Создание учебно-дидактического комплекса
для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Кузьмина Ольга Ивановна
Изучение русского языка — достаточно сложная задача. Не всем это удается сделать хорошо. При словах «правила русского языка» вспоминаются скучные тексты на страницах учебников, которые, как правило, в средней школе учатся долго, нудно и забываются в тот момент, как только при ответе у доски мы получаем оценку «отлично». Курс русского языка считается завершенным, «пройденным», в 9-м классе. Но в 10-11-х классах снова встает проблема повторения правил русского языка, так как впереди экзамены, а значит: сочинения, изложения, диктанты и всевозможные тесты. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю, повторение правил и применение их на практике бывает очень сложно, так как просто не хватает на это времени: ведь ещё необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.Для того чтобы правильно выполнить работу на экзамене, нужно хорошо подготовиться к ней. Ни один учебник не даёт полного отображения всего теоретического и практического материала, необходимого для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Экзамен проверяет знания всей системы языка: начиная с буквы и звука и завершая синтаксисом, пониманием стиля текста и типа речи. Создаваемый из года в год комплекс содержит набор тестовых и тренировочных заданий. Пособие включает себя также универсальный комплект тестов по орфографии и пунктуации, а также тексты для проведения комплексного анализа предложений. В отдельной папке представлены правила русского языка в таблицах, построенных на основе алгоритмов, ассоциативных рядов, - таблицы-формулы, таблицы-схемы, позволяющие в удобной и наглядной форме повторит учебный материал школьной программы.
Этот учебно-дидактический комплекс поможет выпускнику в решении главных задач при подготовке к экзамену по русскому языку — совершенствовании практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений. Умение проводить разные виды языкового анализа слов, словосочетаний, предложений и текстов проверяется во всех частях экзаменационной работы по русскому языку. Для лучшего понимания и запоминания трудных разделов языкознания были распечатаны таблицы, алгоритмы определения того или иного явления в языке.
Задания составлены по принципу тяжело в учении — легко в бою, т. е. подавляющее большинство заданий предлагает отрабатывать необходимые умения в более сложной учебной ситуации, чем та, которая может сложиться на экзамене. Тренировочные задания, как правило, более насыщены языковым материалом, трудным для анализа, а также теоретическим материалом, разъясняющим конкретную тему или понятие.
Тренировочные тестовые задания комплекса составлены так, что в центре внимания оказываются прежде всего вопросы, в которых выпускники должны хорошо разбираться. Практика подготовки показала, какие темы вызывают наибольшее затруднение. Поэтому именно на эти задания и нацелены разделы. Например, одно из заданий части А проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях с союзом и, в предложениях с вводными конструкциями, с обособленными второстепенными членами предложения. Практика показывает, что многие ученики допускают пунктуационные ошибки в подобных случаях. Комплекс дает возможность, во-первых, проверить, насколько выпускник готов к выполнению такого задания, во-вторых, повторить основные положения соответствующего пунктуационного правила и, наконец, потренироваться в выполнении тестовых заданий.
Тренировочные задания учат правильно организовывать свою работу, начиная её с вдумчивого прочтения каждого задания, понимания вопроса и нахождения ответа.
Экзаменационная работа по русскому языку на итоговой аттестации в 11 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Задание первой части, представленное в виде тестовых вопросов, выявляет уровень системного представления о языке, умение анализировать языковые факты в их системной обусловленности. Выполнение заданий помогает подготовиться не только к выполнению тестовых заданий с выбором ответа (первая часть экзаменационной работы), но и к выполнению заданий с кратким ответом (вторая часть работы).
Еще одна задача, которую можно решить, работая с материалами первой части книги, — совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. Это необходимо и для успешного написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (третья часть экзаменационной работы).
Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст – нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой школы умений, в числе которых следующие:
— умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);
— умение продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем;
— умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
— умение композиционно оформлять текст;
— умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Цель данного пособия — помочь учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Особое внимание уделяется формированию навыков понимания содержания текста, сопоставительному анализу содержания текстов одной тематики, овладению приёмами сжатия информации, развитию умения обосновывать свою позицию аргументами из прочитанных текстов.
Достоинством данной папки является то, что она содержит не только разъяснение задания части «С» и практические рекомендации, но и специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей. В частности показаны разнообразие и многовариантность работы над сочинением: вступлением, формулировкой основной темы текста, способами определения авторской позиции, заключением. Здесь же содержатся тексты для сочинений, соответствующие по объёму нормам контрольно-измерительных материалов. Такая форма работы требует структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, то есть выполнять информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и, прежде всего, умения отбирать лексические и грамматические средства, помогающие связно и кратко передать основную информацию авторского текста. Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов.
Таким образом, данный комплекс может оказать существенную помощь выпускнику в подготовке к выполнению всех частей экзаменационной работы по русскому языку
Издание содержит все необходимые материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Эта работа может продолжаться и продолжаться, так как совершенству нет предела.