Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Всероссийский семинар
«Педагогическая статья как средство представления собственного педагогического опыта»

Риторика, как средство развития грамотной
речи современных школьников

Иванова Мария Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа № 561
Санкт-Петербурга
 
Цель данной статьи показать, что на сегодняшний день необходимо повышать уровень культуры речи и коммуникативных навыков современных школьников, что возможно за счет внедрения в школьную программу такого предмета как риторика.
Последние годы большой популярностью пользуется так называемая теория поколений. В основе этой теории лежит идея о том, что через определенный период времени рождается новое поколение, которое имеет черты характера, выделяющие его на фоне предыдущих. Многие исследования показывают, что школьники 21 века значительно отличаются от предыдущих ходом мыслей и особенностями развития. А значит необходимы и перемены в системе образования.
Большую роль в этом отношении сыграло внедрение ФГОС – федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт направлен на развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых особое внимание в последнее время отводится коммуникативным универсальным учебным действиям [3].  Это обусловлено тем, что именно они обеспечивают социальную компетентность человека, умение слушать и вести диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, умение аргументировать свою точку зрения. То есть, через достижение высокого уровня сформированности коммуникативных навыков, школьник в будущем сможет строить продуктивное общение как внутри своей семьи, так и в профессиональной деятельности.
ФГОС подразумевает, что каждый выпускник школы должен свободно высказываться на любую тему, имея при этом большой словарный запас, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников школы не обладают высоким уровнем овладения видами речевой деятельности и культуры речи. И эта проблема в последние годы стала одной из центральных в обществе. 
Таким образом, особое место, определенное потребностями современного общества, принадлежит проблеме обучения школьников навыкам построения устной публичной речи, умению грамотно и продуктивно общаться в современном мире, организовывать свою речь так, чтобы это соответствовало условиям и целям общения.
Исследования показывают, что речь большинства современных школьников «засорена» сленгом, многим из них трудно подобрать нужные слова для выражения своих мыслей, они испытывают сложности при необходимости аргументировать собственное мнение.  Это подтверждается результатами исследования, которое было проведено на базе МБОУ СОШ №1, г. Алдана учителем русского языка и литературы – Тайшиной Вероникой Васильевной. Она исследовала речь обучающихся через проведение анкетирования. Всего в анкетировании приняли участие 252 школьника. В результате исследования было выявлено, что все опрошенные (100%) употребляют в своей речи сленг. При этом, к числу причин употребления сленга в своей речи, школьники указали «невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка» [2]. Кроме того, собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, состояние коммуникативной культуры современных школьников требует пристального внимания и внедрения кардинальных перемен, так как уровень развития языковой и коммуникативной компетенции школьников, а значит и общества в будущем – есть прямое отражение степени его духовной морали. То есть, совершенствование и обогащение речи современных школьников, позволит повысить уровень духовной морали общества в целом. Именно поэтому, так важно сегодня уделять внимание развитию речи детей в школе, ведь речь – это не только основное средство человеческого общения, но и средство мышления, управления поведением других людей и контроля собственного поведения.
Проблема формирования навыков устной публичной речи сегодняшних школьников, отчасти обусловлена довольно частым применением таких средств, как компьютер, планшет, смартфон и т.п., при чем, не только родителями, но и учителями. Частое использование компьютерных презентаций, видеофильмов в процессе ведения учебных занятий, а также общение школьников между собой в социальных сетях, ведет к развитию пассивной речи, однако собственная, активная речь школьников в этом случае слабо формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Для исправления такой ситуации необходимо предоставить школьникам возможность как можно чаще разговаривать, учить их выстраивать диалог, приводить аргументы в защиту своего мнения. Для этого ребенок должен уметь организовать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения, что можно реализовать за счет внедрения в школьную программу такого предмета как риторика.
