Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа модуля внеурочной деятельности для 9 класса

Пусть говорят ученики

Соловьева Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Костенская СОШ»
Хохольского района Воронежской области
Пояснительная записка
Программа модуля внеурочной деятельности составлена с учетом
  • требований Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. (с изменениями №1577 от 31.12.2015г.) к предметным результатам при изучении предметной области «Русский язык и литература» (п.11.1),
  • ключевых подходов в преподавании русского языка и литературы в Российской Федерации согласно Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 637-р от 09.04.2016г., в т.ч.  предусматривающей в обязательном порядке овладение обучающимися на высоком уровне всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и включение оценку уровня владения устной речью в государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Модуль ориентирован на использование в качестве учебного пособия книги «Русский язык. 9 класс. Готовимся к устному собеседованию. Практикум». Под ред. Гуськовой  Т.П. (авторы: Нарушевич  А.Г., Смеречинская Н.М.). Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2018г.
На модуль «Пусть говорят ученики» выделено в плане внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление развития личности) по 1 часу в неделю (всего 6 час.)
Целью данного модуля является совершенствование навыка говорения как одного из видов устной речевой деятельности посредством пересказа текста с привлечением дополнительной информации.
Достижение заявленной цели связывается с решением таких задач:
  1. Научиться выделять в тексте опорные слова, микротемы, составлять вопросный план к тексту;
  2. Научиться создавать опорные логико-структурные схемы к тексту, делать выписки из текста, формулировать и записывать тезисы текста,
  3. Научиться уместно и логично вводить при пересказе дополнительную информацию (высказывание) любым из способов цитирования, 
  4. Учиться связно излагать прочитанный текст (в т.ч. подробно, сжато),
  5. Осуществлять при пересказе сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
  6. Практиковаться в пересказе исходных текстов с привлечением дополнительной информации.
Актуальность введения данного модуля обусловлена объективной необходимостью в совершенствовании различных видов речевой деятельности современных детей. Сегодня, в условиях новой компьютерной культурной практики коммуникации, утрачивается навык «живого общения», оно вытесняется виртуальным общением. Современные дети – «дети цифровой эры». Они разучились говорить четко, ясно, просто, они передают свое эмоциональное состояние в виртуальной коммуникации посредством пунктуации и использования специальных символов – эмотиконов, или смайликов, тематических стикеров. У «детей цифровой эры» наблюдается резкое сворачивание количества слов в индивидуальном лексиконе; клиповое мышление, стремление к экономии речевых усилий – все эти особенности редуцированного мышления выражаются в речевых действиях, в поведенческих реакциях, в нравственном выборе. 
Однако социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Современный мир нуждается в средствах, которые способны объединить людей. Необходимость найти общий язык, договориться, понять друг друга – вот основные задачи людей. Ничто, как слово, речь, не может справиться с этой задачей. Живое слово – инструмент мысли, познания и средство объединения людей.
При освоении программы модуля делается акцент на применении интерактивной (дискуссии, полемики) и игровой технологий обучения. Это связано с тем, что данные технологии обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Модуль предусматривает и практические блоки.
  1. Ожидаемые результаты:
Модуль ориентирован на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
  • строить учебный диалог с другими людьми;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • развить  способность к самообразованию на основе внутренней мотивации к обучению и познанию;
  • уважать и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится
  • ставить и формулировать учебные задачи,
  • планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять контроль своей деятельности,
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • совершенствовать умение самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
  • строить схемы для решения учебных задач;
  • составлять на основании текста монологическое высказывание;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
  • строить понятные для собеседника высказывания;
  • задавать вопросы, в том числе уточняющие;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • аргументировать свою позицию;
  • задавать вопросы, которые необходимы для организации персональной деятельности и сотрудничества с партнёром по общению,
  • организовывать сотрудничество,
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • опознавать различные выразительные средства языка.
  • владеть на высоком уровне монологической контекстной речью.
 
Результат модуля:
Обучающийся научится:
  • выделить в данном тексте опорные слова, микротемы, составить вопросный план к тексту;
  • создать опорную схемы к тексту// сделать выписки из текста // сформулировать и записать тезисы текста;
  • связно изложить не менее 2 текстов с привлечением дополнительной информации;
  • ввести при пересказе дополнительную информацию (высказывание) любым из способов цитирования; 
  • осуществлять при пересказе сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль.
 Образовательные технологии, применяемы при реализации программы:Игровая технология
Интерактивная технология (дискуссии, полемики)
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающая технология
Содержание 
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности. Работа с текстом (1 час.).
Коммуникативная компетенция. Продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) коммуникативные навыки. Речевое поведение человека. Успешность человека в разных сферах жизни в зависимости от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Опорные (ключевые) слова в тексте. Тема текста, основная мысль, основная и дополнительная информация, функционально-смысловые типы речи и функциональные разновидности языка.

Приемы информационной переработки текста (2 часа)
Информационная переработка текста. Тезисы текста, выписки по тексту, опорная схема к тексту.

Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ (1час.)
Цитата. Способы оформления цитат в речи. Цитата – предложение с прямой // косвенной речью, предложение с вводными словами. Анализ высказывания и включение его в текст.

Говорение (1час)
Пересказ как связное изложение прочитанного текста, средство развития речи на основе образца. Пересказ подробный и сжатый.
Пересказ и включённое в него высказывание – это цельный текст.

Подведение итогов (1 час). Контрольное занятие. 

