Характеристика работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Арестова Елена Вячеславовна
В современном мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.В «Концепции модернизации Российского образования говорится, что школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Следовательно, школе и другим учебным заведениям необходимо обеспечить равный доступ к полноценному качественному образованию, в соответствии с их интересом и склонностями.
Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей.»
Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других учащихся.
Сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен быть принципиально новый, качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Среди современных стратегий обучения и воспитания одаренных детей Е.Н. Смолина выделяет следующие: исследовательская деятельность (моделирование, проект, творческая работа, практическое исследование и его описание, мини-изобретение, личностное открытие), проблематизация, интеграция, методики «продуктивного обучения» (метод проекта, эвристическое обучение), методики личностно-ориентированного характера (учебный диалог, малые группы), научное творчество в форме научного общества учащихся, а также творческое объединение по интересам малых форм подвижного характера, создание «стимулирующего окружения» для одаренных детей, информационные технологии, индивидуализация (позволяющая выявлять «субъектный опыт» ребенка и создавать условия для его «обогащения» через рефлексию, самоанализ, технологию отслеживания результатов развития), наставничество, индивидуальное ведение, тьюторство, индивидуальная траектория обучения.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности (и эти две дисциплины имеют широкие возможности для работы с одарёнными детьми).
Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.
В работе с одаренными детьми используются следующие формы: творческие мастерские, интеллектуальные ринги и марафоны знаний, разноуровневые олимпиады и конкурсы, кружки.
Работа с одаренными детьми реализуется посредством элементов технологии проблемного обучения. На занятиях создаются ситуации познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, усвоение новых знаний, умений и компетентностей, самостоятельная организация процесса усвоения, т. е. умение учиться. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития универсальных учебных действий.
При работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы считается целесообразным использование следующих методов работы: проблемного, исследовательского, частично-поискового, проектного.
Успешно применяются следующие формы работы: работа в парах, в малых группах, разноуровневые творческие задания и индивидуальное консультирование, элективные курсы, факультативы, кружки, игры, конкурсы, викторины, профильные группы, проведение олимпиад и предметных недель, научно-практические конференции.
В урочной деятельности используется проблемно-развивающее обучение, применяются проектно-исследовательские технологии, игровые технологии (деловые игры и путешествия), информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажеры), творческие и нестандартные задания.
Такая система работы имеет определенную структуру и включает следующие этапы: выявление ребенка в классном коллективе (наблюдение, опросники, мотивация участия и активности и др.); составление примерного плана работы с одаренным ребенком; согласование действий с учеником, администрацией школы, родителями ученика; подведение итогов работы, внесение в план работы соответствующих изменений. В 5-8 классах преподавание русского языка часто осуществляется по программе С.И. Львовой, где предусмотрен новый подход, направленный на интенсивное речевое развитие детей.
Педагоги-практики отмечают, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех обучающихся. Необходимо так строить учебный процесс, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного изучения материала и развития менее подготовленных учащихся. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого автором учебника, позволяет учителю дифференцировать и индивидуализировать работу с одаренными обучающимися на уроке и дома, обеспечивает возможность выбора упражнений детьми.
Задания повышенной сложности рекомендуются одаренным обучающимся, в качестве индивидуальной работы предлагаются отдельные упражнения исследовательского характера. Это позволяет сохранить интерес к предмету одаренных детей и дает толчок формированию и развитию навыков исследовательской работы в области изучения родного языка.
Сильные учащиеся получают возможность саморазвития, пробуя свои силы в работе над упражнениями повышенной сложности и заданиями, цель которых - развитие аналитических способностей. Таким образом, дети учатся сами определять объем домашнего задания и получают представление о результате, к которому нужно стремиться.
Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся возможно через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного уровня сложности. Обучающиеся могут проявить себя в рисовании при выполнении упражнений «Конкурс художников», при создании иллюстраций к речевым высказываниям. В методической системе учитываются также интересы и склонности детей к изучению других дисциплин.
Выбираются разные варианты домашнего задания: обязательное задание для всех обучающихся; дифференцированное задание (разного уровня сложности) для одаренных и слабых учеников; индивидуальные задания; разные задания или части одного задания для разных групп учащихся; задания по выбору и желанию. Ученики имеют возможность при этом извлечь информацию из справочного материала, поработать с разными словарями.
При объяснении нового материала используются элементы технологии творческой мастерской, такие, как деконструкция предмета и оживление чувств вокруг него (при изучении материала в 6 классе по темам «Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия», «Роль причастия в художественном описании»).
