Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка по русскому языку

Рекомендации при подготовке к устному собеседованию учащихся 9 классов

 
Соловьева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга
Содержание
Введение
Основная часть Аналитический обзор устного собеседования по русскому языку
1.1. Чтение текста (определение, особенности, трудности выполнения, оценка)
 1.2. Пересказ текста (определение, особенности, трудности выполнения, оценка)
1.3 Монологическое высказывание (определение, особенности, трудности выполнения, оценка)
  1.4  Диалог с учителем-экзаменатором (определение, особенности, трудности выполнения, оценка)
Заключение
Библиографический список
Аннотация
        Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.
Введение
Устное собеседование в 9-х классах. Развитие коммуникативных компетенций у современных школьников.
 
Цели: 1. познакомить учащихся с заданиями устного собеседования
           2.повысить культуру разговорной речи, разработать навыки чтения с выражением
            3. проверить умения школьников ясно и грамотно излагать мысли, выражая эмоции с помощью различных интонационных средств
            4.научить создавать устное высказывание в соответствии с определенным типом речи.
            5. научить свободно вести диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения.
     Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. Модель устного собеседования состоит из 4 заданий, которые включают в себя:
  1. Чтение текста публицистического характера
  2. Пересказ текста с включением в него определенной цитаты
  3. Монологическое высказывание (составление монолога, состоящего из 10 предложений и более)
  4. Диалог с экзаменатором-собеседником  
 
На выполнение работы отводится 15 минут. На протяжении всего   ответа учащегося ведется аудиозапись.
 Распределение времени на подготовку и ответ экзаменуемого.
Виды задания Время на подготовку Время ответа
1.Чтение текста вслух 2 минуты 2 минуты
2.Пересказ текста с включением цитаты 2 минуты 3 минуты
3.Монологическое высказывание 1 минута Не более 3 минут
4 Диалог Времени на подготовку нет Не более 3 минут
 
    При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Оценивается итоговое собеседование по системе «зачет»/«незачет». На зачет необходимо набрать 10 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение всех видов заданий-19.
 Аналитический обзор устного собеседования по русскому языку
 
1.1 Чтение текста
Под выразительным чтением текста понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.
   Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.             
Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска
1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова.. 2. 2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Ритм особенно важен при чтении стихотворений.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире.
 5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения.
Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Актуальными при оценке чтения текста являются интонация и темп.  По данным критериям за чтение  учащийся может получить 2 балла.
Трудности при выполнении  задания №1:
  1. Беглое, торопливое или медленное слоговое чтение текста, без  соблюдения орфоэпических норм
  2. Наличие в речи грамматических ошибок при склонении имен числительных.
  3. Искажение ряда слов в тексте вследствие  торопливости, волнения и домысливания слов.
  4. Невыразительное чтение текста учащимся  из-за низкой культуры чтения  
1.2 Пересказ текста
    Пересказ – один из основных приемов оценки аналитического мышления. Способность понять содержание текста, запомнить его и адекватно воспроизвести в устной или письменной форме демонстрирует успеваемость по гуманитарным дисциплинам.
Причин для возникновения трудностей при пересказе может быть несколько: и недостаточный словарный запас, и невозможность сосредоточиться, и другие, индивидуальные особенности.
    Пересказ текста – это воспроизведение его содержания, и оно дается намного легче, если основано не просто на механическом заучивании, а на понимании основной идеи и ведущих сюжетных линий. Для точного воспроизведения текста необходимо помнить следующее:
А) прочитайте текст про себя , выделите главную мысль каждой микротемы.
(Микротема – это  часть общей темы. Сколько в тексте абзацев, столько же и микротем.)
 Б) запишите все имена собственные, даты и имена числительные на черновике.
В) составьте план текста, используя ключевые слова
 Г) не забудьте правильно ввести  в свой пересказ цитату, которая дана после текста.

