Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Косырева Наталия Анатольевна
Аннотация: В статье рассмотрены дидактические идеи относительно игровых технологий как основы организации учебно-игровой деятельности в системе школьного образования. На основе научного осмысления определено содержание понятия «игровые технологии». Путем анализа научно-методических работ и синтеза теоретических идей выделена важность применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы.Ключевые слова: игровая технология, учебно-игровая деятельность, познавательная деятельность, игровая методика обучения.
Как указано в ФГОС ООО, владение русским языком, умение общаться, добиваться успехов в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые в основном определяют достижения человека практически во всех сферах жизни, способствуют его успешной адаптации к меняющимся условиям современного мира [3, с. 35]. Это влияет на определение цели школьного курса русского языка и литературы, которая сейчас состоит в формировании коммуникативной компетентности учащихся [3, с. 36], требует пересмотра не только содержания, но и средств обучения, поиска новых эффективных технологий, методов и приемов обучения, среди которых игровым технологиям отдается предпочтение со стороны ученых-лингводидактов и учителей-практиков.
В научной литературе давно уже обоснована роль игры и игровой деятельности в становлении личности ребенка (Л. Выготский, В. Давыдов, Д.Эльконин, А. Леонтьев, А. Степанова, Н. Спиваковская, Г. Репринцева и др.), в развитии коммуникативных умений (А. Газманова, Н. Клюева, Ю. Касаткина, А. причинить рожець, М. Лисина и др.). В педагогической теории и практике в последнее время усилилась тенденция использования различного вида игр для решения дидактических задач в средней школе (И.Агапова, М. Давыдов, Н. Максимчук, Н. Соловьева), для формирования коммуникативных умений (Т. Ладыженская, Н .Ладыженская, Н. Грудицина, Л. Варзацька, Л. Шевцова, Г. Шелехова). Выдающиеся педагоги К.Ушинский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Ю. Бабанский в своих работах широко описывали влияние игры на становление личности ребенка, формирование познавательных общеучебных и творческих умений.
В методике преподавания русского языка и литературы игры - это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на языковом и литературном материале, развлечения с использованием литературы, развивающие память, воображение, познавательную активность, фантазию, остроумие и находчивость участников, один из действенных средств обработки литературного произведения [2, с.4].
Дидактические игры составлены по принципу самообучения: они сами направляют ученика к овладению знаниями и умениями. Большое количество игр построено на необходимости выявить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, где дети используют методы исследователя – методы проб и ошибок.
Такие игры имеют целью активизировать психические процессы деятельности ученика среднего школьного возраста (ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание), волю, речи. Использование на уроках русского языка и литературы дидактических игр делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое, творческое настроение, облегчает усвоение учебного материала.
По классификации игр, то в лингводидактике существуют различные подходы, среди которых можно выделить общедидактические: по цели (ролью или этапе в учебном процессе), по количеству игроков, по средствам передачи информации, по степени подготовленности. Так, по цели выделяют констатирующие (цель - выявить начальный уровень лингвистических умений), учебные (цель - формировать познавательные умения), контрольные (цель - определить уровень сформированности речевых умений и навыков) [5, с. 90]. По количеству игроков выделяют индивидуальные, парные, групповые, командные. По средствам передачи информации лингвистические игры классифицируются на графические, слуховые, сюжетно-рисуночные и кодовые [5, с. 91]. По степени самостоятельности (подготовленности) игры, как и ролевые, делятся на полностью подготовленные или контролируемые, частично подготовленные (умеренно контролируемые) и неподготовленные (спонтанные или свободные).
Все перечисленные критерии классификации игр на уроках русского языка важны, но разноплановыми и могут применяться для характеристики всех видов игр, которые мы рассматривали и входящих в тематического поля "лингвистическая игра".
Программа по русскому языку предоставляет широкие возможности для использования игр на уроках русского языка в средних классах. Так, например, в 5 классе на уроках развития речи как один из структурных элементов можно провести коммуникативные игры "Пересказ", "Будем вежливыми", "Ищу друга". В 6 классе - "Редакторы", "Информационный аукцион", "Ток-шоу", "Дикторы", "Рекламная кампания" и другие.
