Нетрадиционные методы контроля знаний и умений
на уроках русского языка и литературы
Нерослева Екатерина Вячеславовна
Введение В последние годы много внимания уделяется созданию уроков инновационного типа. Очевидно, что уроки, строящиеся на основе традиционных подходов к преподаванию литературы и русского языка, не всегда способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников. Нетрадиционные уроки более занимательны и способствуют увеличению интереса к содержанию предметного курса, что приводит к повышению качества знаний и умений учеников.
Однако в методической литературе основное внимание уделяется нетрадиционным формам обучения. Информации о нетрадиционных формах контроля знаний и умений мало. Хотя именно таким образом, как я думаю, можно повысить эффективность учебной деятельности, снять с ученика напряжение, помочь раскрыться и раскрепоститься тем, кто при традиционных формах работы чувствует себя неуспешным.
Может показаться, что постановка цели контроля знаний и умений учащихся – это только теоретический вопрос, он ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель примет во внимание важность контроля для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов проверки может измениться. Например, если контроль направлен на формирование навыка самопроверки и саморегуляции, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки дети осознают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при выставлении себе отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель ставил целями контроля знаний и умений учащихся только диагностирование и учет знаний.
Исходя из вышесказанного, цель этой работы – показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в качестве контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся в современной школе.
Задачи:
- уточнить теоретические понятия;
- собрать воедино информацию о методах контроля, в частности – о нетрадиционных;
- определить основные методы контроля (как традиционные, так и новаторские), их достоинства и недостатки;
- описать методику проведения разных методов контроля умений и навыков.
Для реализации данных цели и задач я проанализирую методическую литературу, структурирую полученную информацию, подготовлю теоретическую информацию для ее использования в педагогической деятельности.
Контроль умений и знаний изучается в книгах по методике преподавания, в частности русского языка и литературы. Много полезной информации можно найти в пособиях, посвященных нетрадиционным формам урока. Кроме этого, в сети Интернет я нашла несколько работ практикующих учителей, затронувших данную тему. Эти работы интересны не только собранными теоретическими сведениями, но и конкретными примерами игр и заданий по моему предмету (см. Приложение).
Таким образом, я надеюсь, что данная работа поможет сделать учебный процесс более интересным и эффективным не только для моих учеников, но и для всех остальных, интересующихся данным вопросом.
1. Общая информация о контроле знаний и умений учащихся
К0нтр0ль - с0ставная часть, комп0нент пр0цесса 0бучения, 0рганически связанный с изучением пр0граммн0г0 материала, ег0 0смыслением, закреплением и применением, ф0рмир0ванием навык0в и умений. Целью к0нтр0ля является 0пределение качества усв0ения учащимися пр0граммн0г0 материала, диагн0стир0вание и к0рректир0вание их знаний и умений, в0спитание 0тветственн0сти к учебн0й раб0те.
Мет0ды и приемы пр0верки результатов учебн0й деятельн0сти различны, н0 все 0ни 0пираются на следующие треб0вания: целенаправленн0сть, систематичн0сть, 0бъективность, 0перативность и св0евременность к0нтр0ля.
Мет0ды к0нтр0ля делятся на две группы:
1) мет0ды к0нтр0ля усв0ения знаний,
2) мет0ды к0нтр0ля сф0рмир0ванн0сти умений и навык0в.
Существуют два вида к0нтр0ля: текущий и ит0г0вый. Оба вида к0нтр0ля имеют устную и письменную ф0рму пр0ведения [10].
1.1. Цели к0нтр0ля знаний и умений учащихся
К0нтр0ль знаний и умений учащихся является важным звеном учебн0г0 пр0цесса, 0т правильн0й п0стан0вки к0т0р0г0 в0 мн0г0м зависит успех 0бучения. В мет0дическ0й литературе принят0 считать, чт0 к0нтр0ль является так называем0й “0братной связью” между учителем и ученик0м, тем этап0м учебн0г0 пр0цесса, к0гда учитель п0лучает инф0рмацию 0б эффективн0сти 0бучения предмету. С0гласн0 эт0му выделяют следующие цели к0нтр0ля знаний и умений учащихся:
- диагн0стир0вание и к0рректир0вание знаний и умений учащихся;
- учёт результативн0сти 0тдельн0г0 этапа пр0цесса 0бучения;
- 0пределение ит0г0вых результат0в 0бучения на разн0м ур0вне;
Внимательн0 п0см0трев на изл0женные выше цели к0нтр0ля знаний и умений учащихся, м0жн0 увидеть, чт0 эт0 есть цели учителя при пр0ведении к0нтр0льных мер0приятий. Однак0 главным действующим лиц0м в пр0цессе 0бучения какому-либ0 предмету является ученик, сам пр0цесс 0бучения – эт0 при0бретение знаний и умений учащимися, след0вательн0, все пр0исходящее на ур0ках, включая и к0нтр0льные мер0приятия, д0лжн0 с00тветств0вать целям сам0г0 ученика, д0лжн0 быть для нег0 личн0стн0 важным. К0нтр0ль д0лжен в0сприниматься учащимися не как чт0-т0, нужн0е лишь учителю, а как этап, на к0т0р0м ученик м0жет с0риентир0ваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, чт0 ег0 знания и умения с00тветствуют предъявляемым треб0ваниям. След0вательн0, к целям учителя нужн0 д0бавить цель ученика: убедиться, чт0 при0бретенные знания и умения с00тветствуют предъявляемым треб0ваниям. Эта цель к0нтр0ля, п0-моему мнению, является 0сн0вн0й.