Д) избегайте речевых и грамматических ошибок при пересказе текста

Трудности при выполнении  задания №2:

1.Невозможность воспроизвести тексты публицистического стиля

2.Неумение выделить основную мысль каждой микротемы

3.Небольшой словарный запас

4.Нарушение последовательности изложения при пересказе

5.Неправильное введение цитаты в текст

6.Наличие речевых и грамматических ошибок при пересказе

Схема проведения итогового собеседования с критериями оценок

Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя  
Чтение текста вслух
  • Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста – 1 балл
  • Темп чтения соответствует коммуникативной задаче – 1 балл
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
  • Все основные микротемы исходного текста сохранены – 1 балл
  • Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет – 1 балл
  • Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично – 1 балл
  • Нет ошибок при цитировании – 1 балл
Монолог на одну из предложенных тем.
  • Тема раскрыта, монолог не короче 10 фраз – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл
  • Соблюдены логичность, связность, последовательность изложения – 1 балл
Ответы на вопросы экзаменатора
  • Даны развернутые ответы на все вопросы экзаменатора – 1 балл
  • Учтены условия речевой ситуации – 1 балл
       1. 3 Монологическое высказывание
    Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.           Учащимся предлагается  составить монолог, используя только один из  трех типов  речи (повествование, описание, рассуждение). Используя определенный тип речи учащимся необходимо придерживаться определенного стиля речи. Речевая ситуация помогает определить стиль речи и выстроить алгоритм ответа на вопрос. Речевая ситуация  - ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами.

 
 
Стили речи
     Разговорный Книжный
  художественный
  публицистический
  научный
  Официально-деловой
Речевая ситуация  
разговорный художественный публицистический официально-деловой научный  
 
(с кем?) (с кем?) (с кем?) (с кем?) (с кем?)
один – много; один-один один – много один – много один – много один – много
(где?) (где?) (где?) (где?) (где?)
неофициальная обстановка (н.о.) неофициальная обстановка (н.о.); официальная обстановка (о.о.) официальная обстановка (о.о.) официальная обстановка (о.о.) официальная обстановка (о.о.)
(зачем?), ( с какой целью?) (зачем?), ( с какой целью?) (зачем?), ( с какой целью?) (зачем?), ( с какой целью?) (зачем?), ( с какой целью?)
общение воздействие на чувства  призыв к действию сообщение официальной информации Сообщение, объяснение
             
 
    Типы речи — это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
 Повествование. К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т.д.).

В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.

Описание. К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.

Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и в  повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные. Описание используется в текстах любого стиля.

Рассуждение. К текстам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод — итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видовременного плана. Рассуждение используется в текстах любого стиля.
              Учащиеся   должны выбрать только один тип речи и на его основе построить текст, состоящий из 10предложений.
Описание фотографии. Если выбираете описание фотографии, можно начать так: «Передо мной яркий многоплановый снимок, на котором фотограф запечатлел.........
 На переднем плане я вижу......
Опишите  всех людей ,  их одежду, состояние, настроение.
На заднем плане.......
 Мое внимание приковано к......;
Автору снимка удалось передать.....
 У меня фотография вызывает чувство.........и.т.д.».
Должен получиться связный текст, в котором  прослеживаются основные части связного текста:   вступление, основная часть и заключение. 
    Рассуждение по проблемному вопросу.
     Если ученик выбирает рассуждение, то нужно помнить, что первое - это тезис, (утверждение, которое необходимо доказать.) Второе - аргументы, а третье-вывод.
 Например, вопрос звучит так: «Интернет - это благо или зло?»
Примерный ответ: "На этот вопрос, по моему мнению, дать однозначный ответ нельзя. С одной стороны, интернет - это, несомненно, благо. Я могу использовать интернет в полезных целях при подготовке к урокам, при написании рефератов и докладов. Могу расширить круг своих интересов, узнать много нового и познавательного. Еще с его  помощью  я могу пообщаться со своими друзьями. Но  с другой стороны, интернет все же является злом. Почему? Мне кажется, у ребят, заходящих  в интернет постоянно, вырабатывается зависимость  от него. Они проводят много времени в виртуальном мире, становятся заложниками сети. Мне, кажется, во всем должна быть мера. 
  Повествование. Часто при составлении текстов повествовательного типа речи учащимся предлагается рассказать об экскурсии, о посещении театра или музея. В таблице даны определения понятия и представлена тематическая классификация.

