Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Приказ № 198 от 30.08.2018
ГБОУ гимназии № 513 Директор ГБОУ гимназии № 513
Невского района СПб ___________________________
протокол от 29.08.2018 № 1 С. А. Анисимова
Рабочая программа
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
для 10 -х классов
Срок реализации рабочей программы - 1 год
Автор – составитель- Кирякова Марина Викторовна
Санкт-Петербург
2018 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Русский язык детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
4. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
6.Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.18г. №810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018-2019 учебном году»;
7. Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.18г. №811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018-2019 учебный год»;
8. Образовательная программа среднего общего образования по БУП-2004
(10-11 классы) ГБОУ гимназии №513 Невского района Санкт-Петербурга.
Данный вариант программы обеспечен учебником: Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф 2018, а также рабочей программой «Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни»/ Л. В. Бугрова. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
Программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Тематическое планирование соответствует блочно-модульному построению курса. Вариативная модель достижения результатов (личностных, метапредметных, предметных) — на базовом и углублённом уровнях — позволяет учителю спланировать работу в классах с разным уровнем подготовки. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа (из расчёта 2 урока в неделю). Уровень – базовый
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки обучающихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.
Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания.
Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.
Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения на профильном уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старших классов.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка в старших классах ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся.
Цели курса
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
-усвоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
-воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
-развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации
Задачи курса
-закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
-расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
-выработка умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
-оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;
-формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Обозначенные целевые установки создают условия для формирования языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка.
Решая задачи обучения русскому языку в старшей школе, автор учебника намеренно отказывается от линейного способа изложения материала и объединяет части различных разделов курса в структурно-содержательные блоки модулей. Под модулем понимается часть учебной дисциплины (дидактическая единица, раздел), изучение которой заканчивается определённым видом контроля.
По сравнению с линейным принципом блочно-модульное по- строение курса имеет преимущества. Блочно-модульный принцип позволяет:
- во-первых, формировать различные типы компетенции на материале одного блока модулей;
- во-вторых, наращивать компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и обучения речи, что имеет свои
- в-третьих, осуществить переход к индивидуально ориентированной организации учебного процесса.
Первый раздел каждого блока включает теоретические сведения, изучение которых поможет учащимся систематизировать и расширить знания о русском языке как сложной знаковой системе с разными функциями.
Второй (в учебнике 10 класса; третий — в учебнике 11 класса) раздел ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи, развитие умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Третий (в учебнике 10 класса; второй — в учебнике 11 класса) раздел предусматривает системное повторение наиболее сложных вопросов русской орфографии.
Четвёртый раздел нацеливает на углублённо-обобщающее повторение синтаксиса русского языка и наиболее сложных вопросов пунктуации.
Структурно-содержательные блоки модулей позволяют установить взаимосвязь между подачей теоретического материала, отработкой на его основе навыков грамотного письма, норм литературного языка, различными аспектами анализа текста, разнообразными формами организации речевой деятельности.
1.1Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя (основная)
«Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни»/ Л. В. Бугрова. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
- Для учителя (дополнительная)
-Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2003.
-Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/
-Портал «Первое сентября» http://festival.1
-Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
-ЕГЭ-портал http://4ege.ru/russkiy/
Для обучающихся (основная):
Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф Для обучающихся (дополнительная)
-ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и др.материалы для подготовки 2010/Угроватова Т.Ю. М. : АСТ СПб: Астрель, 2013
-Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.
-Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2009.
-Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. М.: Издат-Школа, 2008.
-Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2008.
-Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). М. «Экзамен», 2013
-Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь.10-11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2013.
-Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2013
-Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых текстов заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. М. «Экзамен», 2013
-Цыбулько И.П., Капинос В.И. ЕГЭ – 2010. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов). М.: Эксмо, 2013
-Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. М.: Вербум-М, 2013
-Цыбулько И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. 36 вариантов. М., Экзамен, 2016
-Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/
-Портал «Первое сентября» http://festival.1
-Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
-ЕГЭ-портал http://4ege.ru/russkiy/
-Сайт «Грамота» www.gramota.ru
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое оборудование | Электронно-программное обеспечение |
|
|
1.2.Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего (полного) общего образования.
