Дидактические игры на уроках русского языка
Какорина Наталья Павловна
Как вызвать у учеников желание учиться? Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Современное поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к уроку русского языка целесообразно внедрять инновационные педагогические технологии.
Одно из наиболее действенных средств, способное вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
1. Дидактическая игра Диктант-игра “Четвертый лишний”. Условия игры: учитель диктует четыре слова, учащиеся должны записать только три, т.к. одно слово по определенным грамматическим, орфографическим признакам является лишним в данной четверке слов.
2. Игра “Заблудился звук”. Определить, какой звук заблудился, дать его характеристику .
3. Игра “Угадайка-ка”. Ведущий перечисляет грамматические признаки, ребята должны определить задуманное слово, часть речи.
4. Игра “Вызываю огонь на себя!”. Один учащийся ( по желанию) выходит к доске и отвечает на пять вопросов по изученнному материалу, которые учащиеся готовят заранее ( в качестве домашнего задания). За каждый правильный и полный ответ ученик получает один балл. Отметка “5” выставляется за пять верных и обстоятельных ответов, отметка “2” не ставится. Если ученик затрудняется ответить или ответ неправилный, то на помощь приходит тот, кто задавал вопрос.
5. Игра «Выбери три слова». Цель данной игры заключается в том, чтобы проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
6. Игра «Найди окончание» .Чаще всего использую при повторении падежных окончаний имен существительных. Для учащихся ставится задача: найти окончания некоторых слов в поговорках.
7.Очень интересная дидактическая игра «Командная игра-цепочка».
Перед учащимися ставится дидактическая задача: дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже и сделать цепочку как можно длиннее.
8. При групповом методе работы можно использовать игру “Чей ряд грамотнее?” Методика та же самая.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий : организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Итак, подводя итоги своей работы, я могу утверждать, что дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияет на формирование и сплочение коллектива.
Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Литература
1. Е.М.Мордес “Искать, пробовать, обучать...”, изд.”Учитель-АСТ”, 2002
2. В.Волина “Веселая грамматика”, изд.”Знание”, М., 1995
3. П.И.Пидкасистый,М.Л.Портнов “Искусство преподавания”, М.,1999