Научно-исследовательская деятельность
как фактор личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми
Кокаурова Софья Владимировна
«Очень полезно оттачивать свой ум об умы других», - писал М. Монтень.
В начале XXI века общество претерпевает глобальные изменения. Поэтому и перед школой ставятся сложные задачи, главная среди которых – воспитание конкурентноспособной личности.
Главными требованиями, предъявляемыми самой жизнью к конкурентноспособному выпускнику, являются нестандартность и оригинальность мышления, умение объяснять наблюдаемые явления, основываясь на знаниях закономерностей развития природы, иметь представление о методиках проведения простейших исследований и экспериментов.
Всем этим требованиям соответствует научно-исследовательская деятельность учащихся, которая максимально способствует реализации потенциальных возможностей одарённых детей, позволяет каждому из них испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
Два года со старшеклассниками я занимаюсь разработкой исследовательских проектов. Научно- исследовательскую работу в школе можно считать высшей формой организации научной деятельности учащихся.
Готовясь к началу исследовательской деятельности, передо мной встал вопрос: С чего же начать творческий процесс? Необходимо было найти главные принципы, без которых трудно надеяться на успех.
Во-первых, взаимоотношения учителя и ученика должны быть подчинены девизу: Чем больше доверия к способностям ученика - тем лучше будет результат!»
Во–вторых, творческий процесс должен быть увлекательным. Он может стать таковым лишь в том случае, если ученику предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов, причём самым значимым. Степень личного участия ребёнка в работе должна быть достаточно высока. Ученик должен проявлять творчество, инициативу, находить неординарные подходы к решению поставленных задач. Слепое следование указаниям научного руководителя не приведёт к формированию творческой личности.
В-третьих, исследовательская деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. Но предлагаемые темы и рекомендуемые методы не должны превышать психо-физиологических возможностей ребёнка. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать сложностью и непонятностью.
В-четвёртых, сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Привлекая учащихся к научному исследованию, педагог реализует потенциальные возможности не только ребенка, но и развивает свою способность к самообразованию. Таким образом, учитель и ученик приходят к взаимовыгодному сотрудничеству, являясь творческими партнерами в процессе научного исследования.
Наконец, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая, необходимая обществу.
Поделюсь методикой проведения исследовательских работ на конкретных примерах.
Одна из работ называлась «Англия и Франция: друзья или враги?» (Катя Селиверстова, 10 а класс). Тема была выбрана не случайно. Ученица обучалась в 10 классе и ей предстояло определиться с выбором будущей профессии. Девушка интересовалась английским языком,была большая мотивация личная и отличное знание английского языка. Так же, она планировала сдавать международный экзамен на тот момент. И поэтому мы решили связать тему исследовательской работы с очевидным фактом о взаимодействии двух стран.
Не менее важным фактором в выборе темы исследования явилось и то, что в нашей школе планировалось на тот момент внедрение программы по обмену школьниками с Франции. Катерина принимала учащуюся француженку, и ей самой предстояло посещение Франции иместного лицея. Дети двух стран общались на английском языке.
Кроме того, влияние Франции на английский язык, как никакой другой язык очевидно– наши с ней исследования показали, что до сих пор в Англии в суде, в церкви, в военной сфере преобладает большинство французских заимствований. Что доказывало о необходимости и актуальности исследования.
В начале нашей работы автором были проработаны все возможные источники информации по данной теме. Далее состоялась встреча с учителем французского языка, с учителями истории, в ходе беседы от них были получены интересные статистические данные по истории в странах и вообще влиянии друг на друга. Мы выяснили, что эти две страны неразрывно воевали друг с другом, имеют сходство в архитекутре и даже памятники на площадях Нельсону и в стоят в схожей манере. А так же, например, то, что первая конституция Англии написана на французском и что до сих пор на гербе Великобритании красуется выдержка на французском языке.
«Dienetmondroit» «God and my right».
Ученица разработала анкету, которая включала 15 вопросов. (Знают ли например дети: что слова:marriage, dress, liberty, power, desire английского или французского происхождения?
А название фруктов в английском, таких как grape, peach, orange, lemon?
А знают ли они факт, что суффиксы –ance, приставки –en, dis- так же пришли с французского языка
После завершения первого анкетирования (было заполнено 100 анкет учащимися 10-11классов 2 школ города) были составлены таблицы распределения ответов по каждому вопросу, произведён их анализ.
Анкетирование показала, что осведомленность учащихся была мала, а самое главное интерес был огромный интерес учащихся узнать больше. После того как работа была завершена,
ученица выступила на дне иностранного языка с презентацией по исследуемой теме.
Были исследованы многие книжные источники по лингвистике, языкознанию
Проведена была огромная работа в сфере грамматики, лексики и словообразованию.
Эта работа была представлена на городском конкурсе научно- исследовательской конференции «Поликультурный мир» и заняла 2 место.
Выполнение научно-исследовательской работы сыграло важную роль в профессиональном плане. Екатерина сдала успешно международный экзамен, выступила на международном семинаре с этой работой. Так же приняла участие в школьной программе по обмену.
Знания английского и уникальные знания позволили прекрасно общаться с ученицей из Франции и так же съездить с ответным визитом .
Катю пригласили на урок английского языка в лицее г.Лорьян где она с удовольствием отвечала на вопросы и показала хорошие знания не только языковые, но и страноведческие.
Сейчас она готовится к сдаче ЕГЭ и поступлению в Финский университет
Так же хотелось бы затронуть еще одну работу вкратце – это «Программа дополнительного образования детей среди старших классов».
Актуальность и новизна этой программы заключается в том, что на практике применить можно знание британских и французских традиций в реальной жизни: во время зарубежной поездки или приема зарубежных гостей.
Использование межпредметных знаний дает возможность для совместных проектов таких как: история, МХК, география.
Мы организовали программу по обмену со школьниками с Франции старших классов. Весной этого года мы принимали учащихся и преподавателей у наших школьников на протяжении 10 дней. Организовывали им совместные посещения театра, музеев. Знакомили их культурой и историей нашего города. Разработали с детьми экскурсию-игру: «Гид нашей школы».
Через полгода уже наша группа французских школьников принимала у себя наших ребят. Помимо культурных мероприятий дети смогли посетить лицей и посмотреть их учебную жизнь Побывать на уроках английского что было так же интересно и учителям нашей школы . Поделиться педагогическим опытом .
По истечении поездки, наши дети подготовили большие проектные работы, связанные с поездкой и увиденными местами.
Этой поездкой были нами реализованы поставленные задачи:
1. Расширение возможностей овладения обучающимися навыками говорения на английском языке в ходе активно-практической деятельности
2.Углубление знаний обучающихся в части социо-культурного аспекта жизни
3. Формирование общей культуры и проявление толерантного общения
Исследовательские работы, поздки в англоговорящие страны необходимы для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков исследований, постановки эксперимента, обработки полученных результатов, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах. Создание условий для научно-исследовательской деятельности позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентноспособность выпускников при поступлении в ВУЗы, реализовать их жизненные цели.
Необходимо как можно раньше выявлять одарённых детей в школе и проводить с ними целенаправленную работу. Одарённых ребят к научно- исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».