Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка в 6-м классе

Художественное описание зимнего пейзажа

Карытко Лариса Павловна,
учитель русского языка и литературы

Представленный урок русского языка входит в систему уроков развития речи в 6 классе и является уроком систематизации и обобщения изученного материала по теме имя прилагательное.
Цель урока: Создание условий для развития творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.
Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно использовать прилагательные в художественных текстах.
  2. Обогащение словарного запаса детей через овладение учащимися художественными образами и выразительными средствами языка.
  3. Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать словарный и литературный материал на уроке.
  4. Развитие эстетических, патриотических, экологических качеств личности подростка через анализ пейзажей в разных видах искусства.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1), раздаточный материал: (текст для 1 уровня задания приложение 2) (карточки-помощники приложение 3), памятки (приложение 4), пейзажи на парты.
Данный урок состоит из 5 основных этапов:

  1. Постановка цели урока и мотивация к творческой деятельности.
  2. Работа с зимним пейзажем в живописи через знакомство с творчеством Б.М. Кустодиева и его картиной «Масленица».
  3. Работа с музыкальным пейзажем через прослушивание вальса Свиридова «Метель».
  4. Работа с литературными пейзажами и средствами художественной выразительности на примере текстов, подобранных детьми.
  5. Самостоятельная творческая работа на уроке (написание сочинения описание зимнего пейзажа)

Детям предлагается 3 варианта разного уровня сложности, каждый ребенок вправе сам оценить свои силы и выполнить работу того варианта, который посчитает посильной.
Сочетание фронтальной, индивидуальной работы, подготовительной работы детей перед уроком, работа с пейзажами в разных видах искусства, использование слайд- презентации позволяет поддерживать интерес обучающихся к теме урока, добиваться устойчивого внимания на протяжении всего урока, рационально использовать время и четко организовать учебный процесс.
Урок ценен вариативностью используемого материала, любой учитель может использовать информацию о любом другом художнике и его творчестве, можно включить в урок другую музыку, связанную с музыкальным пейзажем, все зависит от творчества и желания учителя.
Ход урока
I. Постановка цели.
Учитель:
Чародейкою Зимою (слайд №2)
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой….
Как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала с этих известных строк Ф.И. Тютчева?
(1. Мы будем говорить о природе. 2. Рассматривать пейзажи и описывать их.)
На уроке мы не просто поговорим о пейзажах в разных видах искусства, но и научимся описывать зимний пейзаж с помощью художественных средств выразительности в литературе.
II. Работа с пейзажами.
1. Давайте вспомним, что такое пейзаж? (слайд №3)
(Пейзаж: от французского – местность, страна. В художественном произведении описание природы, которое помогает представить место, где происходит событие, или лучше понять героев и их поступки).
2. Беседа с детьми.
Об очень известном поэте Гейне Е.А. Баратынский писал замечательные строки:
С природой одною он жизнью дышал: (слайд №4)
Ручья разумел лепетание,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал прозябание.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
О каком человеке говорит эта строфа? {Наблюдательном, внимательном, чутком)
У людей каких профессий можно встретить такие качества?
(биологи, экологи, геологи, исследователи)
Близка ли вам мысль о том, что настоящий художник почти всегда исследователь?
Давайте докажем, что живописец Б.М.Кустодиев, репродукцию его картины «Масленица» вы видите на экране, очень наблюдателен, любит свой край, ценит неброскую его красоту.
3. Сообщение ребенка.(слайд №5)
Б.М. Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих художников, мальчик был потрясен. Он твердо решил стать художником.
Занимаясь в мастерской И. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Он глубоко любит народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания.
Ко всему русскому он относился с чувством национальной гордости. Он продолжал работать, даже когда тяжелая болезнь требовала неотложных мер. (слайд №6)
В 1916 году Кустодиев создает знаменитую « Масленицу», которая передает истинный облик русских городов и природы. В ней он создает яркий, впечатляющий и убедительный образ народной Руси.
В этой картине большое место занимает зимний пейзаж, величавое изображение русской природы.
Торжественная и звучная симфония зимней сказки разворачивается перед зрителем. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки.
Предметы первого плана написаны плотным, сочным мазком. Дальние строения и группы второго плана не мешают целостному восприятию картины, т.к. мазок здесь более мелкий, почти как на миниатюре. Цвет яркий, построенный на звучных контрастах, также становится более мягким и разбеленным на дальних планах.
Обладая умением владеть кистью, автор создает впечатление реального зимнего пейзажа. Пейзажный элемент играет в этой картине не меньшую роль, чем жанровый. Дополняя друг друга, они создают целостный образ русской зимы и русского настроения.
Учитель:
4. Вывод: Итак, когда мы смотрим на картину, что для нас важно?
(1.Почувствовать общее настроение картины. 2.Увидеть не только передний, но и задний план картины. 3.Обратить внимание на игру красок, которые использует художник.
5. Музыкальный пейзаж.
Только ли художники могут создавать пейзажи? (Есть пейзажи в музыке)
Я предлагаю вам послушать известный вальс Свиридова, который он написал после прочтения одной из повестей Белкина А.С.Пушкина, которая посвящена зиме. О какой повести я говорю? («Метель»)
Прослушивание вальса. (слайды 7, 8, 9)
Учитель:

  1. Что вы представили себе, слушая музыку?
  2. Какие образы у вас возникли?
     Вьюга – поднялась, воет. 
    Метель – злая, метет. 
    Пурга – разбушевалась.

Какие слова вы назвали? (Синонимы)
Если вспомнить лексическое значение этих слов, что можно сказать о них?
(Явление с нарастанием ветра)
6. Литературный пейзаж.
Какое стихотворение великого поэта вы помните, наполненное таким же настроением?
Буря мглою небо кроет, (слайд №10)
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А.С. Пушкин)
Вспомните словесность. Что поэтам и писателям необходимо для создания красивых пейзажей?(Средства художественной изобразительности)
Какие из них вы помните? (Эпитеты, сравнение, аллегорияметафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Для чего их использует автор в текстах?
(Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль или чувство автора)
Подберите метафоры и другие средства художественной выразительности к нашим синонимам.
Но ведь зимой не только пурга и вьюга. Дома вы должны были подобрать описание зимних пейзажей, охарактеризовав средства художественной выразительности, которые использует автор. (Зачитывание примеров, подобранных при подготовке к уроку детьми.)
(Под голубыми небесами//Великолепными коврами// Блестя на солнце, снег лежит…) и др.
А если автор не умеет писать стихи, может ли он прозой описать зимний пейзаж? Кто нашел пример такого текста? (прослушивание ученика)(В каждом лесу зимой своя прелесть. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу)
Вывод: Попробуйте сделать вывод о том, как описывают поэты и писатели зимнюю природу? (Природа, которую они описывают разнообразна, необычна, наполнена разным настроением)
III. Самостоятельная творческая работа на уроке.
Давайте тоже займемся литературным творчеством. Вам предлагается задание 3 уровней сложности. Каждый может оценить свои силы и выполнить то задание, которое кажется ему посильным.
1.У вас на партах лежит текст. Его нужно разнообразить, усовершенствовать, сделать более красивым.(слайд №11)
Приложение 2
Какие части речи вам для этого понадобятся? (Прилагательные)
Почему? (Часть речи, которая обозначает признак предмета)
Какие разряды прилагательных вы помните? (Относительные, притяжательные, качественные)
Какой из этих разрядов вам понадобится чаще всего? (Качественные)
Почему? (Их можно употребить в краткой форме, образовать сложную форму и использовать в разных степенях сравнения)
В вашей работе вам помогут определения, помещенные на слайд и карточку – помощник.
Приложение 3 (слайд №12)
Чудесный, глубокий, чистый, русский, лесной, молодой, кружевной, белый, тяжелый, лесной, темно-зеленый, серебристый, высокий, маленький, веселый.
Что нужно сделать с этими словами, чтобы они правильно смогли звучать в тексте? (Изменить по родам, падежам и числам в зависимости от предложения)
(слайд №13) 2. На партах у вас лежат зимние пейзажи, нужно описать то, что вы видите перед собой. Эта работа очень схожа с описанием картины, чем мы занимались на уроках не один раз. Кроме прилагательных из первого задания для вас следующая таблица, которая поможет при описании цветовой гаммы и настроения зимних пейзажей.
Приложение 3 (слайд № 14-19)

