Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание учебно-дидактического комплекса
для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Кузьмина Ольга Ивановна
Изучение русского языка — достаточно слож­ная задача. Не всем это удается сделать хорошо. При словах «правила русского языка» вспоминаются скучные тексты на страницах учебников, которые, как правило, в средней школе учатся долго, нудно и забываются в тот момент, как только при ответе у доски мы получаем оценку «отлично». Курс русского языка считается завершенным, «пройденным», в 9-м классе. Но в 10-11-х классах снова встает проблема повторения правил русского языка, так как впереди экзамены, а значит: сочинения, изложения, диктанты и всевозможные тесты. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю, повторение правил и применение их на практике бывает очень сложно, так как просто не хватает на это времени: ведь ещё необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
      Для того чтобы правильно выполнить работу на экзамене, нужно хорошо подготовиться к ней. Ни один учебник не даёт полного отображения всего теоретического и практического материала, необходимого для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Экзамен проверяет знания всей системы языка: начиная с буквы и звука и завершая синтаксисом, пониманием стиля текста и типа речи. Создаваемый из года в год комплекс содержит набор тестовых и тренировочных заданий. Пособие включает себя также универсальный комплект тестов по орфографии и пунктуации, а также тексты для проведения комплексного анализа предложений. В отдельной папке представлены правила русского языка в таблицах, построенных на основе алгоритмов, ассоциативных рядов, - таблицы-формулы, таблицы-схемы, позволяющие в удобной и наглядной форме повторит учебный материал школьной программы.
     Этот учебно-дидактический комплекс поможет выпускнику в решении  главных задач при подготовке к  экзамену по русскому языку — совершенствовании практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений. Умение проводить разные виды языкового анализа слов, словосочета­ний, предложений и текстов проверяется во всех частях экзаме­национной работы по русскому языку. Для лучшего понимания и запоминания трудных разделов языкознания были распечатаны таблицы, алгоритмы определения того или иного явления в языке.
    Задания составлены по принципу тяжело в уче­нии легко в бою, т. е. подавляющее большинство заданий предлагает отрабатывать необходимые умения в более сложной учебной ситуации, чем та, которая может сложиться на экзамене. Тре­нировочные задания, как правило, более насыщены языковым материалом, трудным для анализа, а также теоретическим материалом, разъясняющим конкретную тему или понятие.
    Тренировочные тестовые задания комплекса составлены так, что в центре внимания оказываются прежде всего вопросы, в кото­рых выпускники должны хорошо разбираться. Практика подготовки показала, какие темы вызывают наибольшее затруднение. Поэтому именно на эти задания и нацелены разделы. Например, одно из заданий части А проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях с союзом и, в предложениях с вводными конструкциями, с обособленными второстепенными членами предложения.  Практика показывает, что многие ученики допускают пунктуационные ошибки в подобных случа­ях. Комплекс дает возможность, во-первых, проверить, насколько выпускник готов к выполнению такого задания, во-вторых, по­вторить основные положения соответствующего пунктуацион­ного правила и, наконец, потренироваться в выполнении тесто­вых заданий.
      Тренировочные задания учат правильно организовывать свою работу, начиная её с вдумчи­вого прочтения каждого задания, понимания вопроса и нахождения ответа.
       Экзаменационная работа по русскому языку на итоговой аттестации в 11 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Задание первой части, представленное в виде тестовых вопросов, выявляет уровень системного представления о языке, умение анализировать языковые факты в их системной обусловленности. Выполнение заданий  помогает подгото­виться не только к выполнению тестовых заданий с выбором от­вета (первая часть экзаменационной работы), но и к выполне­нию заданий с кратким ответом (вторая часть работы).
   Еще одна задача, которую можно решить, работая с материа­лами первой части книги, — совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. Это необходимо и для успешно­го написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (третья часть экзаменационной работы).
   Написание сочинения-рассуждения с опорой на про­читанный и осмысленный текст –  нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных про­граммой школы умений, в числе которых следующие:
—  умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходно­го текста, позицию говорящего);
— умение продуцировать собственное связное выска­зывание, которое, являясь по форме письменным моно­логом, по сути представляет собой скрытый диалог пи­шущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем;
— умение формулировать собственное мнение по од­ной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
—  умение композиционно оформлять текст;
—  умение выражать мысли в словесной форме, со­блюдая нормы литературного русского языка и демон­стрируя такие коммуникативно значимые качества ре­чи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
     Цель данного пособия — помочь учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Особое внимание уделяется формированию навыков понимания содержания текста, сопоставительному анализу содержания текстов одной тематики, овладению приёмами сжатия информации, развитию умения обосновывать свою позицию аргументами из прочитанных текстов.
     Достоинством данной папки является то, что она содержит не только разъяснение задания части «С» и практические ре­комендации, но и специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей. В частности показаны разнообразие и многовариантность работы над сочинением: вступлением, формулировкой основной темы текста, способами определения авторской позиции, заключением. Здесь же содержатся тексты для сочинений, соответствующие по объёму нормам контрольно-измерительных материалов. Такая форма работы требует структурированного вос­приятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, то есть выполнять информационную обработ­ку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и, прежде всего, умения отбирать лексические и грамматические средства, помогающие связно и кратко передать основную информацию авторского текста. Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов.
      Таким образом, данный комплекс  может оказать существенную по­мощь выпускнику в подготовке к выполнению всех частей экза­менационной работы по русскому языку
Издание содержит все необходимые материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Эта работа может продолжаться и продолжаться, так как совершенству нет предела.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»