5 класс, урок "Сложение диалогов. Правила общения". На этапе закрепления материала предлагается игра "Будем вежливыми. Разговор по телефону ". Цель - формировать умение диалогической речи, работать в парах, выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения, обогащать речь коммуникативно значимыми этикетными формулами, повышать культуру устной речи. Характер игры - учебная, парно-групповая, устная, диалогическая, умеренно контролируемая. Процедура проведения игры - учитель: 1) сообщает тему и цель игры; 2) создает речевую ситуацию; 3) дает установку на определенный вид речевой деятельности, особенности коммуникативного поведения участников игры; 4) характеризует условия и процесс игры. Ученики: 1) уточняют правила игры, критерии оценки результатов; 2) распределяют роли; 3) определяют последовательность выполнения игровых действий; 4) оценивают результаты, определяют победителей. Ход игры: учащиеся по желанию делятся на пары. Каждая пара должна подготовить диалог по телефону с использованием большого количества различных этикетных формул. Другие игроки слушают диалоги и подсчитывают количество и целесообразность использованных оборотов. Побеждает та пара, которая подготовила наиболее вежливый диалог и достигла коммуникативной цели.
Так, использование игры в обучении русского языка с целью формирования языковой компетентности учащихся (например, игровые задания «Найдите ошибку», «Кто больше подберет синонимов», «Лингвистический поединок», «Языковая эстафета», «Реконструкция текста», «Переводчик» и др.) способствует развитию речевого мировоззрения, способности внутренне проникать в смысл учебного текста, обогащению когнитивно-коммуникативного опыта школьников. Применение игровой деятельности с целью формирования речевой коммуникативной компетентности учащихся (ролевые игры, игры-драматизации) способствует развитию речевых навыков, культивированию умения приводить убедительные аргументы в ходе общения, изменять речевую стратегию, коммуникативные тактики, готовности к общению в соответствующем лингвосоциуме, обеспечивает более высокий уровень диалогизации учебно-воспитательного процесса.
В методике преподавания русской литературы выделяют такие игры по уровню читательского восприятия: игры на первичное восприятие художественного произведения; игры на углубление восприятия художественного произведения; игры с целью закрепления литературных знаний; игры творческого характера.
В группу игр, классифицированных по дидактической целью, относят: игры проблемно поискового содержания (на осмысление, получения новых знаний); рефлексивно-тренировочные игры; игры творческого плана (на формирование умения осуществлять творческое перенос знаний) контрольно-оценочные игры.
По типу деятельности учащихся на уроке литературного чтения в 5-9 классах игры делятся на репродуктивные, познавательно-поисковые, творческо-деятельностные. По характеру создания игры бывают предложенные учителем и созданные самими учениками [2, с.4].
К разновидностям литературной игры можно отнести и драматические забавы, или как их еще называют, драматические игры. Драматические забавы составляют существенный фактор в развитии личности ребенка, участвуя в развитии воображения и способности оперирования символами, формирование собственной системы ценностей, модификации поведения, развития коммуникации как вербальной (речевой) так и невербальной, лучшего познания себя и более адекватного видения своей общественной ситуации, большего умения сотрудничества. Драма имеет свои уникальные черты. Подавляющее большинство драматических этапов стимулируются учителем, а ситуации в игре почти всегда отражают выбор учеников. Так что можно утверждать, что драматическая игра играет большое значение в развитии читательского кругозора учащихся 5-9 классов.
Стоит отметить, что получение новых знаний не всегда можно обеспечить в процессе организации игровой деятельности. Поэтому игры можно сочетать с некоторыми формами проблемного обучения.
С целью обогащения читательского опыта учащихся, пополнение запаса знаний о детских писателях можно предложить учащимся игру «Писатель-не писатель». Для этой игры учитель заранее готовит список фамилий детских писателей, которые чередуются с фамилиями выдающихся научных и общественных деятелей, художников, композиторов, но таких, которые известны участникам игры. В ходе игры учитель или ученик-ведущий произносит фамилию писателя, а участники игры преподносят руку или сигнальную карточку. Если звучит фамилия другого деятеля - не преподносит. Те, кто не поднял руку, когда произносилось фамилия писателя, и кто поднял, когда оно не звучало, выбывают из игры.