1.3.Предполагаемые результаты обучения
Обучающиеся будут знать/понимать:
-основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
-роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
-имена выдающихся ученых-лингвистов;
-типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
-источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
-лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Обучающиеся будут уметь:
говорение и письмо
-создавать высказывания на лингвистическую тему;
-передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
-соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
-оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
-выявлять подтекст;
-владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
-создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
-писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
-принимать участие в диспуте, дискуссии;
-составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
-владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
-извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
-выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
-анализировать особенности употребления основных единиц языка;
-анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
-коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
-интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
-информационные (извлечение информации из различных источников);
-организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
1.4.Формы, периодичность и порядоктекущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
-речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
-умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);
-умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
-умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Контроль знаний
Формы контроля |
1 полугодие | 2 полугодие | всего |
количество | |||
Самостоятельная работа (количество зависит от усвоения материала) |
Практически каждый урок, не всегда отметки выставляются в журнал | ||
Безоценочное тестирование | 1 | 1 | |
Проверочная работа | 4 | 2 | 6 |
Контрольная работа | 2 | 4 | 6 |
Сочинение домашнее | 2 | 1 | 3 |
Сочинение классное | 2 | 3 | 5 |
№ п/п | тема | дата |
1 | Контрольная работа № 1. Входное диагностическое тестирование. | |
2 | Итоговый контроль по БЛОКУ №1 | |
3 | Итоговый контроль по БЛОКУ №2 | |
4 | Итоговый контроль по БЛОКУ №3 | |
5 | Итоговый контроль по БЛОКУ №4 | |
6 | Итоговый контроль по БЛОКУ №5 | |
7 | Итоговый контроль по БЛОКАМ №1-6 | |
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Виды деятельности обучающихся:
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
-аудирование;
-информационная переработка устного и письменного текста:
-составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста с использованием цитат;
-переложение текста;
-продолжение текста;
-составление тезисов;
-редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров
-создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
-участие в дискуссии;
-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
-текущий контроль: проверочные работы, устный опрос, тестовые задания;
-промежуточный контроль: контрольные работы, творческие задания, сочинения, тестовые задания;
-итоговый контроль: итоговая работа в формате ЕГЭ.
Основным видом контроля является работа в формате ЕГЭ, сочинение, задания с развернутым ответом на вопрос.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.
В рамках подготовки учащихся 10-11 классов к государственной аттестации в курсе проводятся работы в формате ЕГЭ, которые оцениваются в соответствии со специфическими нормами и критериями оценивания, которые можно найти в демо-версии каждого года на сайте Федерального Института Педагогических Измерений.
2.Содержание программы учебного предмета Русский язык.
2.1.Учебно-тематический план
Тема | Часы | Форма контроля |
Введение | 1 | Безоценочный тест |
Блок 1 | 14 | |
Модуль №1 Общие сведения о языке | 1 | Домашнее сочинение 1 |
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности | 5 | Домашнее сочинение 1 |
Модуль 3. Орфография | 2 | Проверочная работа 1 |
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация | 6 | Проверочная работа 1, контрольная работа 1 (2 ч) |
Блок 2 | 9 | |
Модуль 5. Становление и развитие русского языка | 2 | Классное сочинение 1 |
Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности | 2 | |
Модуль 7. Орфография | 1 | |
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация | 4 | контрольная работа 1 |
Блок 3 | 11 | |
Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 1 | |
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | 3 | Классное сочинение 1, защита реферата |
Модуль 11. Орфография | 1 | |
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация | 6 | Проверочная работа 1, контрольная работа 1, классное сочинение 1 |
Блок 4 | 12 | |
Модуль 13. Лексика и фразеология | 2 | Классное сочинение 1 |
Модуль 14. Функциональные стили речи | 5 | |
Модуль 15. Орфография | 1 | тест |
Модуль 16. Синтаксис и пунктуация | 4 | контрольная работа 1 |
Блок 5 | 10 | |
Модуль 17. Фонетика | 1 | Домашнее сочинение 1 |
Модуль 18. Нормы русского литературного языка | 2 | |
Модуль 19. Орфография | 3 | тест |
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация | 4 | контрольная работа 1 |
Блок 6 | 11 | |
Модуль 21. Морфемика и словообразование | 1 | Классное сочинение 1 |
Модуль 22. Русский речевой этикет | 1 | |
Модуль 23. Орфография | 3 | Проверочная работа 2 |
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация | 6 | контрольная работа 1 (3ч) |
Итого 68ч |
2.2.Содержание программы учебного предмета Русский язык.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ
И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ» АВТОРА И. В. Гусаровой
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Содержание тем учебного курса
Введение в курс русского языка 10 класса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка .Взаимосвязь языка и мышления .Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков .Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков.
Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Орфография Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению. Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С –.
Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И – Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы – уроки