  • серебристо-белый
  • Белый бело-голубой
  • беловатый
  • Синий лазурный
  • серо-голубой
  • голубой

Ель – ветвистая, лохматая, поседевшая, пушистая, развесистая, задумчивая, царственная.
Береза – серебристая, заколдованная, сказочная, уснувшая, ажурная.
Снег – блестящий, голубеющий, золотистый, искристый, лучистый, нетронутый.
Солнце – заходящее, живое, нежное, сонное, скупое, зимнее, радостное.
Небо – яркое, безоблачное, бездонное, высокое, серое, тяжелое.
Какие изученные ранее орфограммы вы видите в данных словах? (Ответы детей)
(слайд №20) 3. Задача детей, которые выбирают задание 3 уровня сложности, создать описание природы по собственным впечатлениям.
Для вас розданы памятки о написании сочинений.
(слайд № 21) Приложение 4
IV. Написание сочинений и чтение миниатюр с анализом работ самими же детьми, прослушавшими сочинения.
V. Подведение итогов.
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
(1. Научились описывать пейзаж с помощью художественных средств. 
2. Увидели пейзажи в литературе, музыке и живописи. 
3. Поняли, что нужно беречь нашу природу и очень внимательно наблюдать за тем, что находится вокруг нас.)
VI. Домашнее задание.
Возвращаемся к первой группе. Теперь вы выберете себе понравившийся зимний пейзаж, представленный для второй группы и дома напишите сочинение-описание, опираясь на примеры второй и третьей группы.
VII. Оценки. 
Приложения 2-4.
 Урок русского языка по теме "Художественное описание зимнего пейзажа". 6-й класс

  • Карытко Лариса Павловна, учитель русского языка и литературы

Представленный урок русского языка входит в систему уроков развития речи в 6 классе и является уроком систематизации и обобщения изученного материала по теме имя прилагательное.
Цель урока: Создание условий для развития творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.
Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно использовать прилагательные в художественных текстах.
  2. Обогащение словарного запаса детей через овладение учащимися художественными образами и выразительными средствами языка.
  3. Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать словарный и литературный материал на уроке.
  4. Развитие эстетических, патриотических, экологических качеств личности подростка через анализ пейзажей в разных видах искусства.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1), раздаточный материал: (текст для 1 уровня задания приложение 2) (карточки-помощники приложение 3), памятки (приложение 4), пейзажи на парты.
Данный урок состоит из 5 основных этапов:

  1. Постановка цели урока и мотивация к творческой деятельности.
  2. Работа с зимним пейзажем в живописи через знакомство с творчеством Б.М. Кустодиева и его картиной «Масленица».
  3. Работа с музыкальным пейзажем через прослушивание вальса Свиридова «Метель».
  4. Работа с литературными пейзажами и средствами художественной выразительности на примере текстов, подобранных детьми.
  5. Самостоятельная творческая работа на уроке (написание сочинения описание зимнего пейзажа)

