Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие
Колованова Алена Александровна
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.Уровень: 5 класс
Цель урока: повторить, закрепить и получить знания о согласных звуках, твердых и мягких, привести в определённую систему знания о звуковом строе русского языка (о согласных звуках).
Задачи:
1. Повторить материал о согласных звуках, твердых и мягких.
2. Показать, как образуются согласные звуки.
3. Развить умение сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы.
4. Активизировать интерес к языку и речевому творчеству.
Формирование УУД:
Регулятивных:
- Умение определять и формулировать цель на уроке;
- Формирование навыков оценки – осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить;
Познавательных:
- Построение речевого высказывания;
- Анализ объектов;
Коммуникативных:
- Умение слушать
Методическое обеспечение: конспект, учебник «Русский язык» 5 класс под ред. Т.Ладыженской.
Краткий конспект
Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Время |
1. Организационный | Подготовка к уроку | Проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя | 3 |
2. Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации | 3 | |
3. Подготовительный | Формулировка темы и задач урока запись числа, темы урока в тетрадь |
Направление и помощь в формулировке целей и задач урока | 3 |
4. Повторение сведений о фонетике, гласных | Формулировка основных понятий | Помощь, направление действий | 10 |
5.Закрпление материала | Выполнение упражнений | Следит за выполнением задания | 10 |
6. Проверка усвоения материла | Проверка упражнений и усвоенных знаний | Следит за выполнением задания | 10 |
7. Домашнее задание | Слушают, записывают в дневник | Озвучивает домашнее задание | 1 |
8. Итоги урока | Отвечают на вопросы учителя | Какая была цель урока? Какие задачи? Справились ли с поставленными задачами? | 3 |
9. Рефлексия | На листочках для рефлексии отвечают на вопросы. | 2 |
Ход урока
Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый раздел русского языка. Кто скажет, какой? (фонетика) А что такое фонетика? (раздел русского языка, изучающий звуки речи) На какие две группы мы делим звуки речи? (гласные и согласные). Гласные мы с вами изучали на прошлом уроке. О чем тогда мы будем говорить сегодня? (о согласных звуках). А какие задачи мы можем поставить перед собой? (узнать, сколько согласных, какие они бывают, как образуются).
Давайте запишем число, классная работа и тему урока – «Согласные звуки».
А сейчас мы с вами услышим сказку, которая называется «Кому живется лучше?». Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня неразделимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
(Согласные звуки выражают лексическое значение слова)
А кто услышал из сказки, как образуются согласные звуки? (На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык).
Давайте откроем учебник на странице 124. Прочитаем слова в начале параграфа.
Запомните: В русском языке согласных звуков – 36. Согласных букв – 21. Согласные без гласных не образуют слога.
Как мы уже с вами знаем, гласные звуки бывают либо ударными, либо безударными. Давайте на минутку вернемся на страницу 122. Посмотрите, какими могут быть согласные (твердые, глухие, звонкие, мягкие). Но сегодня мы с вами познакомимся только с категориями твердость и мягкость. Давайте запишем в тетрадях маленький заголовок «согласные твердые и мягкие».
Давайте прочитаем правило на странице 127.
Теперь запишем пары согласных в тетрадях. Записывайте их в столбик. К каждой паре звуков приведите в пример по одному слову. Например: пара звуков [б]-[б’]. Вы записываете: [б]ал – [б’]елый. И так с остальными парами звуков.
Всегда твердые звуки: [ж][ш][ц]
Всегда мягкие звуки: [ч’][щ’][й’]
[б][б’][в][в’][г][г’][д][д’][з][з’][к][к’][л][л’][м][м’][н][н’][п][п’][р][р’][с][с’][т][т’][ф][ф’][х][х’]
Проверка выполненного задания по цепочке.
Учитель. Давайте теперь на странице 128 прочитаем, что же нам может послужить сигналом мягкости.
Учитель. И выполним упражнение № 280 на той же странице.
Упражнение №277 на странице 128. Запишите пары слов, выделяя твердый и мягкий звуки. Например, первая пара – ста[л] – ста[л’]. И с любыми двумя парами слов составить словосочетания.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами начали изучать согласные звуки. Что мы сегодня о них узнали? (как образуются, на какие категории делятся, как обозначаются на письме).
Учитель. Давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам придумать небольшую сказку о согласных звуках. И заканчиваться она должна словами: «Вот так согласные узнали, что среди них есть звонкие и глухие звуки». Расскажите о том, как они образуются, как обозначаются на письме, про мягкие и твердые согласные. А последнее предложение будет служить вам мостиком к следующему уроку, на котором вы будете говорить о звонких и глухих согласных.
Рефлексия
Плюс (записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции) |
Минус (записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций) |
Интересно (вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю) |