Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Карпенко Дмитрий Александрович
К современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Современному обществу нужны люди, которые могут принимать решения самостоятельно, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. И именно информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию личности ребенка, способного ориентироваться в мире информации, дает возможность перейти от репродуктивных форм обучения к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы.На мой взгляд, персональный компьютер и является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика. Кроме того, информационно-компьютерные технологии, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышают эффективность обучения, качество образования .
В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Я в своей работе использую универсальные мультимедийные пособия к учебникам, online-тесты, электронные учебники, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–1), программа «Фраза», CD диски по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске.
В своей педагогической деятельности я использую ИКТ на различных этапах урока. С удовольствием создаю презентации в Power Point. При использовании презентаций концентрация внимания на вводимом материале приближается к 100%, скорость и качество усвоения повышаются. Мотивирую учащихся на создание собственных презентаций, проектов, что положительно сказывается на развитии их личности. Учащиеся с удовольствием работают над проектами «Быть грамотным – это модно!», «Стили речи », «Охрана русского языка – нужна ли она сегодня?», «Занимательный русский язык» и другими. Сначала я даю возможность познакомить с результатом творческой работы класс, а авторы самых удачных работ участвуют в городских и районных конференциях, что дает толчок личностному росту, развивает лидерские качества, умение выступать на публике и вести дискуссию.
ИКТ позволяют создать оптимальные условия для работы с орфографическими и пунктуационными правилами на уроках русского языка, сделать урок более ярким, красочным. Построение схем, таблиц становится необходимым атрибутом на этапе формирования новых понятий, а на этапе закрепления материала целесообразна работа с тестами. Овладев компьютером, я получила возможность улучшить качество дидактического материала, его эстетичность. Постепенно создаю собственную копилку заданий, которые можно напечатать в нужный момент. Использование кроссвордов, различных занимательных заданий, игровых технологий, в том числе с применением звуковых и цветовых эффектов, делают процесс обучения захватывающим и интересным. Так, мы с удовольствием проводим на уроках русского языка «Брэйн-ринги», «Эрудит-шоу», где учащиеся не просто могут проверить свои знания по данному разделу, а делают это весело и с азартом. Кроме того, учащиеся охотно пишут небольшие творческие работы на тему «Весна», «Времена года» и т.д. под музыкальное сопровождение, просматривая картинки в виде слайд-шоу на данные темы. Это создает определенное настроение и атмосферу для творчества.
Огромные возможности открывают ИКТ и в изучении литературы. При изучении биографии поэтов и писателей есть возможность познакомиться с обстановкой, в которой они жили и творили. Учащиеся с удовольствием готовят презентации о жизни и творчестве авторов, кропотливо изучая материал. Работаем мы и над проектами, выходящими за курс школьной программы, выбираем темы, особенно интересные детям. В основном, это творчество современных писателей, таких как Дина Рубина, Мариам Петросян, Паоло Коэльо. Такая работа не только расширяет кругозор учащихся, но и позволяет адаптировать, приближать классическую литературу к восприятию современного подростка на примере лучших образцов современной литературы. У нас есть весомые достижения в этой области: мы заняли первое место в XIV научно-практической конференции НОУ «Лицейские чтения» и третье место во II научно-практической конференции в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций «Через тернии к звездам».
Использование ИКТ помогает реализовать и межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусства ( живописи, музыке, кино) позволяет выйти за рамки художественного произведения, содействует более глубокому его пониманию. На уроках мы с удовольствием обращаемся к отрывкам из художественных фильмов по изучаемым произведениям, к документальным фильмам об авторах и эпохе. Так, при изучении Севастопольских рассказов было интересно посмотреть отрывки из фильма Леонида Парфенова «Война в Крыму – все в дыму», где мы увидели места сражений, выслушали точку зрения праправнука писателя относительно данного сборника. В урок была включена и заочная экскурсия по Севастополю с его знаменитым «Историческим бульваром». Обратились мы при помощи группы учащихся и к творчеству Айвазовского. Нам была представлена презентация его картин, посвященных Крымской войне и героической обороне Севастополя. Урок получился очень насыщенным и ярким, что было бы невозможно без ИКТ.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизируют познавательную активность, способствуют развитию личности ребенка. А также работа по подготовке уроков с применением ИКТ позволяет подняться на ступень выше и самим преподавателям, открывая возможности для творческого и профессионального роста.
В заключение хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. На уроке русского языка и литературы главное – это работа с текстом, со словом, это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже осторожным.
Литература.
- Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 22.
- Полат А.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Дрофа, 2000.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.,2001.
5. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение, прогресс или регресс? М., Педагогика, №11, 12, 2007.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.