Работая с теоретическим материалом учебника при получении новых знаний, сильные ученики, опираясь на наблюдения, самостоятельно составляют опорные схемы, алгоритмы, таблицы. Это вовлекает детей в активную деятельность, позволяет самостоятельно сделать выводы, что дает более стойкий результат по освоению темы.
Особую роль при работе с одаренными детьми играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках используются различные технологии, отличающиеся от методики тем, что имеют четкий алгоритм действий, в котором нельзя упустить ни одного звена. Это использование на уроке мастерской, что стимулирует творчество детей, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ребенка действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно. Мастерские могут быть разных типов: построения знаний, творческого письма, мастерские по самопознанию, могут носить смешанный характер.
На уроках русского языка в 5 классе приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг наряду с формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей развития языка, с собственно лингвистическими терминами, развитие языкового чутья и обучение азам лингвистики. Однако невозможно уделять решению всех этих задач много времени. Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В таких случаях наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками можно проводить лингвистические пятиминутки:
- Шиворот- навыворот. Чем является морфема ши? Корень или приставка?
- «Угадай слово» - учащиеся решают ребусы. При этом они должны не только угадать слово, но и определить, какой частью речи являются, назвать грамматические признаки. Эта игра (игровая форма деятельности) более способным детям становится интересна тем, что они сами находят что-то новое для себя и сообщают об этом одноклассникам. При этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными, вскоре тоже активно вовлекаются в эту деятельность. Забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, сказочные персонажи помогают результативно и в интересной форме осваивать сложные темы.
Также предлагаются задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на основе ситуативных задач. Например, «Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит, квартал и т.д. Поставьте ударения в словах, используя словари».
После изучения раздела «Лексика» можно провести урок – сказку, урок – путешествие в страну «Лексикологию», используя слайдовую презентацию.
На уроках литературы систематически должна вестись работа над развитием выразительного чтения. При изучении басен И.А.Крылова можно дать задание инсценировать понравившуюся басню в парах. При изучении устного народного творчества – сочинить сказку (волшебную, бытовую или о животных), на уроках изучения литературных сказок, учащиеся заучивают наизусть отрывки из сказок Пушкина, на уроках внеклассного чтения более сильные учащиеся пересказывают сказку дословно, в стихотворной форме, некоторую часть наизусть. Обобщая изученное по творчеству А.С.Пушкина, проводится викторина по сказкам, чтобы дети отгадали, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат (зеркальце, корыто, верёвка и т.д.)
Подобные задания одновременно и развивают учащихся, и поддерживают интерес к предмету. Важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной поисковой деятельности.
Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс.
Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому необходимо у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество. Способных (одарённых) детей надо побуждать к сочинительству как в стихотворной форме, так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха.
Особую роль играет и групповая работа на уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся, т.к. именно способные ученики выступают координаторами работы в группе. Например, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4 группы и получают задания:
1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пущина на будущее великого поэта, чтение стихов;
2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение стихов);
3 группа рассказывает о Кюхельбекере (Кюхельбекер в Сибири);
4 группа – о лицеистах (уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину).
Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой.
Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.
Этот метод обучения можно продемонстрировать, например, на основе изучения произведений таких писателей, как Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького. При изучении романа – эпопеи «Война и мир» можно провести диалог с учащимися.
- В какой семье, Ростовых или Болконских, ты хотел бы жить?
- Какая она, счастливая семья?
- Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом истории? И т.д.
Применяется такая форма работы, как составление сравнительных таблиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной работы учащихся.
Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ.
И наконец, в последние годы большие возможности работы с одарёнными детьми представляют различные интернет-проекты.
Всё это говорит о живом интересе к предмету, о развитии творческих способностей учащихся.
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и умение, способность нестандартному поведению. С другой стороны, школа ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче ЕГЭ, поэтому учитель вынужден уделять большее внимание на уроке им, слабым учащимся. Эти две проблемы тесно связаны между собой. Подготовка к экзаменам, во-первых, требует огромного напряжения, во-вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм и методов обучения.
Среди основных принципов моей работы по подготовке к ЕГЭ главными являются:
- сочетание групповых и индивидуальных консультаций;
- тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях;
- система работы над ошибками;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
- использование материалов сети Интернет, обучающих сайтов и т.д.
Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ построены на общих принципах, которые приводят к единой формуле успеха.
Есть японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.