Опыт педагогической деятельности учителя-словесника
Смирнова Наталья Анатольевна
Изменяющиеся требования к образовательной деятельности, появление новых средств обучения диктуют необходимость совершенствовать существующие формы и методы, осваивать новые, творчески подходить к их применению, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.Для формирования новых знаний обычно использую объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: рассказ, лекцию, изучение литературы, выполнение задания по алгоритму. Данные методы тренируют память и дают знания, но чтобы развить творческое мышление детей, особенно удачными в своей практике считаю применение проблемного и частично-поискового методов (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др.) Благодаря им учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
Применение исследовательского метода использую для решения задач творческого уровня и проектирования. Этот метод позволяет не только изучить литературу по теме исследования, но и разработать собственные гипотезы по решению проблемы и представить полученные результаты.
Для организации деятельности учащихся использую как методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, практикум, тренинг, публичные выступления учащихся), так и методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с таблицами, схемами).
Оценить эффективность деятельности позволяют такие методы контроля и самоконтроля, как контрольные, проверочные работы, тестирование, устные и письменные опросы, зачет, экзамен.
Разумное сочетание данных методов, а также форм работы (фронтальной, групповой и индивидуальной) позволяет включать ребят в активную познавательную деятельность. Этому же способствует проведение уроков в нестандартной форме (конкурсы, викторины, КВНы, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования).
Чтобы вовремя разглядеть способности каждого ребёнка, создать условия для их развития, использую дифференцированный подход. Поскольку работаю, в основном, в разноуровневых классах, приходится учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Для ребят, способных справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством, предлагаю задания посложнее или даю возможность поработать «учителем» (объяснить фрагмент урока), выполнить обязанности консультанта. С такими ребятами занимаюсь индивидуально при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Для тех, кто способен справиться самостоятельно, даю задания, связанные с увеличением объёма и сложности.
Детям, требующим постоянной дополнительной помощи, подбираю задания, включающие различные приёмы, которые помогают самостоятельно справиться с заданием.
Уроки литературы планирую так, чтобы затронуть в каждом ученике нужную струнку, заставить ее зазвучать, приучая ребят к мысли, что литература – это не просто учебная дисциплина, это поиск ответов на вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Применяя личностно-ориентированный подход, предполагающий учет субъективного опыта ребенка, стараюсь по возможности каждое художественное произведение связать с жизнью, приблизить к учащимся, показать реальную пользу от его изучения.
Следующие методические приёмы, которые я активно использую на своих уроках для активизации деятельности учащихся среднего звена:
- пятиминутки (орфографические, орфоэпические, синтаксические, лексические)
- головоломки, кроссворды, ребусы;
- «Аукцион знаний»;
- «Мозговой штурм»;
- упражнение «Микрофон» (по определенной теме дома подготовить речь, которая рассчитана на одну минуту);
- инсценирование;
- различные виды чтения, разнообразные формы пересказа;
- творческие работы на свободную тему, работы по изменению финала произведения;
- экскурсии;
- проекты.
Успех учителя во многом зависит от сотрудничества с родителями, поэтому уделяю большое внимание педагогическому просвещению родителей своих учеников: провожу тематические родительские собрания, привлекаю психолога, социального педагога, практикую индивидуальные беседы, консультации, которые помогают глубже понять возникающую проблему и быстрее ее разрешить.
Применение данных форм и методов способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и тем самым совершенствует процесс обучения и воспитания.