Язык и культура
Егорина Елена Борисовна
Элективный курс«Формирование лингвокультурной компетенции на уроках подготовки к государственной аттестации с учетом национально-регионального компонента»
Пояснительная записка
Одна из важнейших целей обучения русскому языку - формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции. Эта цель поставлена не только перед профильной, но и общеобразовательной школой. Это означает, что на уроках, на факультативных и дополнительных занятиях учащиеся должны не только усвоить систему знаний, умений, навыков, но и обеспечить себе свободное владение русским языком в различных условиях речевого общения. В этой связи особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и национальной культуры, владение родным языком как материальной и духовной ценностью народа; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом. Данные курсы интегрированного типа обладают потенциалом для реализации новых для практики преподавания родного языка идей.
"ЯЗЫК И КУЛЬТУРА" - это интегрированный лингвистический курс, который предполагает подготовку учащихся 9-х классов к дальнейшему обучению в 10-11 классах, а также поможет в подготовке к итоговой аттестации. Отдельные разделы и темы курса станут базой для углубленного изучения предметов гуманитарного цикла.
Элективный курс "ЯЗЫК И КУЛЬТУРА" позволяет установить межпредметные связи, так как предполагает обращение к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории, МХК, географии. Курс обращает внимание учащихся к малоизвестным сведениям и фактам из истории, культуры, литературы родного края.
Широко применяется в методике преподавания данного курса деятельностный подход. Практические упражнения требуют от учащихся творческого подхода. Региональный компонент позволяет систематизировать полученные в процессе обучения знания, развивать познавательный интерес учащихся старших классов.
Цели:
- расширение знаний учащихся о русском языке, речевой культуре на литературном материале региональных писателей;
- формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся;
- расширение круга интересов учащихся.
- приобщать учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
- формировать уважительное отношение к родному языку;
- воспитывать уважение к требованиям речевого этикета;
- рассмотреть культурные богатства русского языка;
- способствовать осознанному владению нормами литературного языка как проявление потребности высокого уровня культуры и сохранения наследия литературного языка.
Содержание курса нацелено на глубокое изучение ряда сложных разделов языкознания и культурологии. Курс способствует изучению вопросов истории языка, диалектологии, современного русского языка, позволяет рассмотреть роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных связях русского языка. Курс «Язык и культура» способствует формированию как общенаучного, так и лингвистического мировоззрения, воспитывает бережное отношение к языку как основе духовной культуры.
Концептуальная основа курса « Язык и культура»:
- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся;
- вариативность содержательной и организационной составляющих;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- ориентация на региональные факты и языковой материал;
- опора на самостоятельную работу учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Новые знания, получаемые в процессе работы по программе элективного курса, связаны с расширением сведений о русском языке, о самобытности, своеобразии языка, его эстетической ценности.
Учащиеся совершенствуют умения анализировать тексты разных стилей и типов речи. Для написания сочинений-рассуждений на морально-этические темы, для подготовки к НПК работают со справочной литературой, собирают и систематизируют языковой материал.
Выбор методов и форм работы с учащимися обусловлен следующим:
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- личностно-деятельностный подход.
Ожидаемые результаты:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию (ФГОС);
- применение приобретенных компетенций в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) (ФГОС);
- приобретение практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (написание творческой работы по данной проблематике);
- приобретение опыта проведения научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности;
- исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет ресурсы), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях.
Предлагаемые пути усвоения содержания курса:
коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Содержательные блоки предлагаемой программы связаны общей идеей формирования лингвокультурной и социокультурной компетенций школьников, проявляющих интерес к гуманитарным знаниям.
Каждый из блоков может быть свернут до 1-2 занятий или, наоборот, развернут до 8-14 часов, т.е. стать микрокурсом. В этом проявляется вариативность содержания предлагаемой программы; за учителем остается право выбора технологии обучения.
Курс «Язык и культура» рассчитан на 14 часов, т.е. по 1 часу в неделю в течение одной четверти, выделенного из регионального компонента на предпрофильную подготовку учащихся в 9 классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- понимать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
- иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию;
- иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- применять приобретенные компетенции в повседневной жизни;
- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- уметь взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;
- овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации.
1. Текст. Тема текста.
Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.
2.Обучающее изложение.
Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова.
3.Средства связи в тексте.
Текст анализируется с точки зрения наличия изобразительно выразительных средств. Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафора. Метонимия. Сравнение. Перифраза.