С0гласн0 замечаниям, приведенным выше, м0жн0 сф0рмулир0вать следующие цели к0нтр0ля знаний и умений учащихся:
-п0м0чь учащимся 0пределить, наск0льк0 усв0енные ими н0вые знания и умения 0твечают предъявляемым треб0ваниям;
-п0лучить инф0рмацию 0 т0м, усв0ены или нет каждым учащимся знания, указанные в 0браз0вательн0й цели изучения темы (цикла знаний);
- п0лучить инф0рмацию 0 т0м, научились ли учащиеся видам деятельн0сти, указанным в цели п0 развитию изучения темы (цикла знаний).
При так0й ф0рмулир0вке целей к0нтр0льн0г0 этапа 0бучения стан0вится ясн0, чт0 0н несет в себе т0льк0 0дну задачу: учет результативн0сти 0бучения и выявление ег0 пр0бел0в, если 0ни имеются, как учителем, так и, чт0 не менее важн0, самими учениками.
1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
- Контролирующая
- Диагностическая
- Обучающая
- Ориентирующая
- Воспитывающая
Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой на данном этапе обучения.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентирующей. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.
1.3. Формы и виды контроля знаний и умений учащихся.
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий: «Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или недостижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта» [18].
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды контроля:
1. Предварительный контроль - в начале уч/года, перед изучением новых крупных разделов). Цель – определить начальный уровень ЗУН.
2. Текущий контроль – систематическая проверка результатов учащихся по конкретным темам на отдельных занятиях.
3. Повторный контроль – проверка ЗУН параллельно с изучением нового материала.
4. Периодический контроль – по завершении каждого раздела учебного курса. Цель – диагностика уровня усвоения материала по пройденному разделу и систематизация знаний.
5. Итоговый контроль – в конце четверти или уч/года. Это комплексная проверка по всему основному материалу [12].
2. Традиционные методы контроля
Устный опрос
Текущий контроль как нового, так и изученного ранее материала происходит в форме опроса, который бывает следующих видов: индивидуальный, коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный [10].
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи.
При проведении фронтального опроса необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся:
- не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов;
- не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.;
- избегать подсказывающих вопросов;
- соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.
2. Запланировать и поставить перед учащимися не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие в классе проблемные ситуации.
Так, вместо традиционного задания «Расскажи о правописании ъ и ь≫ полезнее поставить учащихся в условия поисковой деятельности и сформулировать вопрос следующим образом: в чем сходство и в чем различие в употреблении ь и ъ?
3. При оценке ответов школьников учитывать не только фактическую правильность ответа, но и его речевое оформление, воспитывать бережное отношение к слову, стремление к точному выражению мысли [11].
Эта форма проверки используется для:
1.выяснения готовности класса к изучению нового материала,
2.определения сформированности понятий,
3.проверки домашних заданий,
4.поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
5.при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Рассказ (сообщение) ученика как метод контроля за знаниями применяется для проверки относительно законченной части темы (склонение имен существительных, времена глагола, односоставные предложения) или самостоятельных тем курса (словосочетания, имя прилагательное как часть речи) [11].
Работа с карточками
Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.
Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки.
Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Учитель готовит перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов отличает его от остальных форм контроля.
С помощью письменной проверки можно проверить ограниченную область знаний учащихся: буквенные обозначения, названия единиц, определения, формулировки, связь между величинами, формулировки научных фактов. Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Письменная проверка не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения письменной проверки является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояния орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обоснованно подобрать текст диктанта [11].
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать практическую работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов - наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен еще тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, желательно, зачет проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика.
Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая или лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в 5-6 классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
Тест. В данном задании учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием (инструмента, материала, явлений и ситуаций, соответствующих технологии).
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме.
Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.
Различают следующие виды тестов:
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5. Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Таким образом, мы рассмотрели разнообразие традиционных методов контроля, их достоинства и недостатки, условия эффективного использования. Но все же применяемые в настоящее время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным требованиям, что затрудняет управление познавательной деятельностью учащихся, не позволяя получать объективные данные об уровне их обучения.
Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Формирование положительной мотивации обучения должно рассматриваться учителем как специальная задача. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на положительную мотивацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
3. Нетрадиционные методы контроля
Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. В целях повышения качества знаний учащихся необходимо совершенствование форм и методов контроля.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы контроля ориентированы на личностный подход в обучении. Они позволяют активизировать познавательные способности учащихся, учат их применять знания, полученные на уроках, в жизни. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:
Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.
Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.
За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.
Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.
Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:
Вопросы | Варианты ответов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
... | |||||||||
... | |||||||||
... |
Вопросы | Варианты ответов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
... | + | ||||||||
... | + | ||||||||
... | + |
Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний:
• достоинства
– экономия времени при проверке ответов учащихся;
– безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя;
• недостатки
– большие затраты времени на подготовку матриц и карточек;
– большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые - на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них - 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Преимущества кроссвордов: помогают оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка и литературы.
Отличительная особенность кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
Ассоциативный кроссворд. Если необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), можно использовать подобный кроссворд (или криптограмму), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда найт