Предмет повествования

Понятие

Классификация

Экску́рсия

Экску́рсия  — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом

 

По месту проведения экскурсии бывают: городские,
загородные, музейные, производственные, религиозные
По способу передвижения экскурсии бывают: 1)
пешеходные; 2)
транспортные; 3)
комбинированные.
 

 

Музей

Музе́й — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Исторические музеи де­лятся на:
• общеисторические му­зеи (широкого профи­ля);
• археологические му­зеи;
• этнографические му­зеи;
• музеи политической истории;
• музеи истории рели­гии;
• историко-бытовые музеи;
• монографические музеи;
• прочие исторические музеи;
Художественные музеи делятся на:
• музеи изобразительного искусства;
• музеи декоративно-прикладного искусства;
• музеи народного искусства;
• монографические;
• прочие художественные музеи.

 

Театр

Теа́тр ) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературымузыкихореографиивокалаизобразительного искусства и других

Театры принято делить на несколько видов или родов. Самой простой из них является следующая классификация: драматический, оперный, балетный, театр кукол, театр пантомимы.

 
Например, вам надо рассказать о последней экскурсии, которую вы посетили.
  «Недавно мы  вместе с одноклассниками посетили Пушкинские горы. Это было интересная и познавательная экскурсия. Я многое для себя  открыл. Пушгоры – это поселок, тесно связанный с жизнью великого русского поэта А.С. Пушкина. Там находятся два имения семьи поэта ( Михайловское и Тригорское). А также Святогорский монастырь – место, где он  похоронен. Михайловское – это самое известное имение поэта. Здесь он проводил много времени в юности и в зрелые годы. На территории музея находятся дом-музей Ф.С. Пушкина, домик няни и кухня-людская. Когда мы проходили по комнатам дома, то невольно  проникались той исторической атмосферой, которая нас окружала.  Удивляла простота убранства кабинета поэта: ничего лишнего. Нам казалось, что  А.С. Пушкин только что покинул кабинет и вот-вот вернется. Эта экскурсия произвела на меня неизгладимое впечатление. И запомнится мне надолго.
 Трудности при выполнении задания №3:
  1. Недостаточное  количество времени для подготовки
  2. Неумение составлять тексы разных типов речи
  3. Бедный словарный запас
  4. Наличие в монологе грамматических и речевых ошибок       
     1.4 Диалог с учителем-экзаменатором.
Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми. Учитель-экзаменатор предлагает ученику дать развернутые ответы  на три вопроса три вопроса (односложные ответы не засчитываются).
Например: 
1. Занимаетесь ли Вы самообразованием?
Ответ: - Да, конечно, я занимаюсь самообразованием по тем предметам, которые мне интересны. А также по тем предметам, которые важны для получения будущей профессии. Я хочу связать свою жизнь с техникой, поэтому меня привлекают точные науки.
Какие мотивы побуждают Вас к этому?
Ответ: - Как я уже говорил, меня привлекает техника, поэтому  мотивацией к самообразованию является интерес, целеустремленность и желание узнать много нового
3. Где Вы применяете полученные знания?
 Ответ: - Вне школы я посещаю кружок "Робототехника" и, обсуждая с ребятами полученные знания, нахожу им применение.
Трудности при выполнении задания №3:
  1. Отсутствие времени на подготовку
  2. Непонимание вопросов
  3. Неумение правильно выразить свои мысли
  4. Бедный словарный запас 
Заключение 
Для успешного прохождения устного собеседования учащимися 9-х классов необходимо:
- правильно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
-создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
-соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

Библиографический список
  1. ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы. - М., 2018 г.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов для  проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018 г.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2019 г.
  4. Егораева Т. М. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. М., Экзамен, 2019 г. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»