4.Функциональные стили речи.
Русский литературный язык. Функциональные стили речи, норма, русский язык среди языков мира.
5.Основная мысль текста.
Лингвистический анализ текста. Тема, главная мысль, выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей теста.
6.Сжатое изложение.
Приёмы сжатия текста. Предупреждение речевых ошибок
7.Письмо
Лексика: прямое и переносное значение слов, многозначность. Формы письма.
8.Типы речи.
Лингвистический анализ текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Стили речи. Типы речи.
9.Повествование с элементами описания.
Особенности текста повествования .Композиция текста. Стиль речи. Анализ текста.
10.Рассуждение. Особенности текста повествования. Композиция текста. Стиль речи. Анализ текста.
11.Рассуждение .Особенности текста рассуждения . Композиция текста. Стиль речи. Анализ текста.
12 -14.Доказательства в рассуждении .Аргументы.
Примерные практические работы в процессе выполнения программы:
- составление схемы/ обобщающей таблицы/ опорного конспекта (ОК) по заданной теме или по материалам лекции учителя;
- подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;
- написание и защита рефератов, научно-исследовательских работ;
- самостоятельная работа со словарями, справочниками и научно-
Примерные темы творческих работ (исследований) по курсу «Языка и культура»
- Литературный язык - основа культуры речи.
- Основные признаки литературного языка.
- Современное состояние русского литературного языка.
- Связь русского языка с историей и культурой русского народа.
- Русский язык среди других языков мира.
- Проблема экологии слова.
- Основные формулы речевого этикета.
- Культура разговорной речи.
- Этико-социальные аспекты культуры речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990
3. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002
4. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994
6. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольно – измерительные материалы к курсу «Язык и культура»
Анализ текста
На вершине высокой гранитной скалы, где разгуливал лишь вольный ветер, у самого её края, над обрывом, росла одинокая сосна. В отличие от других деревьев она не стояла, а почти лежала на скале.
Трудно сказать, что случилось с деревом. Может быть, молодым оно было надломлено бурей, человеком или животным, любившим полакомиться корою, но сосна не хотела покориться лихой судьбе и умереть. Она стала бороться за жизнь. Корни искалеченного дерева уходили в расщелины в поисках соков, и так, лежа на скале, она стала расти и крепнуть.
Но самое удивительное было в том, что вся крона сосны повисла над обрывом, и казалось непостижимым, как дерево не сломилось под тяжестью.
Невольно думалось, сколько же сосне пришлось вынести бед, какая исполинская борьба за жизнь среди бурь, дождей, морозов и зноя происходила на холодной скале в течение многих лет. И сосна не только победила в неравной борьбе с силами природы, но и дала новую жизнь: неподалеку от скалы, на её южном склоне, выросла весёлая ершистая поросль молодых, стройных сосёнок. То были, конечно, дети мужественной сосны.
Сосна эта растёт недалеко от Улан-Удэ, вблизи зверосовхоза. Кому удастся побывать на этой скале и повстречаться с той сосной – поклонитесь ей.
О.Серова «Одинокая сосна»
Задания
- Озаглавьте текст, отразив его идею.
- Почему автор предлагает поклониться сосне?
- Из 4 абзаца выпишите производный предлог.
- Из 2 абзаца выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса)
- Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Определите виды придаточных предложений.
Анализ текста
Снег незаметно перестал, гладко серое небо потускнело к вечеру. Постучали бесцветные прозрачные сумерки. Тёмные кедры покачивали широкими лапами, убаюкивали Сибирцева, опытного охотника, словно говоря: в нашем царстве капля горячей крови ничего не значит, стань таким же холодным и спокойным, как все мы.
Поднимавшаяся с таёжных низин тьма окутала, наконец, кусты, подлесок, причудливые заснеженные навалы бурелома, отдельные поверженные лесины, пни с шапками снега. Безраздельная великая тишина уже поглотила тайгу, и в этой тишине уже тронул смычком струны хура отрешённый музыкант, играющий по ночам.
