Обучающее сочинение-рассуждение "Слово о слове"
Тимошкина Екатерина Геннадтевна
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Вид урока: урок обучающего сочинения.
Форма урока: мастерская письма.
Возрастная группа: обучающиеся 10 класса.
Цели урока:
Образовательные:
1) Повторить сведения о лексических средствах выразительности и их роли;
2) Учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению.
Развивающие:
1) Совершенствовать умение обосновывать собственную точку зрения;
2) Развивать речевые навыки обучающихся, творческие способности.
Воспитательные:
1) Формировать умение работать сообща, отвечать за общий результат работы;
2) Воспитывать интерес к предмету через создание нестандартных форм обучения, создание ситуации успеха.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: ответственность, добро, зло.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
А. Ахматова
Методический комментарий: словари, распечатанные карточки.
Ход урока
Первый этап.
I. Индуктор.
1. Слово учителя.
Прочитайте тему урока, записанную на доске: «Слово о …».
Какое слово отсутствует в формулировке темы?
В народе говорят: «От пословицы не уйдёшь», «На всякое слово есть пословица», «Русская пословица ко всему пригодится». Попробуем проверить эту народную мудрость.
2. Групповая работа.
Чтобы восстановить запись, необходимо выполнить следующее задание: вставить пропущенное слово в пословицу, прокомментировав её смысл. Каждая группа обучающихся (4 человека) вытягивает карточку с пословицей. На подготовку к ответу дается 1 минута.
1) За худые … слетит и голова.
2) Доброе … и кошке приятно.
3) … не воробей, вылетит – не поймаешь.
4) Живое … дороже мёртвой буквы.
3. Социализация. Представление выполненного задания.
4. Записи в тетради.
Дата, восстановленная запись темы урока, рабочие материалы.
II. Деконструкция.
1. Групповая работа с отрывком из стихотворения В. Шефнера «Слова».
(прежний состав групп)
Текст стихотворения записан на доске или распечатан для каждой группы.
Каждая группа учащихся вытягивает карточку с заданием. На подготовку к ответу даётся 2 минуты.
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
1. Найдите подходящий тон и темп чтения этого стихотворения. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
2. Какое лексическое средство изобразительности использует поэт? (Антонимы). Дайте определение этому средству изобразительности. Какие лексические средства изобразительности вы знаете? Назовите их.
3. Какова роль антонимов в тексте? (Показать противоречивый характер восприятия явления или предмета). Приведите свои примеры употребления антонимов в речи.
4. Попробуйте выбрать из текста все антонимы. Запишите их на доске.
5. Почему, рассуждая о языке, мы обращаемся к противоположным по смыслу словам? В чем заключается неоднозначная роль слова?
6. В чем заключается основная мысль стихотворения? Согласны ли вы с поэтом? Докажите своё мнение.
2. Социализация. Представление выполненного задания.
3. Разрыв.
Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
«Словарь русского языка» (под ред. С.И. Ожегова) – 57 тыс. слов.
4-томный словарь (под ред. Д.Н. Ушакова) – 85 тыс. слов.
17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.
«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В.И. Далем) – 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.
- У некоторых слов не одно лексическое значение. Какую роль играет слово в жизни человека?
«Нет ничего сильнее слова».
Менандр, древнегреческий комедиограф (IV- III вв. до н.э.)
«Определяйте значение слов…, и вы избавите свет от половины его заблуждений».
А.С. Пушкин.
«Жизнь коротка. Нет времени оставлять важные слова несказанными.
Пауло Коэльо (бразильский прозаик и поэт, ХХI век).
Задание.
Прочитать высказывания, выразить согласие или несогласие с авторской позицией. Сформулировать свою позицию и записать ее (2-3 предложения). В тетради также записать все предложенные цитаты.
4. Социализация. Представление выполненного задания.
5. Промежуточная рефлексия.
Замените последнюю строчку стихотворения Шефнера собственными словами. Прокомментируйте.
ВТОРОЙ ЭТАП.
III. Реконструкция.
1. Фронтальная работа.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово?
Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слово-ассоциацию, очень кратко дают пояснение. Коллективно составляется «Гвоздь» ассоциации на доске, ведутся записи в тетради.
СЛОВО | ||
Орудие Зло Враг |
Спасение Добро Друг |
Призыв Надежда Сила |
2. Индивидуальная работа.
Написание сочинения-миниатюры «Слово о слове». Можно предложить второй вариант сочинения по понравившейся цитате.
3. Афиширование.
4. Итоговая рефлексия.
Попробуйте сформулировать основную проблему нашего урока. На ваш взгляд, мы смогли ее разрешить?
Уточнение домашнего задания. Приготовьте работу для оценивания.
Рефлексия.
1-ый вариант. Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название).
СЛОВО
Живое, золотое
Лечит, спасает, помогает
Слово дарит надежду
Сила
2-ой вариант. Алгоритм написания сочинения-рассуждения:
1. Ключевые слова.
2. Определение понятия.
3. Словарь сочетаний.
4. Темы.
5. Тезисы.
6. Афоризмы, крылатые выражения, высказывания.
7. Аргументы.