Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

Колованова Алена Александровна
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Уровень: 5 класс

Цель урока: повторить, закрепить и  получить  знания о  согласных звуках, твердых и мягких, привести в определённую систему знания о звуковом строе русского языка (о согласных звуках).
Задачи:
1. Повторить материал о согласных звуках, твердых и мягких.
2. Показать, как образуются согласные звуки.
3. Развить умение сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы.
4. Активизировать интерес к языку и речевому творчеству.

Формирование УУД:
Регулятивных:
- Умение определять  и формулировать цель на уроке;
- Формирование навыков оценки – осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить;
Познавательных:
- Построение речевого высказывания;
- Анализ объектов;
Коммуникативных:
- Умение слушать

Методическое обеспечение: конспект, учебник «Русский язык» 5 класс под ред. Т.Ладыженской.
  
Краткий конспект
Этап урока Деятельность ученика Деятельность учителя  Время
1. Организационный Подготовка к уроку Проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя 3
2. Актуализация знаний   Создание проблемной ситуации 3
3. Подготовительный  Формулировка темы и задач урока
запись числа, темы   урока в тетрадь
Направление и помощь в формулировке целей и задач урока 3
4.  Повторение сведений о фонетике, гласных  Формулировка основных понятий Помощь, направление действий 10
5.Закрпление материала Выполнение упражнений Следит за выполнением задания 10
6. Проверка усвоения материла Проверка упражнений и усвоенных знаний Следит за выполнением задания 10
7. Домашнее задание Слушают, записывают в дневник Озвучивает домашнее задание 1
8. Итоги урока Отвечают на вопросы учителя Какая была цель урока? Какие задачи? Справились ли с поставленными задачами? 3
9. Рефлексия На листочках для рефлексии отвечают на вопросы.   2
 
 
  
Ход урока
Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый раздел русского языка. Кто скажет, какой? (фонетика) А что такое фонетика? (раздел русского языка, изучающий звуки речи) На какие две группы мы делим звуки речи? (гласные и согласные). Гласные мы с вами изучали на прошлом уроке. О чем тогда мы будем говорить сегодня? (о согласных звуках). А какие задачи мы можем поставить перед собой? (узнать, сколько согласных, какие они бывают, как образуются).
Давайте запишем число, классная работа и тему урока – «Согласные звуки».
А сейчас мы с вами услышим сказку, которая называется «Кому живется лучше?». Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Я и песня неразделимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
(Согласные звуки выражают лексическое значение слова)
А кто услышал из сказки, как образуются согласные звуки? (На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык).
Давайте откроем учебник на странице 124. Прочитаем слова в начале параграфа.
Запомните: В русском языке согласных звуков – 36. Согласных букв – 21.  Согласные без гласных не образуют слога.
Как мы уже с вами знаем, гласные звуки бывают либо ударными, либо безударными. Давайте на минутку вернемся на страницу 122. Посмотрите, какими могут быть согласные (твердые, глухие, звонкие, мягкие).  Но сегодня мы с вами познакомимся только с категориями твердость и мягкость. Давайте запишем в тетрадях маленький заголовок  «согласные твердые и мягкие».
Давайте прочитаем правило на странице 127.
Теперь запишем пары согласных в тетрадях. Записывайте их в столбик. К каждой паре звуков приведите в пример по одному слову. Например: пара звуков [б]-[б’]. Вы записываете: [б]ал – [б’]елый. И так с остальными парами звуков.
Всегда твердые звуки: [ж][ш][ц]
Всегда мягкие звуки: [ч’][щ’][й’]
[б][б’][в][в’][г][г’][д][д’][з][з’][к][к’][л][л’][м][м’][н][н’][п][п’][р][р’][с][с’][т][т’][ф][ф’][х][х’]
Проверка выполненного задания по цепочке.
 
Учитель. Давайте теперь на странице  128 прочитаем, что же нам может послужить сигналом мягкости.
Учитель. И выполним упражнение № 280 на той же странице.
 
Упражнение №277 на странице 128. Запишите пары слов, выделяя твердый и мягкий звуки. Например, первая пара – ста[л] – ста[л’]. И с любыми двумя парами слов составить словосочетания.
 
Учитель. Итак, ребята, мы с вами начали изучать согласные звуки. Что мы сегодня о них узнали? (как образуются, на какие категории делятся, как обозначаются на письме).
Учитель. Давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам придумать небольшую сказку о согласных звуках. И заканчиваться она должна словами: «Вот так согласные узнали, что среди них есть звонкие и глухие звуки». Расскажите о том, как они образуются, как обозначаются на письме, про мягкие и твердые согласные. А последнее предложение будет служить вам мостиком к следующему уроку, на котором вы будете говорить о звонких и глухих согласных.
 
Рефлексия
Плюс
(записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции)
Минус
(записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций)
Интересно
(вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю)
     
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»