Детям предлагается 3 варианта разного уровня сложности, каждый ребенок вправе сам оценить свои силы и выполнить работу того варианта, который посчитает посильной.
Сочетание фронтальной, индивидуальной работы, подготовительной работы детей перед уроком, работа с пейзажами в разных видах искусства, использование слайд- презентации позволяет поддерживать интерес обучающихся к теме урока, добиваться устойчивого внимания на протяжении всего урока, рационально использовать время и четко организовать учебный процесс.
Урок ценен вариативностью используемого материала, любой учитель может использовать информацию о любом другом художнике и его творчестве, можно включить в урок другую музыку, связанную с музыкальным пейзажем, все зависит от творчества и желания учителя.
Ход урока
I. Постановка цели.
Учитель:
Чародейкою Зимою (слайд №2)
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой….
Как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала с этих известных строк Ф.И. Тютчева?
(1. Мы будем говорить о природе. 2. Рассматривать пейзажи и описывать их.)
На уроке мы не просто поговорим о пейзажах в разных видах искусства, но и научимся описывать зимний пейзаж с помощью художественных средств выразительности в литературе.
II. Работа с пейзажами.
1. Давайте вспомним, что такое пейзаж? (слайд №3)
(Пейзаж: от французского – местность, страна. В художественном произведении описание природы, которое помогает представить место, где происходит событие, или лучше понять героев и их поступки).
2. Беседа с детьми.
Об очень известном поэте Гейне Е.А. Баратынский писал замечательные строки:
С природой одною он жизнью дышал: (слайд №4)
Ручья разумел лепетание,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал прозябание.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
О каком человеке говорит эта строфа? {Наблюдательном, внимательном, чутком)
У людей каких профессий можно встретить такие качества?
(биологи, экологи, геологи, исследователи)
Близка ли вам мысль о том, что настоящий художник почти всегда исследователь?
Давайте докажем, что живописец Б.М.Кустодиев, репродукцию его картины «Масленица» вы видите на экране, очень наблюдателен, любит свой край, ценит неброскую его красоту.
3. Сообщение ребенка.(слайд №5)
Б.М. Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих художников, мальчик был потрясен. Он твердо решил стать художником.
Занимаясь в мастерской И. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Он глубоко любит народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания.
Ко всему русскому он относился с чувством национальной гордости. Он продолжал работать, даже когда тяжелая болезнь требовала неотложных мер. (слайд №6)
В 1916 году Кустодиев создает знаменитую « Масленицу», которая передает истинный облик русских городов и природы. В ней он создает яркий, впечатляющий и убедительный образ народной Руси.
В этой картине большое место занимает зимний пейзаж, величавое изображение русской природы.
Торжественная и звучная симфония зимней сказки разворачивается перед зрителем. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки.
Предметы первого плана написаны плотным, сочным мазком. Дальние строения и группы второго плана не мешают целостному восприятию картины, т.к. мазок здесь более мелкий, почти как на миниатюре. Цвет яркий, построенный на звучных контрастах, также становится более мягким и разбеленным на дальних планах.
Обладая умением владеть кистью, автор создает впечатление реального зимнего пейзажа. Пейзажный элемент играет в этой картине не меньшую роль, чем жанровый. Дополняя друг друга, они создают целостный образ русской зимы и русского настроения.
Учитель:
4. Вывод: Итак, когда мы смотрим на картину, что для нас важно?
(1.Почувствовать общее настроение картины. 2.Увидеть не только передний, но и задний план картины. 3.Обратить внимание на игру красок, которые использует художник.
5. Музыкальный пейзаж.
Только ли художники могут создавать пейзажи? (Есть пейзажи в музыке)
Я предлагаю вам послушать известный вальс Свиридова, который он написал после прочтения одной из повестей Белкина А.С.Пушкина, которая посвящена зиме. О какой повести я говорю? («Метель»)
Прослушивание вальса. (слайды 7, 8, 9)
Учитель:

  1. Что вы представили себе, слушая музыку?
  2. Какие образы у вас возникли?
     Вьюга – поднялась, воет. 
    Метель – злая, метет. 
    Пурга – разбушевалась.

