Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Открытый урок

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Шкенева Татьяна Владимировна
Цели:
  • познакомить учащихся с правилом употребления «Ь» в наречиях;
  • формировать умение находить данную орфограмму; продолжить работу над формированием навыка написания «Ь» после шипящих в других частях речи; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением наречий в тексте;
  • прививать интерес к русскому языку и литературе, расширять кругозор учащихся; содействовать выработке навыков самостоятельной работы на уроке.
Тип урока: знакомство с новой темой (урок комбинированный: повторение правописания «Ь» во всех частях речи).
  1. Учитель читает стихотворение Эли Куклиной:
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси- И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»- И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
  1. Беседа с учениками:
  1. Какие слова привлекли внимание юной поэтессы (ответ: высоко, светло, темно, ароматно, красиво; это наречия)
  2. Почему, как вы думаете, Россия - это красиво?
Учитель: «Мы продолжаем сегодня знакомится с наречиями. На экране (слайд №1) вы увидите строчки из знакомого вам произведения». Читаю. Ученики должны найти наречия и подумать как его написать. Для этого открываем учебник на странице 112. Это и есть тема нашего урока. Записываем в тетрадь.
  1. Работа в группах.
Учитель: «Слов-наречий, которые заканчиваются на шипящий, не так уж много в нашем языке и мы редко используем их в своей речи. На экране (слайд №2) вы сейчас увидите эти слова». Читаю. «Но что они обозначают? Каково их лексическое значение?»
Для каждой группы на листочке записаны толкования слов, следует узнать это слово, записать его карандашом, составить
словосочетание. Дети выходят к доске, записывают словосочетание, все пишут в тетради. Орфограмму обозначаем графически. Чтобы легче было запомнить значение этих слов, к ним есть художественное сопровождение. Это рисунки, в которых передано содержание наречий на шипящий. По очереди прикрепляю рисунки к доске.
  1. Устная работа с синонимами.
На экране (слайд №3) записаны предложения, нужно заменить подчёркнутые слова наречиями, близкими к ним по значению, но обязательно такими, чтобы они оканчивались на шипящий.
  1. Работа на повторение ранее пройденного.
Дома нужно было выписать из художественного произведения строчку, в которой есть слова с шипящим в конце. Читаем строчки, называем автора. Делаем вывод, когда мягкий знак пишется, а когда нет в разных частях речи.
  1. Закрепление материала.
1. Игра. Работа в парах: дети получают листочки, на которых написано:
Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).
Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).
Учитель говорит о том, что это древняя рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл
словосочетание. Дети выходят к доске, записывают словосочетание, все пишут в тетради. Орфограмму обозначаем графически. Чтобы легче было запомнить значение этих слов, к ним есть художественное сопровождение. Это рисунки, в которых передано содержание наречий на шипящий. По очереди прикрепляю рисунки к доске.
  1. Устная работа с синонимами.
На экране (слайд №3) записаны предложения, нужно заменить подчёркнутые слова наречиями, близкими к ним по значению, но обязательно такими, чтобы они оканчивались на шипящий.
  1. Работа на повторение ранее пройденного.
Дома нужно было выписать из художественного произведения строчку, в которой есть слова с шипящим в конце. Читаем строчки, называем автора. Делаем вывод, когда мягкий знак пишется, а когда нет в разных частях речи.
  1. Закрепление материала.
1. Игра. Работа в парах: дети получают листочки, на которых написано:
Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).
Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).
Учитель говорит о том, что это древняя рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»