Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Способы и средства связи предложений в тексте.
Методическая разработка урока русского языка в
 8 классе,
построенного на
 материале анализа стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»
 
Шмакова Татьяна Львовна,
учитель русского языка
и литературы высшей категории
ГБОУ Лицей 126 Санкт-Петербурга
 
      Образование ХХI века ставит новые задачи перед участниками образовательного процесса. Образование сегодня — поливалентный процесс, состоящий не только из обучения навыкам, умениям, компетентности в определенной сфере деятельности, но и способствующий формированию социально активной личности.
Психологи определяют подростковый возраст как возраст овладения «мышлением в понятиях» (Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999. С.176). Система духовно-нравственных понятий дает учащимся инструмент познания и понимания мира, обеспечивая внутреннее строение личности в целом.
Традиционные методы и приемы обучения русскому языку оказываются подчас недостаточно эффективными (в том числе и лексический анализ слова), когда речь идет об овладении мировоззренческими понятиями. Разрабатываемый современной лингвистикой метод концептуального анализа слова дает возможность сочетания лексического значения слова с социальным и историческим опытом конкретного человека.
      Развитие смысловой стороны речи ученика должно находиться в центре внимания учителя-словесника. Большую роль в этом процессе играет интеграция уроков литературы, русского языка и развития речи, позволяющая поставить лингвокульторологические задачи, решение которых помогает ученикам установить 1) семантические отношения изучаемого концепта с другими словами, 2) место концепта в системе ценностей, 3) функции данного концепта в жизни человека.
Среди концептов культуры особое место занимает концепт «свободы»: свобода присутствует во всех формах мировоззрения — мифологии, религии, философии, искусстве, а также в обыденном сознании людей — национальном и индивидуальном. Конкретизация концепта «свобода» осуществляется в разных аспектах на уроках русского языка и литературы.
В настоящей работе определим смысловые вехи приобщения ученика к мировоззренческому концепту «свобода» на примере урока русского языка «Способы и средства связи предложений в тексте» в 8 классе, построенного на материале анализа стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Для реализации лингвокульторологических задач в домашнем задании к уроку опираемся на прием словесных дефиниций (диалог «человек-словарь») и прием выявления образных ассоциаций. Одна из творческих групп учащихся готовит домашнее задание по этимологии слова «свобода» на материале разных языков.
Эксперты-этимологи: в переводе с якутского «свободный человек» означает «сорвавшийся с цепи», латинское «liberi» — «дети» буквально означает «выросшие вместе с тем, кто сам свободен», т.е. законнорожденный. «Liber» включает несколько значений: «Бог», «рожденный», «дети», «люди», «расти».
При сравнении нем. и англ. языков: нем. «frei» — рождение, рост, англ. «free» обладает значением «червь, змея» как символ вселенной и космического порядка. В древних европейских языках «свобода» также ассоциировалась с небесной, космической реальностью. Таким образом, выявляем, что самым первым представлением свободы является мифологический образ Хаоса.
 
Прослеживая развитие понятия от античности до ХХI века выделяем три модели понимания свободы:
 
1) Свобода — от, или отрицательная свобода.
 
Свобода противостояния. Свобода от мира — не что иное, как ответственность за него. Чем шире зона моего автономного поведения, тем больше зона ответcтвенности. В современном мире нет предела ограничениям, эти пределы расширяются до природы в целом. Учащиеся читают отрывок из стихотворения Николая Рубцова («С каждой избою и тучею…»). У Достоевского в «Братьях Карамазовых»: Великий Инквезитор укоряет Иисуса Христа: «Ты захотел, чтобы он сам пошел за тобой, прельщенный и плененный тобой». Укор этот вытекает из признания свободы как тяжкого креста для человека, не права, а обязанности, которую Бог возложил на сотворенных им личностей.
 
2) Свобода — для, или положительная свобода.
 
Способность к действию, выбор между добром и злом. Н. Бердяев: «Зло — несотворенная свобода». П. Чаадаев: «История — практическая деятельность по социальному и внутреннему освобождению».
 
3) Свобода — во имя, или творческая свобода.
 
Свободные люди — это люди самодостаточные, жизненно компетентные, знающие, как распорядиться своими знаниями, способностями, обладающие внутренней и духовной культурой, цельностью. А.С. Пушкин — «Из Пиндемонти» («Иные, лучшие мне дороги права…»).
 
Обсуждение завершаем игрой по цепочке: метафоры свободы: «Свобода — это… истина, любовь, ценность, творчество, выбор, ресурс и т.д.»
Метафорическая презентация проблемы интересна тем, что каждый выделяет прежде всего свой контекст, расширяя семантику слова. Такая «смысловая начинка» домашнего задания позволяет перейти к следующему этапу урока. Читаем стихотворение Пушкина «К Чаадаеву» и цветом выделяем на доске
1) цепочку ключевых слов: свобода — гражданин — Отечество — счастье;
2) средства цепной связи в пушкинском тексте (лексические повторы, синонимы, контекстуальные синонимы, местоимения).
Выявляем «сильные позиции» цепочки ключевых слов как средство выражения темы и основной мысли текста: «свобода — это счастье».
На следующем этапе учащимся предлагается создать собственный текст на основе цепной связи, отразив в нем все грани авторской цепочки ключевых слов. Создаем текст (совместная работа всех групп).
«Стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» — это одна из самых пылких песен в честь свободы. Вера в свободу России побуждает поэта размышлять о долге гражданина. Превращение в гражданина — этап нравственного взросления человека. Естественный шаг взросления — обращение от личных, частных чувств к нуждам Отчизны. Посвятить Отечеству лучшие годы жизни — высшее счастье для человека».
На заключительном этапе урока учащиеся получают более сложное задание — предстоит создание текста на основе параллельной связи предложений. В качестве «Данного» каждая из групп получает свое ключевое слово: свобода, гражданин, Отечество, счастье. Над созданием текстов работаем в каждой группе. Учащиеся представляют тексты.
Свобода: «Свобода — непременное условие справедливости и равенства всех граждан в обществе. Вместе с ней приходит к человеку любовь к своему Отечеству. Она обеспечивает атмосферу труда и творчества. Ее называл “звездой пленительного счастья” А.С. Пушкин. Она, как воздух, нужна поэту, чтобы жить и творить».
Гражданин: «Превращение в гражданина — это этап нравственного взросления человека. Человек-гражданин всегда отзывается умом и сердцем на беды и проблемы своей страны. Его душа принадлежит Отчизне. Он способен испытывать чувство гордости за свое Отечество. Гражданские чувства объединяют людей в нацию».
Отечество: «А.С. Пушкин всегда мечтал о свободе России. Это была надежда увидеть Отечество свободным. Человек в произведениях Пушкина — это часть своего Отечества. Поэт призывал современников прекрасные порывы души посвятить Отчизне».
Счастье: «Чувство счастья — вершина в мире чувств человека. Пушкинское ощущение счастья — это вершина духа, гений человечности. Можно много и очень хорошо что-то знать и мало что чувствовать. Тогда не получится быть счастливым. Чувство счастья у Пушкина в чем-то равно чувству родины, чувству русского языка, русской природы, русской истории».
Так работа с мировоззренческим понятием «свобода» в очередной раз подтверждает справедливость слов выдающегося русского лингвиста Л.В. Щербы: «Связь предложений в тексте — это прежде всего связь смыслов».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»