Можно предложить учащимся еще такие литературные игры:
Что сначала, что в конце
Дидактическая цель. Развивать умение анализировать, учить, запоминать последовательность событий в произведении.
Содержание. Учитель читает отрывок произведения с определенным событием, а дети называют те события, которые происходили раньше или позже. Выигрывает команда, которая назовет точный порядок событий.
Например: «Вдруг бедняк увидел на обочине дороги дедушку. Тот быстро подошел к бедняку, спросил: «Что ты, друг, грустный?»
- Что было до этого?
- Что было позже?
Нарисуем мультфильм
Дидактическая цель. Учить определить главные события, которые вплетаются в основное содержание произведения, различать главное и второстепенное, развивать умение анализировать и синтезировать.
Содержание. Дети делятся на группы, получают задания на карточках, выполняют его, обмениваются мнениями.
Задача:
- Какие рисунки можно нарисовать к произведению «Толстый тонкий», чтобы дети, которые его не читали, поняли смысл?
- Выберите среди представленных иллюстраций наименьшее количество, по которым можно воспроизвести содержание сказки.
- Выберите из произведения или придумайте подписи к иллюстрациям.
В результате выполнения задания должен выйти мультфильм [7].
Можно утверждать, что игра является добровольной деятельностью или занятием, выполняется в определенных промежутках времени, но с использованием, безусловно, обязательных правил. Она связана с чувством напряженности и радости, а также сознания «различия» от «обычной» жизни. Ребенок трактует свою игру серьезно и подходит к ней эмоционально. Игры, викторины, которые используются на уроках русского языка и литературы не как самоцель, не ради развлечения, а как упражнения в занимательной форме, важное средство обучения и воспитания детей, средство формирования личности, речевой коммуникативной компетентности учащихся, развития читательского кругозора.
Специфика языковой игры заключается в том, что она сочетает в себе понятийные признаки игрового использования языковых единиц (как речестилевого приема), средство и способ обучения. Овладеть этим способом можно только в процессе практического применения языковой игры с целью реализации учебно-воспитательных планов[1].
Использование литературной игры как средства развития читательского кругозора вызвано не только особенностями школьника среднего звена, но и спецификой литературного произведения, очень близка к художественным условностям игры, и, во-вторых, спецификой восприятия литературы, которая тоже созвучна природе игрового момента. Игра на уроке русской литературы позволяет учащимся осознать идейно-тематический, композиционный замысел писателя; знакомит их с литературными понятиями, которые обеспечивают адекватное понимание произведения.
Таким образом, игровые технологиина уроках русского языка и литературы актуализируют творческие способности говорящего, развивают эмпатию, критическое мышление, доставляет удовольствие от удачно высказанной мысли, радость открытия оригинальной фразы, новых знаний и смыслов и тому подобное. В основном игры, которые применяются в методике школьного обучения русскому языку и литературе, продолжают часть урока или весь урок, разнообразя учебно-воспитательный процесс и положительно влияя на обеспечение внутренней мотивации к обучению. Комплексное применение игры в связи с другими методами обеспечивает мощное развивающее влияние учебной методики.
Список использованной литературы
- Выготский Л. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка : вопросы психологии / Л. Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - 541 с.
- Иванова Я, Петух А. Литературные игры / Я. Иванова, А. Петух // Современная школа. - 2016. - № 8. - С. 4-6.
- Макарова Н. Н. Роль коммуникативной игры в формировании навыков общения учащихся начальных классов / Н. Макарова // Сборник материалов Х Международной конференции по риторике / [под ред. В. Н. Аннушкина]. - М. : Флинта, 2016. - С. 225-229.
- Селевко Г. К. Игровые технологии [Текст] / Г. К. Селевко // Школьные технологии. - 2016. - №. 4. - С. 23-32.
- Федосеева Т. А. Коммуникативная игра: Теория и практика обучения / Т. Федосеева. - Новокузнецк, 2012. - 91 с.
- Шатова Е.В. Урок русского языка в современной школе [Текст] / Е.В. Шатова. - Litres, 2018.
- Литературные игры на уроках чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // posnayko. ru/teacher/useful/lit-igry.html