Какие слова вы назвали? (Синонимы)
Если вспомнить лексическое значение этих слов, что можно сказать о них?
(Явление с нарастанием ветра)
6. Литературный пейзаж.
Какое стихотворение великого поэта вы помните, наполненное таким же настроением?
Буря мглою небо кроет, (слайд №10)
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А.С. Пушкин)
Вспомните словесность. Что поэтам и писателям необходимо для создания красивых пейзажей?(Средства художественной изобразительности)
Какие из них вы помните? (Эпитеты, сравнение, аллегорияметафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Для чего их использует автор в текстах?
(Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль или чувство автора)
Подберите метафоры и другие средства художественной выразительности к нашим синонимам.
Но ведь зимой не только пурга и вьюга. Дома вы должны были подобрать описание зимних пейзажей, охарактеризовав средства художественной выразительности, которые использует автор. (Зачитывание примеров, подобранных при подготовке к уроку детьми.)
(Под голубыми небесами//Великолепными коврами// Блестя на солнце, снег лежит…) и др.
А если автор не умеет писать стихи, может ли он прозой описать зимний пейзаж? Кто нашел пример такого текста? (прослушивание ученика)(В каждом лесу зимой своя прелесть. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу)
Вывод: Попробуйте сделать вывод о том, как описывают поэты и писатели зимнюю природу? (Природа, которую они описывают разнообразна, необычна, наполнена разным настроением)
III. Самостоятельная творческая работа на уроке.
Давайте тоже займемся литературным творчеством. Вам предлагается задание 3 уровней сложности. Каждый может оценить свои силы и выполнить то задание, которое кажется ему посильным.
1.У вас на партах лежит текст. Его нужно разнообразить, усовершенствовать, сделать более красивым.(слайд №11)
Приложение 2
Какие части речи вам для этого понадобятся? (Прилагательные)
Почему? (Часть речи, которая обозначает признак предмета)
Какие разряды прилагательных вы помните? (Относительные, притяжательные, качественные)
Какой из этих разрядов вам понадобится чаще всего? (Качественные)
Почему? (Их можно употребить в краткой форме, образовать сложную форму и использовать в разных степенях сравнения)
В вашей работе вам помогут определения, помещенные на слайд и карточку – помощник.
Приложение 3 (слайд №12)
Чудесный, глубокий, чистый, русский, лесной, молодой, кружевной, белый, тяжелый, лесной, темно-зеленый, серебристый, высокий, маленький, веселый.
Что нужно сделать с этими словами, чтобы они правильно смогли звучать в тексте? (Изменить по родам, падежам и числам в зависимости от предложения)
(слайд №13) 2. На партах у вас лежат зимние пейзажи, нужно описать то, что вы видите перед собой. Эта работа очень схожа с описанием картины, чем мы занимались на уроках не один раз. Кроме прилагательных из первого задания для вас следующая таблица, которая поможет при описании цветовой гаммы и настроения зимних пейзажей.
Приложение 3 (слайд № 14-19)

  • серебристо-белый
  • Белый бело-голубой
  • беловатый
  • Синий лазурный
  • серо-голубой
  • голубой

Ель – ветвистая, лохматая, поседевшая, пушистая, развесистая, задумчивая, царственная.
Береза – серебристая, заколдованная, сказочная, уснувшая, ажурная.
Снег – блестящий, голубеющий, золотистый, искристый, лучистый, нетронутый.
Солнце – заходящее, живое, нежное, сонное, скупое, зимнее, радостное.
Небо – яркое, безоблачное, бездонное, высокое, серое, тяжелое.
Какие изученные ранее орфограммы вы видите в данных словах? (Ответы детей)
(слайд №20) 3. Задача детей, которые выбирают задание 3 уровня сложности, создать описание природы по собственным впечатлениям.
Для вас розданы памятки о написании сочинений.
(слайд № 21) Приложение 4
IV. Написание сочинений и чтение миниатюр с анализом работ самими же детьми, прослушавшими сочинения.
V. Подведение итогов.
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
(1. Научились описывать пейзаж с помощью художественных средств. 
2. Увидели пейзажи в литературе, музыке и живописи. 
3. Поняли, что нужно беречь нашу природу и очень внимательно наблюдать за тем, что находится вокруг нас.)
VI. Домашнее задание.
Возвращаемся к первой группе. Теперь вы выберете себе понравившийся зимний пейзаж, представленный для второй группы и дома напишите сочинение-описание, опираясь на примеры второй и третьей группы.
VII. Оценки. 
Приложения 2-4.
 
 
 
 Урок русского языка по теме "Художественное описание зимнего пейзажа". 6-й класс

  • Карытко Лариса Павловна, учитель русского языка и литературы

Представленный урок русского языка входит в систему уроков развития речи в 6 классе и является уроком систематизации и обобщения изученного материала по теме имя прилагательное.
Цель урока: Создание условий для развития творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.
Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно использовать прилагательные в художественных текстах.
  2. Обогащение словарного запаса детей через овладение учащимися художественными образами и выразительными средствами языка.
  3. Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать словарный и литературный материал на уроке.
  4. Развитие эстетических, патриотических, экологических качеств личности подростка через анализ пейзажей в разных видах искусства.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1), раздаточный материал: (текст для 1 уровня задания приложение 2) (карточки-помощники приложение 3), памятки (приложение 4), пейзажи на парты.
Данный урок состоит из 5 основных этапов:

