Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок по теме "Лексика" в 6 классе

Лексика. Лексикон вежливого человека

Пидяк Е лена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Цели: повторить основные лексические понятия; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся, расширить понятие детей о культуре поведения; прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
                    Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упражнение №74)
- Вспомните, пожалуйста, правила поведения молодых дворян в Петровскую эпоху.
Ответы детей:
-юные дворяне должны были в обиходе проявлять учтивость и вежливость;
-уважение к родителям;
-при приветствии снимать шляпу;
-учтиво, вежливо, но не много говорить; слушать и других речи не   перебивать;
 
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по вопросам § 3 (с. 7).
– Что изучается в лексике?
– Что называется лексическим значением слова?
На доске записываются слова, имеющие отношение к теме "Лексика", ученики записывают слова в тетрадь:
лексика
лексикон
лексическое значение
синонимы
антонимы
слово 
Учитель: Лексика изучает слова. "В начале было слово",- так начинается Евангелие от Иоанна. И дальше: «И Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Да, действительно, для владеющих речью Слово - это Бог! Слово - хранитель знаний! Слово - орудие труда! Слово-это оружие!
- Вспомните, пожалуйста, отрывок из стихотворения Вадима Шефнера "Слова"
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут. 
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Учитель: Научиться точно формулировать мысли, искать и находить единственное, нужное слово- это очень нелёгкий труд. Но если нужное слово найдено, то это половина успеха в любом деле.
-Ребята, тема нашего урока "Лексикон вежливого человека", а как зовут невежливого невежа или невежда? Вспомним значение слов. На карточках найдите соответствие слов и их значений.(определения  перемешаны)
невежда - несведущий, малообразованный, необразованный
                 неучёный, непросвещённый, безграмотный,                                  
невежа - грубый, неучтивый, невоспитанный, невежливый человек
(ребята называют определения к слову невежда и невежа, учитель крепит их  на доску)
Учащиеся записывают определение невежа в тетрадь.
Учитель: Ребята, мы написали близкие по значению, но разные по написанию слова.  Как они называются? (синонимы)
-А что значит быть вежливым человеком? Подберём слова синонимы.
вежливый- деликатный, воспитанный, предупредительный, учтивый
                   галантный, с хорошими манерами
Определения крепятся на доску, уточняются значения слов деликатный, учтивый, галантный.
Учитель: Скажите, ребята, а почему нужно быть вежливым или зачем нужны хорошие манеры? (слушаются ответы детей)
Посмотрите, что по этому поводу сказал Д.С. Лихачёв: "В основе всех хороших манер лежит забота-забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо."
Учитель: Какова основная мысль высказывания?( чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо)
На доске: (списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы)
Невоспитанность и невежество  (в)сфере духовн...  жизни  в...дут к ч...рствости, бе..сердечию, равнодушию.
Учитель: Ребята, а что, по-вашему, быть воспитанным человеком? (ответы детей)
Воспитанный человек –это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшим годами и по положению.(Д.С.Лихачёв) 
Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, слова, которые помогают нам быть вежливыми. Запишем их. (учитель крепит на доску)
здравствуйте                            
пожалуйста                                                                    
будьте здоровы
до свидания
извините
спасибо
-Проговорим эти слова вслух, их нужно запомнить (класс проговаривает слова вслух)
-Мы с вами вспомнили, что такое синонимы. Давайте подберём слова синонимы к слову здравствуйте. Как ещё можно поприветствовать друзей и знакомых?
Привет
Здорово
Добрый день
Моё почтение
Синонимы крепятся  в строчку к слову здравствуйте
Учитель: Вспомните, что такое антонимы? (Это слова, с противоположным значением) Сейчас мы с вами подведём итог сегодняшнему уроку, а для этого вам нужно будет подобрать к словам  антонимы. Подумаем, каким должен быть современный человек. (карточки)
Учитель: Итак, современный человек должен быть:
добрым, но не ........злым,
интересным, но не ..... скучным,
смелым, но не.......трусливым,
образованным, но не ... безграмотным,
щедрым, но не ......скупым,
вежливым, но не ...... грубым.
Домашнее задание. Дома вы прочитаете на  карточках правила поведения во время беседы. Выпишите 3 любых правила в тетрадь. Запомнить правила, выучить написание волшебных слов.
                                             Спасибо за работу. 
Как вести беседу.
1.Выбери тему, которая интересна всем, а не только тебе.
2.Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
3.Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
4.Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
5.Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
6.Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.

  • Подумай, всегда ли и все ли правила поведения во время беседы (диалога) ты  соблюдаешь? Над чем ещё нужно поработать?

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»