Мороз сковывал Сибирцева и убаюкивал. Замерзает, нет? Пока ещё не замерзает. Об этом ещё рано судить. Не он ли сам выбрал эту профессию. Профессию охотника. Только труд охотника заставляет человека искать уединения, бродить по самым безлюдным местам, где всегда опасность, которую нужно преодолеть. Да, к тайге нельзя относиться легкомысленно. Нельзя идти с одним коробком спичек в кармане пускаться в снежное дикое безлюдье. Это тебе не место, где ищут приключений. Сибирцев с детства полюбил охоту. К этому древнему ремеслу приучил его отец, потомственный таёжник, известный на всё Прибайкалье. Водил он сына и на медведя. Помнит Сибирцев, как ледяной страх сковал его, тогда ещё мальчишку, при виде зверя, но он устоял и в тайне считал, что выдержал главный экзамен и приобщился к опасному труду смелых людей.
Д. Дугаров «Чёрный соболь»
Задания.
- На какие две смысловые части можно разделить данный текст? Какая между ними связь? Что вы знаете о профессии охотника? Напишите мини-сочинение.
- Выпишите из текста развёрнутую метафору.
- В каком отношении находятся слово «охота» и оборот «древнее ремесло»:
Б) омонимичном;
В) родо-видовом
5. Выпишите из текста приложения.
6. Определите, какой частью речи являются слова «наконец», «втайне»?
Анализ текста
(1) Северобайкальск строили ленинградцы, и дух Питера присутствует здесь ощутимо остро. (2)На привокзальной площади памятник первостроителям города – молодой человек в робе и каске, но над его головой, словно птица, маленький кораблик с парусами, устремленный на север.(3) И эта точка в архитектурном плане «держит» весь город. (4)Вокзал, по замыслу архитекторов, должен был напоминать революционный крейсер «Аврору». (5)Воплощение оказалось глубже и интереснее. (6)Здание похоже на стремительный белоснежный клипер, пришвартовавшийся вдруг к железной дороге. (7)Впрочем, Байкал всего в трехстах метрах.(8) В здании вокзала всего один этаж, а высоченный потолок похож на парус, взлетающий в небо. (9)Отсюда кажется, что город – морской, подвижный, романтичный и очень легкий. (10)Сходство с Питером подчеркивается, кажется, и намеренно.(11) «Окно в БАМ» тянется за «окном в Европу» даже в самых неожиданных вещах.
(12) Северобайкальск можно обойти вокруг за один час. (13)Весь центр – это несколько кварталов, светлые пятиэтажки c худосочными лиственницами во дворах. (14)Питерская линейность и четкость читается всюду.(15) Даже в мелочах. Ленинградский проспект украшают идеально ровные ряды клумб c многолетними цветами. (16) А улица 60-летия Октября вдоль вокзала полыхает краcнолиcтными рябинами, высаженными, кажется, по стрелочке. (17)Рябины – главное украшение городской флоры.(18) Благодаря им город и в дождь не кажется серым и скучным.
(19)У Северобайкальска, выросшего буквально на пустом месте, нет истории (в сравнении с традиционными русскими городами.) (20)Откуда ей взяться за тридцать лет? (21)У человека в этом возрасте есть только воспоминания. (22)Молодость Северобайкальска притягивает к себе. (23)Ты кажешься себе первооткрывателем.
(24)Наверное, таким в XVIII веке был молодой Санкт-Петербург. (25)Новая столица фактически новой страны. (26)Разреженный воздух, открытые пространства, улицы, на которых больше тайги, чем человеческого жилья, загадочное манящее море и дух новизны, заставляющий расти дальше.
«История города Северобайкальска». Фрагмент текста из статьи Александра Рохлина.
Задания.
1. Какое высказывание противоречит позиции автора
а) Северобайкальск строили ленинградцы, поэтому во всем ощущается дух Питера
б)У Северобайкальцев нет истории, потому что им нечего вспомнить из прошлого.
в) В городе Северобайкальске ты кажешься себе открывателем, потому что многое еще не изучено и незнакомо.
г) Дух новизны, присутствующий в городе заставляет расти, становиться лучше. .
2 Определите стиль и тип речи текста.
А. Публицистический стиль; рассуждение.
Б. Научно – популярный стиль; рассуждение.
В. Художественный стиль; повествование.
Г. Официально- деловой стиль; описание.
3.Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
4. Из предложения 16 -18 выпишите все производные предлоги
5. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
6. Среди с 1 -8 предложений найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.
7. Найдите в тексте простое двусоставное нераспространенное предложение. Напишите его номер.
8. Найдите во втором абзаце предложения с обособленным определением Напишите их номера.
8. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
10. Напишите номер тех средств выразительности, которые использованы в тексте.(цифры пишите в порядке возрастания)
- антитеза
- оксюморон
- олицетворение
- парцелляция
- эпитеты.