Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Милованова Людмила Афанасьевна
учитель русского языка и литературы
 
ГБОУ СОШ  №147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
Цель урока
1)    развивать у учащихся умение самостоятельно анализировать текст, выразить главное, участвовать в беседе;
2)    в общей творческой работе открыть глубинный философский смысл сказки.
Задачи
1)    овладеть навыками аргументированного говорения и письма;
2)    развить коммуникативные навыки;
3)    помочь личностному саморазвитию учащегося.
Оборудование урока
1)    мультимедийная установка;
2)    экран;
3)    сувенирные пасхальные яйца из разных материалов.
Ход урока
Учащихся класса разделены на четыре группы.
Iэтап. Ассоциативная работа.
На доске написано слово  С Ч А С Т Ь Е.
Задание 1: напишите слова – ассоциации к этому слову. Выберите из этого потока слов ключевое для вас слово. После окончания этой части работы, учащиеся называют написанные ими слова: радость, красота, удача, мама, друг, легкость, полет, семья, лето, каникулы. Кто-то может дописать себе в тетрадь понравившееся слово.
Задание 2: используя это слово в качестве заголовка, напишите  текст-миниатюру.
На выполнение задания дается 5 минут.
IIэтап. Чтение созданных текстов. Рефлексия.
Пример полученного текста    
Легкость
Ощущение легкости, как бы невесомости, для земного человека связано с особым состоянием души, когда хочется воскликнуть: «Почему я не птица, почему не летаю?! Это состояние можно назвать одним словом – счастье.
IIIэтап. Осмысление темы урока. «Погружение»
Для показа и обсуждения на столе разложены сувенирные пасхальные яйца из разных материалов. Дать детям возможность рассмотреть их, взять в руки. Вопрос учителя: «Какие ассоциации они у вас вызывают?» Дать возможность высказаться всем желающим (красивое, приятное, гармоничное).
Презентация «Пасхальное яйцо в искусстве».
Слово учителя перед чтением сказки с обобщением выслушанных ответов. Итак, счастье можно испытать от соприкосновения с прекрасным: от созерцания живописи, от посещения театров, от соприкосновения с природой. Счастье в человеческом общении, счастье от встречи с хорошей книгой, счастье от встречи с чудом. Яйцо – символ жизни, начало всего живого. Крашеное пасхальное яйцо с давних времен служит символом всеобщей радости. Золотое яйцо – символ красоты, счастья.
IVэтап. «Разрыв» (переключение центров восприятия информации). Чтение сказки «Курочка ряба».
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била не  -  разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. 
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь дед, не плачь баба; снесу яичко другое, не золотое – простое!
Vэтап.  Обсуждение сказки, ответы на вопросы. Работа в группах. Каждая группа получает свой вопрос, заранее написанный на доске:
а)     Зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко, да еще так  настойчиво?
б)    Почему они так огорчились, когда яичко разбилось? Почему так неутешно заплакали?
в)     Почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, не золотое, а простое?
г)     Как вы понимаете смысл пословицы: «Что имеем - не храним, потерявши плачем»?
После обсуждения вопроса в группах, ученики записывают в свои рабочие тетради варианты ответов и готовятся представить аргументированный ответ классу.
Примеры ответов:
а)     Перед нами пример алогичного поведения деда и бабы. Зачем бить то, что является красотой. Этому нет разумного объяснения. Такое красивое яичко было, красота невиданная, радость от него исходила.
б)    Было большое счастье, но своими руками порушили. Всю жизнь на него любоваться можно было, но не состоялось счастье, утрата оказалась невосполнимой. Не сумели распорядиться  ни удачей, ни богатством,  ни самим счастьем.
в)     Не надо впадать в отчаяние от неудач и ошибок, от случайных неумных поступков, все имеют право на ошибки. Надо научиться радоваться малому, как например, простое яичко, обещанное курочкой рябой взамен золотого.
г)     Красота, счастье, добрые отношения – хрупкая субстанция, не склеишь,  не починишь, если разобьется. Об этом и гласит русская пословица. Яичко – это символ, а потерять можно и честь, и доброе имя, и дружбу и т.д. Эта пословица, как и сказка,   предупреждение.
VIэтап. Задание классу: напишите сочинение «В чем смысл сказки «Курочка ряба».
Выдержка из сочинения:
Каких дней в нашей жизни больше? Радостных, солнечных, счастливых, удачных или грустных, пустых, обыденных, никаких – день прошел, и слава богу. Трудно сказать. Невозможно оценить то, что уже прошло, то, чего уже не вернуть. Может в тех «пустых» днях мы сами не заметили солнечного луча, улыбки близкого человека или не захотели заметить. Не захотели увидеть расстроенное лицо одноклассника. Не позвонили другу, то есть сами не осветили свой день радостью. Радостью от доброго дела. А осветила бы улыбка лицо одноклассника от твоего доброго слова, было бы и тебе счастье – настоящее, которое не купить, ни разбить нельзя.
VIIэтап. Итог урока.
Чтение написанных сочинений. Работы учащихся вывешиваются в классе для всеобщего ознакомления.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»