Метапредметные навыки и их роль в подготовке выпускника
к ОГЭ и ЕГЭ, или Как помочь школьнику подготовиться к экзамену
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Всем педагогам известно, что в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам обучающихся относятся не только предметные, но и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты – это такие результаты обучения, которые формируются как при изучении разных учебных дисциплин, так и при реализации различных видов деятельности, связанных с формированием у школьников универсальных действий и средств, которые помогут ребенку включаться в современнее процессы деятельности и коммуникации, помогут ему быть гибким и мобильным, а также проявить креативность мышления. То есть педагоги должны, говоря по-простому, «вооружить» выпускника теми навыками, которые смогут обеспечить его конкурентоспособность в современном мире.
Поэтому именно «сегодняшний» учитель должен стать тем, кто поможет учащемуся получить и отработать алгоритм тех самых «универсальных» и необходимых ребенку действий. А учителя русского языка и есть те «помощники» школьников, которые покажут детям, как использовать метапредметные навыки для оптимизации подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Метапредметное умение – это умение овладевать системой знаний, операций и действий, обеспечивающих обработку полученной информации, ее понимание, включая умение структурировать, выделяя главную и второстепенную информацию, умение понимать основную идею, выстраивание последовательность действий, овладение основми ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
Действительно, речь устная и письменная – это тот инструмент, пользоваться которым учим именно мы, учителя русского языка и литературы. Поэтому именно мы должны прежде всего научить ребят правильно читать задание, отбирать нужный материал и анализировать его.
Например, в ОГЭ по биологии есть задание 22. Подобное задание есть и в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы, учителя-филологи, учим выполнять подобное задание, используя следующий алгоритм действий:
Метапредметные результаты – это такие результаты обучения, которые формируются как при изучении разных учебных дисциплин, так и при реализации различных видов деятельности, связанных с формированием у школьников универсальных действий и средств, которые помогут ребенку включаться в современнее процессы деятельности и коммуникации, помогут ему быть гибким и мобильным, а также проявить креативность мышления. То есть педагоги должны, говоря по-простому, «вооружить» выпускника теми навыками, которые смогут обеспечить его конкурентоспособность в современном мире.
Поэтому именно «сегодняшний» учитель должен стать тем, кто поможет учащемуся получить и отработать алгоритм тех самых «универсальных» и необходимых ребенку действий. А учителя русского языка и есть те «помощники» школьников, которые покажут детям, как использовать метапредметные навыки для оптимизации подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Метапредметное умение – это умение овладевать системой знаний, операций и действий, обеспечивающих обработку полученной информации, ее понимание, включая умение структурировать, выделяя главную и второстепенную информацию, умение понимать основную идею, выстраивание последовательность действий, овладение основми ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
Действительно, речь устная и письменная – это тот инструмент, пользоваться которым учим именно мы, учителя русского языка и литературы. Поэтому именно мы должны прежде всего научить ребят правильно читать задание, отбирать нужный материал и анализировать его.
Например, в ОГЭ по биологии есть задание 22. Подобное задание есть и в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы, учителя-филологи, учим выполнять подобное задание, используя следующий алгоритм действий:
- Внимательно прочитать сам текст задания и уяснить, что требуется выполнить
- Выделить ключевые слова в предложениях, данных для анализа (мы их подчеркиваем или обводим в овал)
- Работа с приведенным ниже списком, используя метод наложения (ребята берут одно ключевое слово и накладывают его на каждое предложение, следом второе слово, а потом третье)
- Обводят номер правильного ответа, а в исходном предложении вычеркивают найденное понятие
Задание по биологии 28 предполагает анализ текста, поэтому оно для учащихся представляет большую сложность, ведь перед ними ставятся вопросы открытого типа, а это подразумевает более сложную мыслительную работу. Для правильного ответа на поставленный вопрос учащиеся должны:
- Внимательно прочитать предложенный для анализа текст задания
- Внимательнейшим образом прочитать предложенные вопросы
- Выделить в вопросах ключевые слова( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
- Затем в тексте необходимо найти абзац, где будет находится ответ на вопрос
- Осмысленного прочтения текста
- Интерпретация текста
- Поиск абзаца, котором находится главная мысль текста – «текстообразующего» абзаца с обязательным выделением микротем
- Пересказ текстообразующего абзаца
- В нужном абзаце найти ответ, коротко и правильно его сформулировать
В 5-7 классах для обучения изложению текста мы их учим письменному и устному пересказу текста, в старшей школе (9-11 класс) – это многоаспектный анализ текстов (в том числе, текстов по биологии и по физике):
- Это выделение темы, идеи, а также всех микротем текста
- Работа с ключевыми понятиями – «концептами»
- Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
- Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо:
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
- Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения - простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи - косвенной;
- части текста - одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Список использованной литературы:
- Драбкина СВ , Субботин Д.И. . Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Москва, «Интеллект-Центр», 2019
- Драбкина СВ , Субботин Д.И. . Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Москва, «Интеллект-Центр», 2020
- Рохлов В.С. ЕГЭ-2020. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Москва, Издательство «Национальное образование», 2020
- Цыбулько И.П. ЕГЭ-2020. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Москва, Издательство «Национальное образование», 2020