ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМУЛЫ РОСТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Чернова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 501
Постановка проблемы и актуальность:
Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным технологиям.
Использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века:
- ответственность и адаптивность
- коммуникативные умения
- творчество и любознательность
- критическое и системное мышление
- умение работать с информацией и медиасредствами
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- умение ставить и решать проблемы
- направленность на саморазвитие
- социальная ответственность.
Необходимо отметить также такие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, письменной, с использованием новейших технологических средств).
Содержательная часть
Проектная деятельность учащихся может быть краткосрочной и долгосрочной, индивидуальной или групповой.
Разработка и реализация образовательного проекта включает в себя следующие этапы:
- Поисковый этап (до формулировки проблемы). На этом этапе в ходе совместных обсуждений вскрываются исходные лично значимые школьником вопросы, фиксируется проблема. Работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности.
Педагог выступает в роли консультанта, помогает в поиске информации, ее анализе, структурировании (4-6 консультаций).
- Аналитический этап (до составления плана деятельности включительно).
Этот этап включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы как школьные (возможности учебного предмета, учителя как консультанты), так и не связанные с учебным заведением (библиотека, Интернет, СМИ и др.).
Осуществляется следующая деятельность: планирование ресурсов информационного поиска, уточнение намеченных целей и задач, сбор информации и обмен ею с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.), составление плана деятельности.
- Практический этап (реализация плана деятельности). На данном этапе работы над образовательным проектом в ходе реализации и корректировки предварительно разработанного плана деятельности (1-3 консультаций с педагогом) происходит осознание собственной компетентности и успешности в образовательном процессе.
- Презентационный этап (презентация продуктов самообразования).
Этап предусматривает осознание значения полученных результатов, определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Это достигает путем использования таких приемов, как групповая и индивидуальная рефлексия.
Подготовка и обобщение материала для презентаций, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Функция учителя – объяснить учащимся проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.
- Контрольный этап.
Непосредственный результат, выражающийся во владении учащимися определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность).
Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, альманах, газета, сценарий видеофильма, репортаж, программа праздника, театральная постановка и т.д.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи»[1].
Проектная деятельность помогает решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.
Примеры проектной деятельности учащихся:
- Исследовательский проект
«Создание образа России в русской литературе и искусстве второй половины 19 века». 10 класс.
Цели:
- Подготовить учащихся к восприятию художественных произведений второй половины 19 века, которые будут изучаться в курсе литературы 10 касса, на примерах показать значение русской литературы второй половины 19 века в развитии русской литературы и искусства.
- Познакомить учащихся с творчеством представителей различных искусств второй половины 19 века (литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура), с их вкладом в создание образа России.
Задачи:
- Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.
- Воспитывать патриотические чувства учащихся, гордость за свою страну.
Результатом проектной деятельности является создание исследовательской работы и презентации, которая может быть использована на обзорном уроке, предваряющем изучение творчества писателей второй половины 19 века.
Учащиеся делятся на группы по интересам («художники, музыканты, театралы, архитекторы, литераторы»).
Они собирают материал, используя ресурсы интернета, помощь учителей-предметников и родителей.
- Творческий проект
«Обряды и обрядовый фольклор» 5 класс.
Цель:
1.Приобщить учащихся к русской народной культуре, к системе моральных ценностей, накопленных веками.
Задачи:
- Познакомить детей с традициями, обрядами, с историческими и культурными истоками своего народа.
- Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурное общение, вера в созерцательные силы человека, трудолюбия).
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
На первых этапах работы учащиеся знакомятся с коллективными и семейно-бытовыми обрядами, собирают материал, анализируют его с помощью учителя.
Формируются четыре творческие группы по пять человек:
- Первая группа – готовит игровые задания и вопросы к викторине.
- Вторая группа – подбирает музыкальный материал, разучивает фольклорные песни.
- Третья группа – отвечает за инсценировку святочного гадания.
- Четвертая группа – изготавливает обрядовые куклы (подарки гостям праздника), готовит сообщения них.
Принято решение о такой отчетной форме, как проведение праздничного вечера для родителей: «В ночь перед Рождеством».
- Ролевой (игровой) проект.
Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Литература и время. Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве во второй половине 19 века».
Создается ситуация: хозяйка столичного салона и ее гости (среди которых есть студент, «государственный муж» и чиновник) вовлечены в полемику о современной поэзии. Звучат стихи А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, Д. Минаева и Н. Курочкина.
Идейно-эстетическая борьба в литературе была следствием спора о путях и средствах исторического движения России в будущее. Страсти разгорались нешуточные, даже когда о литературе говорили люди, далекие от нее.
Учащиеся должны были показать остроту конфликта, изобразить непримиримость сторонников «чистого искусства» и представителей демократического лагеря.
Велась работа по группам:
I. Сценаристы (2 человека)
II. Актеры (6 человек)
III. Художники-декораторы (2 человека)
IV. Музыкальное сопровождение (2 человека).
Результат проектной деятельности:
1. Написание сценария
2. Постановка композиции.
IV.Информационный проект.
Примером такого проекта может служить работа «По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступления и наказание»» (Группа 3 человека).
Цель проекта:
Создание заочной экскурсии «Петербург Достоевского» (презентация).
Задачи:
- Самостоятельно изучить, сфотографировать и описать места в Петербурге, где происходят события жизни героев романа Ф.М.Достоевского.
- Узнать, как сохраняется культурное наследие в нашем городе, как увековечена память о писателе и его героях в нашем городе.
- Исследовать современную жизнь в исторических интерьерах доходных домов 19 века.
В процессе работы была создана не только презентация, но и составлен маршрут экскурсии «Петербург Достоевского», которая была проведена для учащихся своего 10-го класса.
С этой работой учащиеся выступили на школьной НПК и заняли первое место.
- Практически – ориентированный проект.
Цель: создание презентаций, газет, клипов, тестов и других материалов, которые может использовать учитель на уроках.
Примером такой работы может быть долгосрочный проект «Работа над речевыми ошибками».
Учитель дает учащимся материал (выдержки из школьных сочинений), который они изучают, систематизируют и изготавливают карточки «Речевые ошибки», выпускают юмористические газеты «Коллективное сочинение».
В процессе проектной деятельности учащихся решаются все учебно-познавательные задачи, направленные на приобретение новых знаний и умений, путем поиска способов, методов решения, при реализации которых используются все мыслительные операции, осуществляющие установление связей и отношений, доказательства и обобщение данных, развивается творческое мышление.
Личность, овладевшая проектной культурой, - это субъект, способный самостоятельно творчески осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.
Литература
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011
- Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012
- Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. Волгоград: Учитель, 2012
- Советова Е.В. Школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
[1]Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещещение, 2011 г, стр. 19.