Ежегодная конференция Кадетского Военного Корпуса Петродворцового района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа по математике
Геометрия характера
Галыгин Игорь,
кадет 5 Б класса СПб КВК;
Елшина Лариса Александровна,
учитель математики
Содержание
1. Введение
2. Знакомство с Психогеометрией
3. Проведение исследования
4. Анализ исследования
5. Выводы
6. Используемая литература
1. Введение
Когдавочто-тоискренневеришь,
дажевочто-товоображаемое,
этоначинаетсуществовать.
БернарВербер
Все знают, что личность формируется практически на протяжении всей жизни, однако основы характера, а также основные личностные характеристики закладываются в возрасте 12 лет. Именно поэтому глубокое изучение личности подростка в этом возрасте традиционно считается одним из трудных в воспитательном отношении. Мы все разные, а вот какие – разные? Для ответа на этот вопрос человечество создало целый ряд систем, классифицирующих людей по различным признакам. Научным языком эти системы называются типологиями личности.
- Почему человек поступил именно так?
- Чего мне ожидать от него?
- Как мне подружиться с ребятами?
- Смогу ли я помочь другому?
Подобные вопросы мы задаем себе практически каждый день.
В этом году на уроке математики мы познакомились с увлекательной наукой о фигурах – геометрией. И пусть мы ее будем подробно изучать в будущем, уже сейчас нас заинтересовал вопрос – а есть ли какая-нибудь связь между геометрическими фигурами и поведением человека ?
Оказалось, что такую связь изучает система, предложенная американским психологом Сьюзен Деллинджер. Свою систему она назвала «психогеометрия», потому что в соответствии с данной методикой все люди делятся на пять групп, каждая из которых обозначается одной из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг.
На круглой земле треугольные люди.
В квадратных глазах зигзаги удач.
Геометрию - в жизнь и побольше улыбок
Мы уверены в вас,и не нужен нам врач!
А почему бы психогеометрии не помочь сплотить наш взвод?
Проблема: Как наш взвод сделать более сплоченным?
Мы поставили перед собой цель:
С помощью геометрических фигур попробовать определить тип личности своих одноклассников и свою.
Для достижения поставленной цели, нужно было решить следующие задачи:
ØИзучить литературу по психогеометрии.
ØПознакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии.
ØПровести исследования по изучению особенностей характера одноклассников.
ØПровести анализ полученных результатов.
2. Знакомство сПсихогеометрией
Суть психогеометрии состоит в исследовании личности. Автором этой интересной науки является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Работа С. Деллингер «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. В нашей стране труд С. Деллингер был переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой.
Когда мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же.
Психогеометрия позволяет:
1. Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и свой собственный.
2. Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.
3. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Результат работает «здесь и сейчас». Согласно этой науке можно выделить пять психологических типажей, которым, в той или иной мере, соответствует своя геометрическая фигура.
3. Проведение исследования
Iэтап
üПосмотрите на пять фигур, изображенных на рисунке.
ü Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: это - «я»!Только не занимайтесь никаким логическим анализом! Просто постарайтесь почувствовать свою форму.
Геометрические фигуры :
квадрат |
прямоугольник |
треугольник |
круг |
Зигзаг
II этап
üЗапишите понравившуюся фигуру под № 1.
üОставшиеся фигуры расположите в порядке убывания привлекательности. Постарайтесь снова обойтись без долгих раздумий.
üТаким образом, каждая фигура получит от вас свой номер от 1 до 5 и займет свое почетное место на пьедестале ваших предпочтений.
Та фигура, которая стоит на под № 1, является ведущей,
вторая – вспомогательной,
третья – нейтральной,
две последние – отвергаемые.
Соответственно, и качества, описывающие тот или иной тип личности, будут присутствовать в вас в большей или меньшей степени, а то и вовсе не проявляться.
IIIэтап
üВыберите из данных черт характера те, которые присущи выбранным фигурам
круг |
Круг
квадрат |
Вы - натура отзывчивая и доброжелательная. «Круг» как никто другой умеет сопереживать и сочувствовать, он легко может представить себя на месте другого человека. Добрые и отзывчивые «Круги» могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если все в порядке не только у них самих, но и у родных и друзей. Порой для них спокойствие дороже истины. Вам полезно научиться говорить «Нет».
