Конспект урока русского языка для 6 класса
Спряжение глаголов
Учитель: Монастырская Мария Эллевна,
учитель ГБОУСОШ №119 Санкт-Петербурга
Технология: здоровьесберегающая, тестовая.учитель ГБОУСОШ №119 Санкт-Петербурга
Задачи урока:
1. Обосновать написание безударных окончаний глаголов 2. Развить умения распознавать спряжение глаголов. Цели урока: 1. Обогащать словарный запас учащихся.
2. Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте.
3. Развивать речевую и мыслительную деятельности.
4. Совершенствовать умения определять спряжение глаголов. Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
1. Организационный момент, сообщение темы урока
2. Проверка домашнего задания
3. Работа с эпиграфом урока
4. Индивидуальное сообщение учащегося о глаголе
5. Проспрягать глаголы
6. Распределительный диктант
7. Самостоятельная работа
8. Физкультминутка. Мини-тест.
9. Работа с текстом
10. Рефлексия
11. Домашнее задание
Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ( А. Югов.) 4. Индивидуальное сообщение учащегося о глаголе: Глагол противостоит всем именам по своему значению и синтаксической роли в предложении. Эта часть речи необыкновенна уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение « слово, речь». Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий , сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, думать, работать, любить. Глагол обладает вдвое большим количеством грамматических признаков. 5. Проспрягать глаголы: вести, смотрю. Поставить ударение, выделить окончания, сделать вывод. 6. Распределительный диктант (в первую колонку выписать глаголы 1 спряжения, во вторую колонку-глаголы 2 спряжения), выделить окончания: Свистит косая метель - белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом - снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи – снегосыпы сыплют сверху. Сугробы – снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба! (Н.Сладков) 7. Выбери себе задание и выполни его самостоятельно. Первый уровень сложности: определи спряжение глаголов. Брить, сломать, держать, направить, перебирать. Второй уровень сложности: вставь глаголы в пословицы, определи их спряжение. Смотрят все, а …… немногие. Даже мудрецу совет………. Третий уровень сложности: замени фразеологизмы глаголами, определи их спряжение. Повесить нос, бить баклуши, протянуть руку помощи, стоять на часах . 8. Физкультурная минутка. Мини-тест. Учитель называет глаголы, учащиеся поднимают одну руку, если глагол относится к 1 спряжению, две руки, если относится ко второму спряжению: Варит, веет, обидит, растопит, терпит, клеит, тает, рубит, открывает, показывает, держит, пилит, плачет, кружит, стелет. 9. Работа с текстом. Выразительно прочитать текст. Январский снег силён и спокоен. Пушистым одеялом накрывает он поля и гнёт к земле деревья. Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в бездонное небо и висит потом вверху, как лампочка в холодильнике. Светит, но не греет. Идёшь через поле по тропинке и ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Сделаешь шаг и по пояс провалишься в сыпучее снежное болото. - Можно ли этот фрагмент назвать текстом? - Какова основная мысль текста? - Озаглавьте текст. - Определите стиль текста, докажите. - Какие чувства возникают после его прочтения? - Какую роль играют глаголы? - Определите спряжение глаголов. - Найдите в тексте предложения с однородными членами, составьте их схемы. - Вспомните основное правило постановки запятой при однородных членах. - Выпишите глагол и выполни его морфологический разбор. 10. Вернёмся к целям нашего урока. - Какое правило мы сегодня повторяли? - Достигли ли мы целей урока? 11. Домашнее задание. Составь путеводитель по нашему городу, используй в нём глаголы 1 и 2 спряжения.