Стоит отметить, что риторика в течении продолжительного времени воспринималась как наука, которая навсегда осталась в прошлом. Однако, в наше время происходит процесс возрождения этой древнейшей науки. И главная ее задача – это обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. Поэтому, риторическое образование на сегодняшний день – это одно из наиболее перспективных и важнейших направлений в области формирования и воспитания грамотной речи обучающихся. Именно внедрение такого предмета как риторика в образовательные программы позволит реализовать важные задачи. Эти задачи были сформулированы российским лингвистом и филологом Ю. В. Рождественским. Итак, согласно данному автору, риторика позволит:
- научить школьников быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать необходимые смыслы, чтобы оперативно предпринять меры, не дать себя увлечь, сбить столку;
- научить школьников самостоятельно формулировать мысли и действия, облекая при этом их в такую речевую форму, которая соответствует обстоятельствам. То есть, школьники, изучая риторику, будут учиться стоить монолог, принимать участие в диалоге и контролировать его, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. [1, c.32]
 То есть, риторика позволит обучать школьников искусству устной речи, что в свою очередь, будет помогать подготовиться выпускникам 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку и выпускникам 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по русскому языку в случае ее введения. Ведь внедрение устной части ОГЭ по русскому языку вызвало бурное обсуждение. Одни видят в этом плюсы, другие минусы.
И все же, в этом больше плюсов, чем минусов, так как система ОГЭ, ЕГЭ до внедрения устной части в основном была направлена на проверку знаний орфографии, пунктуации и т.д., а вот всё, что касалось вербальной части (то есть риторики), вообще оставалось без внимания. И в этом крылась серьёзная проблема. Подготавливая из года в год, школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, учителя практически перестали уделять внимание обучению детей грамотно выражать свои мысли. В советское время школьники должны были отвечать большинство предметов устно на выпускных экзаменах. И все умели хорошо говорить, потому что этот навык был нужен на каждом предмете. Сегодня же все чаще учителя отмечают, что школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Внедрение устного собеседования по русскому языку станет мотивацией школьников для того, чтобы учиться грамотной устной речи, учиться вести диалог, пересказывать текст и рассуждать на заданную тему. Однако, для этого необходимо создать определенные условия, а именно – отдельный предмет, на котором школьники смогут обучаться искусству устной публичной речи. То есть, снова приходим к выводу о пользе возрождения риторики в школе. На этом предмете обучающиеся получат возможность обучиться ораторскому мастерству. Освоение учащимися навыков грамотно построенной устной публичной речи имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы. Во-первых, от уровня сформированности устной речи зависит успеваемость учащихся: в случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от овладения учащимися устной речью зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда школьник легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если ученик не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Сегодня уже разрабатываются специальные методические комплексы и учебные пособия как для начальной школы, так и для среднего и старшего звеньев, появляются дополнительные (элективные) курсы для углубленного изучения риторики. Однако, школьных учреждений, которые внедряют риторику в образовательный процесс, еще очень мало и, конечно, потребуется немало времени, чтобы в каждом образовательном учреждении риторика была включена в число обязательных предметов. При этом, внедрение риторического образования в систему школьного обучения позволит успешно организовать учебный процесс только если учителя, ученики, школьная администрация  и родители школьников будут действовать совместно.
Таким образом, приходим к выводу, что риторика позволит обогатить, улучшить речь современного школьника. Ведь именно в риторике формировались принципы речевого образования личности на всем жизненном пути и  это должно быть положено в основу разработки школьной программы по данному предмету.
Кроме того, риторика может продемонстрировать природу речевых манипуляций. Именно этот предмет может объяснить проблемы и трудности современного информационно-речевого мира.
Стоит также отметить, что в современном школьном обучении не имеется прямых рекомендаций к риторическому произношению. А между тем,  школьников необходимо обучать отрабатывать свою речь: развивать динамику, силу голоса, учиться ритму и темпу, как основам риторического искусства.
Таким образом, проблема развития речи современного школьника является актуальной на сегодняшний день. Выявление особенностей современных детей школьного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации образовательного процесса, а именно– внедрения такого предмета как риторика, причем как обязательного, а не дополнительного. Ведь формирование грамотной устной речи у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой жизни.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»