Квадрат
Люди «Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. С их точки зрения, жизнь удалась, если только она идет по плану. Они обожают выстраивать логические построения и схемы, ненавидят сюрпризы и любые перемены вообще. «Квадраты» старательны, исполнительны, любые поручения выполняют добросовестно и в срок. «Квадратный» недостаток – требовательность к себе и другим, часто переходящая в пустую придирчивость
прямоугольник |
Прямоугольник
Люди «Прямоугольники» разносторонне развиты и очень любознательны, чаще всего это временная форма личности. Они жаждут перемен всем сердцем и впитывают новые знания, как губка. Порой «Прямоугольникам» очень трудно сконцентрироваться на чем-то одном, понять, чего хочется больше всего. Они чрезмерно доверчивы.
треугольник |
Треугольник
Люди «Треугольники» знают, чего хотят от жизни, держатся уверенно, чувствуют себя лидером и любят находиться в центре внимания. Они – сильные личности и опасные конкуренты, иногда кажется, что вместе с кровью по их жилам струится дух соперничества. «Треугольники» ставят перед собой ясные цели и, как правило, достигают их !
Зигзаг
Люди «Зигзаги» обычно личности творческие, креативные, оригинальные. Они достаточно легко выходят из себя, непрактичны и наивны. В общении - остроумны, порой бывают язвительными. Наконец, среди «Зигзагов» чаще встречаются левши, чем среди остальных форм.
4. Анализ исследования
Кол-во кадет |
Круг |
Треугольник |
Квадрат |
Прямоугольник |
Зигзаг |
20 |
4 |
7 |
6 |
2 |
1 |
% |
20% |
32% |
34% |
3% |
11% |
Из таблицы видно, что среди учащихся есть все фигуры. Самый большой % выборов – треугольники и квадраты. Это позволяет сделать вывод о том, что основная масса учащихся энергичные, целеустремленные люди, которые обладают стремлением к победе и успеху.
Вот мы и рассмотрели все пять типов личности, на которые подразделяет всех людей психогеометрия. Но здесь нужно понимать, что «в природе» не существует абсолютно чистых типов. Именно поэтому, в самом начале теста, мы выбирали не одну фигуру, а некоторую их последовательность, которая поможет нам понять, сочетание каких типов у нас преобладает. В одном человеке вполне могут уживаться два или даже три типа. А какой тип личности характерен для вас?
5. Выводы
Данная работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, считаем, успешно достигнуты. Мы узнали об одном из способов деления людей на психологические типы. Научились определять с помощью психогеометрии особенности характера своих одноклассников и не только.
Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Мы надеемся, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению и сплочению ребят во взводе.
Также мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами нам легко общаться, а с другими –
нет
круг |
треугольник |
2 тест ( Можно провести с родителями )
квадрат |
Исследовательская работа содержала следующие этапы:
lэтап
На листе бумаги нарисуйте фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Фигуры могут увеличиваться, уменьшаться в размерах, накладываться друг на друга, но важно, чтобы все эти три элемента присутствовали, а сумма общего количества фигур была равна 10.
llэтап
Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, квадратов и кругов. Затем запишите результат в виде трехзначного числа, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов.
4 – треугольника, 4- квадрата, 2 – круга ( 442 – III тип )
«Тревожно-мнительный »
треугольник
|
круг |
квадрат |
квадрат |
круг |
круг |
треугольник |
|
круг |
lllэтап
Определяем тип личности.
Тип личности мы определяли, опираясь на теорию Сьюзен Деллинджер
Глядя на рисунок и на 3-х значное число, находим и определяем тип своей личности. ( Пример см. выше )
I тип– «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков. Доминирование над другими удерживают в определенных границах. (901,910,802,811,820,703,712,721,730,604,613,622, 631,640)
II тип – «ответственный исполнитель». Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. (505, 514, 523, 532, 541, 550)
III тип– «тревожно-мнительный». Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Им тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную. Физически не переносят беспорядок и грязь. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460)
IV тип– «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свою теорию. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
(307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370)
V тип– «интуитивный». Люди обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости видов деятельности, обычно выступают «адвокатами меньшинства». Альтруисты. Часто проявляют заботу о других, обладают образным мышлением. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем. (208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280)
VI тип– «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречаются среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным мышлением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. (109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046)
VII тип– «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут быть потрясены жестокими событиями. Боли и заботы других находят у них участие, сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей. (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091)
VIII тип– обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствуют переживаний других. Если хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным.
(901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109
lV этап
Выводы
1. Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.
2. Также мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами легко общаться, а с другими – нет, почему возникают ссоры, конфликты и как можно решать проблемы.
3. Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.
6. Используемая литература
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. «Знание», 1991г.
2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997 г.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов, - Москва, «Просвещение», 1986 г.
4. Крымов А.А. Психогеометрия или какой формы ваш кандидат? http://www.akrymov.com/
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах. Книга 2. – Москва, «Владос-пресс», 2002 г.
6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Москва, Просвещение , 1991 г.