  1. Постановка цели урока и мотивация к творческой деятельности.
  2. Работа с зимним пейзажем в живописи через знакомство с творчеством Б.М. Кустодиева и его картиной «Масленица».
  3. Работа с музыкальным пейзажем через прослушивание вальса Свиридова «Метель».
  4. Работа с литературными пейзажами и средствами художественной выразительности на примере текстов, подобранных детьми.
  5. Самостоятельная творческая работа на уроке (написание сочинения описание зимнего пейзажа)

Детям предлагается 3 варианта разного уровня сложности, каждый ребенок вправе сам оценить свои силы и выполнить работу того варианта, который посчитает посильной.
Сочетание фронтальной, индивидуальной работы, подготовительной работы детей перед уроком, работа с пейзажами в разных видах искусства, использование слайд- презентации позволяет поддерживать интерес обучающихся к теме урока, добиваться устойчивого внимания на протяжении всего урока, рационально использовать время и четко организовать учебный процесс.
Урок ценен вариативностью используемого материала, любой учитель может использовать информацию о любом другом художнике и его творчестве, можно включить в урок другую музыку, связанную с музыкальным пейзажем, все зависит от творчества и желания учителя.
Ход урока
I. Постановка цели.
Учитель:
Чародейкою Зимою (слайд №2)
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой….
Как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала с этих известных строк Ф.И. Тютчева?
(1. Мы будем говорить о природе. 2. Рассматривать пейзажи и описывать их.)
На уроке мы не просто поговорим о пейзажах в разных видах искусства, но и научимся описывать зимний пейзаж с помощью художественных средств выразительности в литературе.
II. Работа с пейзажами.
1. Давайте вспомним, что такое пейзаж? (слайд №3)
(Пейзаж: от французского – местность, страна. В художественном произведении описание природы, которое помогает представить место, где происходит событие, или лучше понять героев и их поступки).
2. Беседа с детьми.
Об очень известном поэте Гейне Е.А. Баратынский писал замечательные строки:
С природой одною он жизнью дышал: (слайд №4)
Ручья разумел лепетание,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал прозябание.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
О каком человеке говорит эта строфа? {Наблюдательном, внимательном, чутком)
У людей каких профессий можно встретить такие качества?
(биологи, экологи, геологи, исследователи)
Близка ли вам мысль о том, что настоящий художник почти всегда исследователь?
Давайте докажем, что живописец Б.М.Кустодиев, репродукцию его картины «Масленица» вы видите на экране, очень наблюдателен, любит свой край, ценит неброскую его красоту.
3. Сообщение ребенка.(слайд №5)
Б.М. Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих художников, мальчик был потрясен. Он твердо решил стать художником.
Занимаясь в мастерской И. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Он глубоко любит народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания.
Ко всему русскому он относился с чувством национальной гордости. Он продолжал работать, даже когда тяжелая болезнь требовала неотложных мер. (слайд №6)
В 1916 году Кустодиев создает знаменитую « Масленицу», которая передает истинный облик русских городов и природы. В ней он создает яркий, впечатляющий и убедительный образ народной Руси.
В этой картине большое место занимает зимний пейзаж, величавое изображение русской природы.
Торжественная и звучная симфония зимней сказки разворачивается перед зрителем. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки.
Предметы первого плана написаны плотным, сочным мазком. Дальние строения и группы второго плана не мешают целостному восприятию картины, т.к. мазок здесь более мелкий, почти как на миниатюре. Цвет яркий, построенный на звучных контрастах, также становится более мягким и разбеленным на дальних планах.
Обладая умением владеть кистью, автор создает впечатление реального зимнего пейзажа. Пейзажный элемент играет в этой картине не меньшую роль, чем жанровый. Дополняя друг друга, они создают целостный образ русской зимы и русского настроения.
Учитель:
4. Вывод: Итак, когда мы смотрим на картину, что для нас важно?
(1.Почувствовать общее настроение картины. 2.Увидеть не только передний, но и задний план картины. 3.Обратить внимание на игру красок, которые использует художник.
5. Музыкальный пейзаж.
Только ли художники могут создавать пейзажи? (Есть пейзажи в музыке)
Я предлагаю вам послушать известный вальс Свиридова, который он написал после прочтения одной из повестей Белкина А.С.Пушкина, которая посвящена зиме. О какой повести я говорю? («Метель»)
Прослушивание вальса. (слайды 7, 8, 9)
Учитель:

  1. Что вы представили себе, слушая музыку?
  2. Какие образы у вас возникли?
     Вьюга – поднялась, воет. 
    Метель – злая, метет. 
    Пурга – разбушевалась.

