие.
Тематическое планирование.
№ | Содержание | Кол-во час. |
|
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности. Работа с текстом. | 1 |
|
Приемы информационной переработки текста. | 1 |
|
Схема к тексту как прием запоминания его содержания. | 1 |
|
Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ. | 1 |
|
Говорение. | 1 |
|
Подведение итогов. | 1 |
6 |
9. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание | Форма организации | Формы организации и виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата план |
|
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности. Работа с текстом |
Тематическая дискуссия с практическим блоком | Участвуют в дискуссии на тему «Возможна ли социальная деятельность человека без речевого взаимодействия? Что проще: говорить и воздействовать или писать и убеждать?». Практический блок: выразительно читают текст, анализируют его с точки зрения темы, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; выделяют в тексте микротемы, опорные слова; устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий, проводят орфоэпический анализ слов, вызвавших затруднение в произношении при прочтении; определяют по толковому словарю лексическое значение непонятных слов; составляют вопросный план к тексту; устно отвечают на вопросы по тексту; участвуют в диалоге, учебная рефлексия. |
Проанализировать данный текст:
|
|
|
Приемы информационной переработки текста | Тематическая полемика с практическим блоком (методом «от противного»: сначала практический блок, а затем полемика) | Практический блок: Знакомятся с текстом, с понятиями выписка, тезис, оформляют тезисы // выписки по тексту; составляют вопросный план к тексту; участвуют в диалоге, пересказывают подробно фрагмент (по выбору с опорой на тезисы// выписки), ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль, работают со словарями. Участвуют в полемике на тему «Тезисы текста или выписки из текста: плюсы и минусы приемов переработки текста». Учебная рефлексия. |
Оформить тезисы//сделать выписки по данному тексту, составить вопросы к нему. |
|
|
Схема к тексту как прием запоминания его содержания. | Игра «Конструкторы». Ученики делятся на статичные пары, у каждой из которых свой фрагмент общего текста. |
знакомятся с фрагментами текста, составляют к ним схему, формулируют вопрос к своему фрагменту текста, «собирают» схему в единое целое, «конструируют» вопросный план. Говорение: пересказывают текст (сжато) с опорой на схему, ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль, работают со словарями. Учебная рефлексия. |
Подготовить рассуждение «Передача эмоционального состояния в электронной переписке при помощи смайликов – это путь к словесному оскудению» | |
|
Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ | Игра «Редакторы» Участники игры (статичные пары) получают композиционно деформированные тексты, а также дополнительную информацию к ним. |
Актуализируют знания о способах цитирования (фронтально, затем теорию представляют в виде схемы, которая станет карточкой-шпаргалкой), Знакомятся с текстом и дополнительной информацией к нему (высказыванием), комментируют текст, редактируют тексты, выстраивая их в верной логико-композиционной последовательности, учатся вставлять высказывание во время пересказа уместно и логично любым из способов цитирования; пересказывают подробно фрагмент текста, вставляя высказывание, ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль, работают со словарями. Учебная рефлексия. |
Репортаж с места событий (100-120 слов с использованием цитаты) | |
|
Говорение |
Игра «Вступительные испытания» Работа в динамичных парах: 1-экзаменатор, 2- экзаменуемый, затем дети меняются ролями. У экзаменаторов текст разных типов и стилей речи (3 текста). |
Пересказывают исходные тексты с привлечением дополнительной информации (подробно), Задают вопросы по тексту собеседнику, Участвуют в диалоге, ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль, работают со словарями, Осуществляют взаимопроверку пересказов по критериям (приложение1), Обосновывают баллы, выставленные за ответы. Учебная рефлексия. |
Повторить пройденный материал, упражняться в пересказе по данным текстам. | |
|
Подведение итогов | Игра «Эксперты» | Пересказывают исходные тексты с привлечением дополнительной информации. Осуществляют взаимопроверку пересказов по критериям, Обосновывают баллы, выставленные за ответы. Учебная рефлексия. |
- |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Русский язык. 9 класс. Готовимся к устному собеседованию. Практикум». Под ред. Гуськовой Т.П. (авторы: Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М.). Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2018г. серия «ОГЭ на «Отлично!».
- Кабинет с компьютером, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера.
- Список литературы:
- ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 (с изменениями от 31.12.2015 за № 1577)
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (2016г.)
- Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Федеральный институт педагогических измерений, 2018г.
- Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1
Критерии оценивания пересказа
№ | Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания | Баллы |
---|---|---|
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 | |
Упущена или добавлена одна или более микротем | 0 | |
П2 | Соблюдение фактологической точности при пересказе | |
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет | 1 | |
Допущены фактические ошибки (одна и более) | 0 | |
П3 | Работа с высказыванием | |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 |
Приведённое высказывание включено в пересказ не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в пересказ |
0 | |
П4 | Способы цитирования | |
Ошибок нет | 1 | |
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) | 0 | |
Г | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет. | 1 | |
Допущены грамматические ошибки (одна и более). | 0 | |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). |
1 | |
Допущены орфоэпические ошибки (две и более). | 0 | |
Р | Соблюдение речевых норм | |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. |
1 |
Допущены речевые ошибки (три и более). | 0 | |
Максимальное количество баллов | 7 |