Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку
как средство формирования социальных компетенций учащихся
Блинова Александра Александровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 111
с углубленным изучением немецкого языка
Калининского района Санкт-Петербурга
Лев Николаевич Толстой в 1905 году писал: «Век и конец века научитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 111
с углубленным изучением немецкого языка
Калининского района Санкт-Петербурга
евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец
одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало
другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения».
Начало XXI века принесло в нашу жизнь много нового. Новые технологии, новые средства коммуникации, новое мировоззрение.
В конце XX века в Америке появилась теория поколений, которая получила широкое распространение в других странах. Основываясь на этой теории, можно считать, что сейчас в России живут и работают представители шести поколений. Последнее из них - поколение Z, представители которого будут обучаться в школах по ФГОС в ближайшие 10−15 лет. Поколение Z — это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, так называемое «цифровое поколение». Дети, принадлежащие к этому поколению, – это дети мультимедийных технологий. Они иначе учатся, концентрация внимания у них ниже, а механизмы запоминания иные, чем у представителей предыдущих поколений. Они нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях, ориентированы на потребление, индивидуалистичны, гиперактивны, обладают «клиповым мышление».
Ученики изменились, Следовательно, современным учителям надо изменить методы преподавания, принципы подачи материала, структуру урока, а, главное, форму общения с учениками, так как традиционный принцип — прямая передача знаний от учителя ученику — устарел. Для того, чтобы заинтересовать современных учеников, необходимо увеличить темп урока, сделать его ярким, зрелищным, наглядным, создать доверительную атмосферу сотрудничества. Необходимо вести борьбу с фрагментарностью и поверхностностью мышления, обучать детей критически мыслить, помочь в этом могут современные технологии,
По мере того, как данное поколение будет реализовывать себя в активной социальной жизни, перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей, которые могут обеспечить карьеру и благосостояние. В этих условиях одной из важнейших задач школьного образования в наши дни становится формирование у учащихся метапредметных умений и навыков, а также социальных компетенций, которые необходимы современной молодежи для успешной социализации и самореализации после окончания школы. Социальная компетенция - это умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах, а также умение помочь другому человеку поддержать общение, поставить себя на его место, способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания при общении. Социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые человек воспринимает как свои (семья, религия, этнос, профессия). Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальных компетенций учащихся для успешной интеграции в социуме. Для реализации данных задач нужно использовать потенциал школьного курса русского языка. Но при этом необходимо помнить, что решать социальные задачи данного курса сегодня необычайно сложно в силу ряда обстоятельств, главным из которых является то, что А.И.Солженицын назвал «мировоззренческим разрывом». Конфликт поколений неминуемо отражается в словоупотреблении, поэтому для успешной реализации образовательных и воспитательных задач очень важно, чтобы ученики научились работать с нравственными понятиями, понимая их значение. Это необходимо для того, чтобы процесс присвоения социальных ценностей проходил органично, только тогда он поможет формированию социальной идентичности личности подростка. Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам русского языка и литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм. Воспитание социальных компетенций невозможно без понимания нравственных ценностей, которые являются основополагающими при формировании личности человека, его гражданской позиции. Сложности при формировании нравственных понятий возникают потому, что сегодня ученики ничего не воспринимают на веру, следовательно, нужно построить уроки таким образом, чтобы они имели возможность прочувствовать, «прожить» данные понятия. Такую возможность предоставляют уроки с лингвокультурологическим подходом, который разрабатывает Н.Л. Мишатина. Широкие возможности для реализации данного подхода предоставляют уроки-мастерские. Они дают возможность создать «проблемное поле» для самостоятельных поисков и размышлений, что, в свою очередь, приводит к выработке самостоятельной гражданской позиции. Данные уроки предусматривают активное участие каждого ребенка в образовательном процессе. Активная деятельность, которая в рамках урока всегда вызывает у учащихся положительные эмоции, невозможна без подключения эмоций, формирования личностного отношения к происходящему. Еще одним преимуществом данных уроков является то, что на них нет оценок, следовательно, отсутствует страх ребенка оказаться неуспешным.