Тематическое планирование.
Содержание Кол-во час.
  1.  
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности. Работа с текстом. 1
  1.  
Приемы информационной переработки текста. 1
  1.  
Схема к тексту как прием запоминания его содержания. 1
  1.  
Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ. 1
  1.  
Говорение. 1
  1.  
Подведение итогов. 1
    6
9. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание Форма организации Формы организации и виды учебной деятельности Домашнее задание Дата
план
  1.  
Говорение как один из видов продуктивной речевой деятельности.
Работа с текстом
Тематическая дискуссия с практическим блоком Участвуют в дискуссии на тему «Возможна ли социальная деятельность человека без речевого взаимодействия? Что проще: говорить и воздействовать или писать и убеждать?».
Практический блок:
выразительно читают текст,
анализируют его с точки зрения темы, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
выделяют в тексте микротемы, опорные слова;
устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий,
проводят орфоэпический анализ слов, вызвавших затруднение в произношении при прочтении;
определяют по толковому словарю лексическое значение непонятных слов;
составляют вопросный план к тексту;
устно отвечают на вопросы по тексту;
участвуют в диалоге,
учебная рефлексия.
Проанализировать данный текст:
  1. Тема
  2. Микротемы
  3. Опорные слова
  4. Составить вопросный план к тексту
Подготовить рассуждение «Говорение – один из важнейших продуктивной видов речевой деятельности»
 
  1.  
Приемы информационной переработки текста Тематическая полемика с практическим блоком (методом «от противного»: сначала практический блок, а затем полемика) Практический блок:
Знакомятся с текстом, с понятиями выписка, тезис,
оформляют тезисы // выписки по тексту;
составляют вопросный план к тексту;
участвуют в диалоге,
пересказывают подробно фрагмент (по выбору с опорой на тезисы// выписки),
ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
работают со словарями.
 
Участвуют в полемике на тему «Тезисы текста или выписки из текста: плюсы и минусы приемов переработки текста».
Учебная рефлексия.
Оформить тезисы//сделать выписки по данному тексту, составить вопросы  к нему.
 
 
  1.  
Схема к тексту как прием запоминания его содержания. Игра «Конструкторы».
 
Ученики делятся на статичные пары, у каждой из которых свой фрагмент общего текста.
знакомятся с фрагментами текста,
составляют к ним схему,
формулируют вопрос к своему фрагменту текста,
«собирают» схему в единое целое,
«конструируют» вопросный план.
Говорение:
пересказывают текст (сжато) с опорой на схему,
ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
работают со словарями.
Учебная рефлексия.
Подготовить рассуждение «Передача эмоционального состояния в электронной переписке при помощи смайликов – это путь к словесному оскудению»  
  1.  
Способы цитирования. Введение дополнительной информации в пересказ Игра «Редакторы»
 
Участники игры (статичные пары) получают композиционно деформированные тексты, а также дополнительную информацию к ним.
 

 
Актуализируют знания о способах цитирования (фронтально, затем теорию представляют в виде схемы, которая станет карточкой-шпаргалкой),
Знакомятся  с текстом и дополнительной информацией к нему (высказыванием),
комментируют текст,
редактируют тексты, выстраивая их в верной логико-композиционной последовательности,
учатся вставлять высказывание во время пересказа уместно и логично любым из способов цитирования;
пересказывают подробно фрагмент текста, вставляя высказывание,
ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
работают со словарями.
Учебная рефлексия.
Репортаж с места событий (100-120 слов с использованием цитаты)  
  1.  
Говорение
 
Игра «Вступительные испытания»
 
Работа в динамичных парах: 1-экзаменатор, 2- экзаменуемый, затем дети меняются ролями.
У экзаменаторов текст разных типов и стилей речи (3 текста).
Пересказывают исходные тексты с привлечением дополнительной информации (подробно),
Задают вопросы по тексту собеседнику,
Участвуют в диалоге,
ведут сопутствующий орфоэпический, грамматический и речевой контроль,
работают со словарями,
Осуществляют взаимопроверку пересказов по критериям (приложение1),
Обосновывают баллы, выставленные за ответы.
Учебная рефлексия.
Повторить пройденный материал, упражняться в пересказе по данным текстам.  
  1.  
Подведение итогов Игра «Эксперты» Пересказывают исходные тексты с привлечением дополнительной информации.
Осуществляют взаимопроверку пересказов по критериям,
Обосновывают баллы, выставленные за ответы.
Учебная рефлексия.
-  
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Русский язык. 9 класс. Готовимся к устному собеседованию. Практикум». Под ред. Гуськовой  Т.П. (авторы: Нарушевич  А.Г., Смеречинская Н.М.). Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2018г. серия «ОГЭ на «Отлично!».
  • Кабинет с компьютером, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера.
  1. Список литературы:
  1. ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 (с изменениями от 31.12.2015 за № 1577)
  2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (2016г.)
  3. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Федеральный институт педагогических измерений, 2018г.
  4. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
 
Приложение 1
Критерии оценивания пересказа
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы
П1 Сохранение при пересказе микротем текста  
  Все основные микротемы исходного текста сохранены 1
Упущена или добавлена одна или более микротем 0
П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе  
  Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) 0
П3 Работа с высказыванием  
 
 
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1
Приведённое высказывание включено в пересказ не уместно и/или не логично,
или
приведённое высказывание не включено в пересказ
0
П4 Способы цитирования  
  Ошибок нет 1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0
Г Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки  (одна и более). 0
О Соблюдение орфоэпических норм  
  Орфоэпических ошибок  нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением).
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более). 0
Р Соблюдение речевых норм  
 
 
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок.
1
Допущены речевые  ошибки  (три и более). 0
Максимальное количество баллов 7
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»