Какие слова вы назвали? (Синонимы)
Если вспомнить лексическое значение этих слов, что можно сказать о них?
(Явление с нарастанием ветра)
6. Литературный пейзаж.
Какое стихотворение великого поэта вы помните, наполненное таким же настроением?
Буря мглою небо кроет, (слайд №10)
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А.С. Пушкин)
Вспомните словесность. Что поэтам и писателям необходимо для создания красивых пейзажей?(Средства художественной изобразительности)
Какие из них вы помните? (Эпитеты, сравнение, аллегорияметафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Для чего их использует автор в текстах?
(Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль или чувство автора)
Подберите метафоры и другие средства художественной выразительности к нашим синонимам.
Но ведь зимой не только пурга и вьюга. Дома вы должны были подобрать описание зимних пейзажей, охарактеризовав средства художественной выразительности, которые использует автор. (Зачитывание примеров, подобранных при подготовке к уроку детьми.)
(Под голубыми небесами//Великолепными коврами// Блестя на солнце, снег лежит…) и др.
А если автор не умеет писать стихи, может ли он прозой описать зимний пейзаж? Кто нашел пример такого текста? (прослушивание ученика)(В каждом лесу зимой своя прелесть. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу)
Вывод: Попробуйте сделать вывод о том, как описывают поэты и писатели зимнюю природу? (Природа, которую они описывают разнообразна, необычна, наполнена разным настроением)
III. Самостоятельная творческая работа на уроке.
Давайте тоже займемся литературным творчеством. Вам предлагается задание 3 уровней сложности. Каждый может оценить свои силы и выполнить то задание, которое кажется ему посильным.
1.У вас на партах лежит текст. Его нужно разнообразить, усовершенствовать, сделать более красивым.(слайд №11)
Приложение 2
Какие части речи вам для этого понадобятся? (Прилагательные)
Почему? (Часть речи, которая обозначает признак предмета)
Какие разряды прилагательных вы помните? (Относительные, притяжательные, качественные)
Какой из этих разрядов вам понадобится чаще всего? (Качественные)
Почему? (Их можно употребить в краткой форме, образовать сложную форму и использовать в разных степенях сравнения)
В вашей работе вам помогут определения, помещенные на слайд и карточку – помощник.
Приложение 3 (слайд №12)
Чудесный, глубокий, чистый, русский, лесной, молодой, кружевной, белый, тяжелый, лесной, темно-зеленый, серебристый, высокий, маленький, веселый.
Что нужно сделать с этими словами, чтобы они правильно смогли звучать в тексте? (Изменить по родам, падежам и числам в зависимости от предложения)
(слайд №13) 2. На партах у вас лежат зимние пейзажи, нужно описать то, что вы видите перед собой. Эта работа очень схожа с описанием картины, чем мы занимались на уроках не один раз. Кроме прилагательных из первого задания для вас следующая таблица, которая поможет при описании цветовой гаммы и настроения зимних пейзажей.
Приложение 3 (слайд № 14-19)

  • серебристо-белый
  • Белый бело-голубой
  • беловатый
  • Синий лазурный
  • серо-голубой
  • голубой

Ель – ветвистая, лохматая, поседевшая, пушистая, развесистая, задумчивая, царственная.
Береза – серебристая, заколдованная, сказочная, уснувшая, ажурная.
Снег – блестящий, голубеющий, золотистый, искристый, лучистый, нетронутый.
Солнце – заходящее, живое, нежное, сонное, скупое, зимнее, радостное.
Небо – яркое, безоблачное, бездонное, высокое, серое, тяжелое.
Какие изученные ранее орфограммы вы видите в данных словах? (Ответы детей)
(слайд №20) 3. З

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»