В исторической повести Я. Рыкачева «Великое посольство» есть такие слова: «…меж людей, меж своих, живое слово от души к душе идет», - я считаю, что эти слова выражают саму сущность лингвокультурологического подхода. Данный подход, на мой взгляд, позволяет добиться более глубокого осознания учащимися некоторых нравственных и социальных понятий, дает возможность познакомиться с различным восприятием этих понятий в культурных традициях других стран, проникнуться уникальностью русской культурной традиции. Кроме того уроки, созданные в рамках этой методики, позволяют вести последовательную работу по подготовке учащихся к сочинению в формате ЕГЭ, так как рефлексия на этих уроках проводится в форме сочинения-рассуждения. Лингвокультурологический подход объединяет три составляющих: язык, культуру и языковую личность. Следовательно, применение лингвокультурологического подхода на уроках русского языка способствует формированию социальных компетенций и, как следствие, формированию личности подростка. Только ученик со сформированными социальными компетенциями может впоследствии стать человеком с активной гражданской позицией, а именно такие черты портрета современного молодого человека мы находим в воспитательном идеале.
Осип Мандельштам писал: «Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку». При этом, сколь бы ни были разнообразны ассоциации, вызванные словом, в основе их лежит все один и тот же смысл, раскрывающийся сознанию с разных сторон. На уроках с лингвокультурологическим подходом учащиеся обучаются моделированию текста на основе концептуального анализа слова. Это дает возможность развивать устную и письменную речь, ассоциативно-образное мышление, воспитывать любовь и уважение к своей стране и ее культурным традициям. Работа с ассоциативными образами является подготовительным этапом (5-7 классы). Работа с культурными концептами основным этапом (8 -11классы). В шестом классе возможно проведение уроков в технологии французских мастерских, подготавливающих учащихся к работе с ассоциативными понятиями. Уроки развития речи с реализацией лингвокультурологического подхода предусматривают создание творческой мотивации урока; решение ЛКЗ исследовательского, проектного и творческого типа, создание речевых произведений на основе данного культурного концепта как результата моделирования личностного концепта ученика. К жанрам, развивающим лингвокультурологическую компетенцию учащихся, относятся метафорический портрет слова, эмоционально-ситуативный и этимологический этюды, эссе на основе концептов русской культуры (концептуальное эссе).
Концептуальная методика – это наука о наилучших средствах передачи культуры сквозь призму языка. Концепт – ее базовая единица. Лучше знакомить учащихся с этим понятием в 7 классе, но отдельные приемы концептуального анализа можно давать раньше. Цель школьного концептуального анализа слова – дать более полное представление о различных нравственных и этических понятиях. Изучение концепта состоит в смысловом развертывании «свернутого текста». На мой взгляд, модель концептуального анализа, предложенная Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, наиболее удобна.
Универсальный уровень - национальный уровень - индивидуальный уровень.
Универсальное отражено в словарях и энциклопедиях, национальное - в фольклоре, индивидуальное – в контексте литературных произведений.
Наталья Львовна Мишатина предлагает следующее рабочее определение концепта: «Национальный концепт — это словесно выраженная содержательная единица сознания, которая включает понятие, но не исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями и изменяется вместе с развитием языка и культуры». Для того, чтобы составить концепт, нужно установить лексическое значение слова (по лингвистическим словарям); установить «внутреннюю форму» слова на основе этимологического и историко-культурного анализа; установить понятийное значение слова (по различным словарям); проанализировать контексты употребления слова (в том числе речевые народно поэтические и книжно-литературные формулы). Затем следует «собирание» ключевых признаков слова-концепта и анализ семантических отношений с другими словами родной культуры. Цель школьного концептуального анализа слова — дать по возможности более полное знание о понятии, существующем в сознании носителей культуры и выраженном в определенных языковых стереотипах. В общих чертах методическую модель школьного концептуального анализа слова можно представить следующим образом:
1) создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря);
2) создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне
словосочетания и микротекста);
3) создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста в диалоге
культур).
