Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры на уроках русского языка

Какорина Наталья Павловна

      Как вызвать у учеников желание учиться?  Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Современное поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к уроку русского языка целесообразно внедрять  инновационные педагогические технологии. 

      Одно из наиболее действенных средств, способное вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является  дидактическая игра. Цель игры- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.  При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. 

    Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости  школьника. 

   На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.     

    Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. 

  Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. 

1. Дидактическая игра  Диктант-игра “Четвертый лишний”. Условия игры: учитель диктует четыре слова, учащиеся должны записать только три, т.к. одно слово по определенным грамматическим, орфографическим признакам является лишним в данной четверке слов. 

2. Игра “Заблудился звук”. Определить, какой звук заблудился, дать его характеристику . 

3. Игра “Угадайка-ка”. Ведущий перечисляет грамматические признаки, ребята должны определить задуманное слово, часть речи. 

4. Игра “Вызываю огонь на себя!”. Один учащийся ( по желанию) выходит к доске и отвечает на пять вопросов по изученнному материалу, которые учащиеся готовят заранее ( в качестве домашнего задания). За каждый правильный  и полный ответ ученик получает один балл. Отметка “5” выставляется за пять верных и обстоятельных ответов, отметка “2” не ставится. Если ученик затрудняется ответить или ответ неправилный, то на помощь приходит тот, кто задавал вопрос.  

5. Игра «Выбери три слова». Цель данной игры заключается в том, чтобы  проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. 

 6. Игра «Найди окончание» аще всего использую при повторении падежных окончаний имен существительных. Для учащихся ставится задача: найти окончания некоторых слов в поговорках. 

7.Очень интересная  дидактическая игра «Командная игра-цепочка». 

 Перед учащимися  ставится дидактическая задача: дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже и сделать цепочку как можно длиннее. 

8. При групповом методе работы можно использовать игру “Чей ряд грамотнее?” Методика та же самая. 

  Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий : организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. 

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. 

   В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

    Итак, подводя итоги своей работы, я могу утверждать, что  дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса   школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения. 

     В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияет на формирование и сплочение коллектива. 

   Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. 

 

Литература 

1. Е.М.Мордес “Искать, пробовать, обучать...”, изд.”Учитель-АСТ”, 2002 

2. В.Волина “Веселая грамматика”, изд.”Знание”, М., 1995 

3. П.И.Пидкасистый,М.Л.Портнов “Искусство преподавания”, М.,1999 

 

     

   

 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»