Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческого мышления учащихся как способ формирования ключевых компетентностей

Исауленко Ирина Витальевна,
учитель.лицея №533 Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.  На первый план выдвигаются цели развития личности ребёнка, а предметные знания, умения и навыки рассматриваются как средство их достижения.

К тому же, общая целевая установка в Федеральном государственном стандарте «достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Особый педагогический интерес для меня представляет методика преподавания, использование новых технологий, так как они направлены на развитие дарований ребёнка, обеспечивают прочность навыков обучающихся, широту знаний, дают возможность проявить и раскрыть детям свои способности, творческий потенциал. Владение этим инструментарием позволяет мне формировать мотивационный подход к обучению, развивать у детей творческое мышление. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из лёгких. В период начального обучения в школе  важно создать возможности для развития творческой личности школьника. По моим наблюдениям уровень творческих способностей повышается, если ведётся

-целенаправленная работа по общему развитию учащихся

-проблемная организация учебной деятельности, которая создаёт условия творческого поиска.

Обучая детей, я не даю на уроках знания ребёнку в готовом виде, он их добывает самостоятельно в организованном коллективном поиске. Возможности творческого развития расширяю за счёт формирования мотивации к исследовательской деятельности, развитие способности к рефлексии,  критического мышления, эмоциональной сферы, творческого воображения. Внедрение развивающего обучения требует кардинального изменения отношений учителя и ученика,  стиля поведения учителя,  таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а я осуществляю всестороннее управление его учением, т. е. мотивирую ,организую, координирую, консультирую. На моих уроках дети часто работают в группах, через отношение ученик-ученик воспитывается культура диалога, творческое сотрудничество. Часто на уроке  проходит диалог учителя и ученика в качестве равных собеседников. На уроке важен и внутренний диалог ученика-мыслителя с самим собой. Проблемная ситуация-главное звено развивающего обучения, с помощью которого пробуждается мысль. Мысль ребёнка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает своё мнение. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Моя роль как учителя это умело сформировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа.  Развитие творческого потенциала возможно лишь при такой организации учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение к ученикам, представление  ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика

Творчество развиваю на разных уроках, но родному языку принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Учебники А. В. Поляковой по русскому языку  способствуют развитию творческого потенциала учащихся.

Учебный материал отвечает свойствам коллизий и вариативности

Учебный материал представлен не только в виде готовой информации изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению учебной информации или добыванию новых  знаний.

Учебный материал отвечает деятельности учащихся по усвоению системы знаний как на репродуктивном уровне, так и на творческом.

Учебный материал требует применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях

Учебный материал формирует общие умственные действия, прежде всего классификации предметов.

Учебный материал ориентируется на такие методы и приёмы усвоения, которые обеспечивают формирование обобщений, как индуктивным, так и дедуктивным путём.

В структуре каждой темы отражаются этапы организации учебного материала: первый-система заданий поискового типа, ведущая к раскрытию понятия, правила; второй-сравнение результатов самостоятельной работы с приведенными в учебнике определениями, третий-упражнение на применение знаний, выявленных на 1 и 2 этапах.

Учебный материал обладает свойством вариативности по степени трудности для учащихся.

Наглядно видно, что требования к учебному материалу глубоко пронизаны элементами формирования творческой личности.

На уроках  русского языка предлагаю систему упражнений и заданий для формирования творческой личности.

-задания на развитие наблюдательности, речевой активности, умения анализировать и обобщать

-учимся оценивать события с разных сторон

-учимся придумывать сказки по опорам  по схеме                               

  • - Предписание или запрет.
  • - Нарушение.
  • - Вредительство или недостаток.
  • - Отъезд героя.
  • - Задача.
  • - Встреча с дарителем.
  • - Волшебные дары.
  • - Появление героя.
  • - Сверхъестественные свойства противника.
  • - Борьба.
  • - Победа.
  • - Возвращение.
  • - Прибытие домой.
  • - Ложный герой.
  • - Трудные испытания.
  • - Беда ликвидируется.
  • - Узнавание героя.
  • - Ложный герой изобличается.
  • - Наказание противника.

                         - Свадьба.

(Родари Дж.  «Грамматика фантазии.» - М., 1978)

-отгадывание текста по названию,  ключевым словам

-разнообразные типы сочинений, которые служат самовыражению индивидуальности, личности ученика

-задания для исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе

Большое внимание уделяю письменным творческим работам-сочинениям. Первостепенную роль отвожу свободным высказываниям детей. На первом этапе считаю важным развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Экскурсии в парк, походы в музеи обогащают ребят новыми         впечатлениями, расширяют жизненный опыт.

Фрагмент урока.

-Вслушаемся в слово «весна».

-Подберите  прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к этому времени года

-Если захочется написать стихотворение о весне, о каких явлениях природы вы бы написали?

-Какие ассоциации, мысли вызывают у вас слова, их обозначающие?

-Сбор рабочих материалов по следующим направлениям

-что я вижу

-что я чувствую

-что я думаю

Стараюсь постоянно развивать наблюдательность детей, качество, без которого невозможна творческая деятельность, ведь умение увидеть «удивительное рядом» очень важно.

-Поиск выразительных средств.

-Придумай подписи к рисункам, чтобы в них входили эпитеты.

Игра «Журналист

-Придумай подписи в « воображаемой газете».

 Помогает познанию мира умение ребёнка уловить сходство и различие предметов.

-Подбери предмет и придумай сравнение

Демонстрирую детям «Лесные  фантазии»: веточки, сучки, корни, которые напоминают змею, птицы.

-На что похоже? Придумай словосочетание.

Надо заметить что-нибудь необычное в предмете и найти сравнение.

На уроках применяю разнообразные методы, развивающие творческие способности учащихся.

-Рассказ по опорным словам. После проверки предлагаю новое задание.

-Составь продолжение рассказа, в котором нужно употребить все слова.

-Письмо миниатюр.

-Представьте, что вы цветок, который сорвали.

-Напиши рассказ-обращение к людям.

-Изобрази в рисунках пословицу.

-Послушай текст. По впечатлениям от услышанного нарисуй символически картину только с помощью цвета, без изображения конкретных предметов для передачи настроения.

-Прослушайте  музыку.

Создайте словесную картинку.

Моя многолетняя практика работы в школе показывает, что способности к творчеству можно развить у многих детей. Важное значение имеет помощь взрослых: педагогов и родителей. Часто взрослые требуют от ребёнка быстрого выполнения задания и не дают возможности поэкспериментировать и  подумать. Ребёнок торопится, пытается вспомнить предложенный ранее вариант решения или просто копирует. Этого делать ни в коем случае нельзя. Творчество требует самостоятельности, поэтому воспитание творческих способностей требует от ребёнка и взрослых времени и терпения.  

Литература:

Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1978

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»