Концептуальный анализ дает возможность работать на уроках с нравственными и этическими понятиями.
Четыре этапа работы с культурными концептами:
1.ассоциативно-интуитивный,
2.словарный,
3.контекстуально-метафорический,
4.концептуальный.
Осуществлять лингвокультурологический подход удобно на уроках, проводимых в технологии мастерских. Технология мастерских - это не просто активная форма учебной работы, которая, в отличие от большинства уроков, увлекает полностью, не позволяя заниматься или даже думать о чем-то постороннем; это не просто новый способ организации работы учащихся. Педагогическая мастерская – универсальная технология, способствующая саморазвитию учащихся и учителя.
В работе педагогической мастерской большая роль отводится учителю, который создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества; включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность. Работая вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся, не производит официальное оценивание работы учащегося, но через ознакомление с работами дает возможность учащемуся самому оценить свою работу. Отсутствие оценки создает атмосферу творческой открытости, что, в свою очередь, помогает неуверенным в себе учащимся преодолеть смущение. Применение данной методики показывает, что дети лучше усваивают материал, так как имеют возможность прочувствовать его. Цикл уроков, посвященных Родине, (уроки последовательно проводятся с шестого класса) дает возможность в старших классах легче работать с понятием «Патриотизм».
Цикл уроков состоит из четырех занятий:
- Образ России в русском фольклоре.
- Образ России в народно-поэтической традиции
- Понятие «Родина».
- Понятие «Патриотизм».
Цикл уроков «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» помогает сформировать понятие «Трудолюбие».
Сегодня большинство учеников не может долго концентрировать внимание на чем-то одном, им необходимо менять формы деятельности через 10 – 15 минут. Технология мастерских дает такие возможности, так как подразумевает постоянную смену форм деятельности. В течение урока учащиеся могут слушать, создавать ассоциативные ряды, рисовать, работать в группах. Уроки, созданные в рамках данной технологи, позволяют заинтересовать не только детей со сформированной сознательной учебной мотивацией, но и гиперактивных детей с девиантным поведением. Данные уроки дают возможность почувствовать себя успешным ребенку с низким уровнем знаний по русскому языку, так как на таких уроках знание орфографических и пунктуационных правил не является основой успешной самореализации. Рефлексия дает возможность проанализировать свои действия и осознать, что именно ты узнал на данном уроке, что получилось, а что требуется доработать, а навыки самоанализа, формирующиеся на данных уроках, необходимы для формирования личности.
В условиях реализации ФГОС главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей. В ходе мастерских с лингвокультурологическим подходом происходит духовное самосовершенствование. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения. У учащихся формируются метапредметные умения и социальные компетенции, необходимые для успешного развития личности подростка и успешной социализации, формирования активной гражданской позиции. Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Активная жизненная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление делать жизнь лучше для всех. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания школьника, в результате преодоления им повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством.
Сегодня к числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, наличие у подростка ценностно-смысловых установок, отражение их в индивидуально-личностной позиции.
Уроки с лингвокультурологическим подходом, на мой взгляд, являются частью системы духовно-нравственного воспитания учащихся, так как формируют ключевые компетенции в сфере мировоззрения ( ценностно-смысловые и социально-трудовые).
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что лингвокультурологический подход дает нам возможность решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, которые соответствуют целям, сформулированным в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Данные уроки помогают формировать личность подростка в соответствии с национальным воспитательным идеалом, воспитывать высоконравственных компетентных граждан, не равнодушных к судьбе Отечества, знакомых с духовными и культурными традициями нашего народа.
Список использованных источников:
- Н.Л.Мишатина. «Как сердцу высказать себя?..». Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Санкт-Петербург. «Милена». 2002 год.
- Н.Л.Мишатина. «Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. «САГА» «Наука». 2004 год.
- Д.С.Лихачев. «Концептосфера русского языка»//://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/5135/