Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метапредметные навыки и их роль в подготовке выпускника
к ОГЭ и ЕГЭ, или Как помочь школьнику подготовиться к экзамену

Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Всем педагогам известно, что в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам обучающихся относятся не только предметные, но и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты – это такие результаты обучения, которые формируются как при изучении разных учебных дисциплин, так и при реализации различных видов деятельности, связанных с формированием у школьников универсальных действий и средств, которые помогут ребенку включаться в современнее процессы деятельности и коммуникации, помогут ему быть гибким и мобильным,  а также  проявить креативность мышления. То есть педагоги должны, говоря по-простому, «вооружить» выпускника теми навыками, которые смогут обеспечить его конкурентоспособность в современном мире.
Поэтому именно «сегодняшний» учитель должен стать тем, кто поможет учащемуся получить и отработать алгоритм тех самых «универсальных»  и необходимых ребенку действий. А учителя русского языка и есть те «помощники» школьников, которые покажут  детям, как использовать метапредметные навыки для оптимизации подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Метапредметное умение – это умение овладевать системой знаний, операций и действий, обеспечивающих обработку полученной информации, ее понимание, включая умение структурировать, выделяя главную и второстепенную информацию, умение понимать основную идею, выстраивание последовательность действий, овладение основми ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
Действительно, речь  устная и письменная – это тот инструмент, пользоваться которым учим именно мы, учителя русского языка и литературы. Поэтому именно мы должны прежде всего научить ребят правильно читать задание, отбирать нужный материал и анализировать его.
Например,  в ОГЭ по биологии  есть задание 22. Подобное задание есть и в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы, учителя-филологи,  учим выполнять подобное задание, используя следующий алгоритм действий:
  1. Внимательно прочитать сам текст задания и уяснить, что требуется выполнить
  1. Выделить ключевые слова в предложениях, данных для анализа (мы их подчеркиваем или обводим в овал)
  1. Работа с приведенным ниже списком, используя метод наложения (ребята берут одно ключевое слово и накладывают его на каждое предложение, следом второе слово, а потом третье)
  2. Обводят номер правильного ответа, а в исходном предложении вычеркивают найденное понятие
Таким образом можно работать со всеми ключевыми понятиями.
         Задание по биологии 28 предполагает анализ текста, поэтому оно для учащихся представляет большую сложность, ведь  перед ними ставятся вопросы открытого типа, а это подразумевает более сложную мыслительную работу. Для правильного ответа на поставленный вопрос учащиеся должны:
  1. Внимательно прочитать предложенный для анализа текст задания
  2. Внимательнейшим образом прочитать предложенные вопросы
  3. Выделить в вопросах ключевые слова( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
  4.  Затем в тексте необходимо найти абзац, где будет находится ответ на вопрос
Для этого на уроках русского языка и литературы соответственно мы отрабатываем следующие навыки:
  • Осмысленного прочтения текста
  • Интерпретация текста
  • Поиск абзаца,  котором находится главная мысль текста – «текстообразующего» абзаца с обязательным выделением микротем
  • Пересказ текстообразующего абзаца
 
  1. В нужном абзаце найти ответ, коротко и правильно его сформулировать
Именно для того, чтобы привить учащимся подобные метапредметные навыки, на уроках русского языка мы используем данные методы для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку – написанию сжатого изложения и сочинения по ключевому слову – «концепту».
В 5-7 классах для обучения изложению текста мы их учим письменному и устному пересказу текста, в старшей школе (9-11 класс) – это многоаспектный анализ текстов (в том числе,  текстов по биологии и по физике):
  • Это выделение темы, идеи, а также всех микротем текста
  • Работа с ключевыми понятиями – «концептами»
Так как у нас на ОГЭ по русскому языку сжатое изложение,  то мы учим ребят сжато и логично отбирать и обрабатывать прослушанный материал, используя различные приемы сжатия (компрессии текста): 
 
  • Исключение   
  • вводных слов; 
  • однородных членов предложения; 
  • повторов; 
  • однотипных примеров; 
  • риторических вопросов и восклицаний; 
  • цитат; 
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • пояснений; 
  • рассуждений; 
  • описаний; 
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 
 
При исключении необходимо 
  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 
Пример: 
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 
 
  • Обобщение 
  • парцеллированных предложений; 
  • ряда предложений; 
  • связанных одной мыслью, частей предложений; 
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 
 
При обобщении необходимо: 
  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  2. Найти в них общее. 
  3. Объединить эти факты на основе общего. 
  4. Сформулировать получившееся предложение. 
Пример: 
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 
 
  • Замена 
  • однородных членов обобщающим словом; 
  • сложного предложения -  простым; 
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
  • прямой речи - косвенной; 
  • части текста - одним предложением; 
  • части предложения местоимением и т.д. 
При замене необходимо  
  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 
  2.  Сформулировать получившееся предложение. 
При подготовке к сочинению в формате ОГЭ мы учим школьников работать с ключевым понятием – концептом, давать определение,  его интерпретировать и комментировать,  а также аргументировать свою точку зрения.

Список использованной литературы:
  1. Драбкина СВ , Субботин Д.И. . Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Москва, «Интеллект-Центр», 2019
  2. Драбкина СВ , Субботин Д.И. . Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Москва, «Интеллект-Центр», 2020
  3. Рохлов В.С. ЕГЭ-2020. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Москва, Издательство «Национальное образование», 2020
  4. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2020. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Москва, Издательство «Национальное образование», 2020

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»