Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологический календарь как элемент творческого портфолио учителя.

 

Гаманькова Варвара Анатольевна, учитель химии и биологии.

Светлова Екатерина Васильевна, учитель географии и биологии.

ГБОУ Лицей № 623, Санкт-Петербург

 

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

 

Уже само определение творчества делает каждого учителя творцом, использующим нестандартные способы решения педагогических задач, новые приемы обучения или ситуативную импровизацию на уроках. Конечно, вряд ли кто-то станет назвать выпускников школы продуктом творческой деятельности учителей, но так же нельзя отрицать значение педагогического вклада в формирование личности.

Оригинальные приемы и новые педагогические решения, позволяющие учесть изменяющуюся окружающую обстановку, особенности отдельных классов и учащихся и не только обучать основам наук, но и создавать всесторонне развитую личность – вот что лежит в основе педагогического творчества.

О творчестве учителей написано не мало статей, мы же хотим остановиться на том, каким способом его можно представить заинтересованным в обмене педагогическим опытом коллегам, выбирающим направление учебной деятельности учащимся и их родителям.

Уже десять лет мы ведем в лицее № 623 экологическую работу. Мы - это учитель химии и биологии Гаманькова Варвара Анатольевна и учитель географии и биологии Светлова Екатерина Васильевна. Планомерная работа по повышению уровня экологической грамотности учащихся на кафедре естествознания ведется в рамках урочной деятельности на уроках биологии, химии и географии, а так же в ходе межпредметных и внеклассных мероприятий. Нашими достижениями стали участие в олимпиаде «Молодые Петербуржцы», работа с ДЭЦ Водоканал СПб, участие в международных конференциях и семинарах, городских, всероссийских и международных конкурсах, выпуск трех номеров экологической школьной газеты. Но сухие отчеты не всегда дают представление о том, насколько творчески подходят к своей задаче учителя, поэтому мы создали новую форму представления творческой составляющей педагогического процесса – экологический календарь.

Наш календарь это своего рода датированный справочник всех мероприятий с экологической тематикой, которые проводились в лицее в течение учебного года. Он создан для систематизации материала и представления деятельности учителей и учащихся в течение года. Таким образом, экологический календарь может считаться частью творческого портфолио учителя.

Создание экологического календаря начинается с выбора темы. Следует учесть, что календарь может иметь широкую направленность и показывать все творческие мероприятия, проведенные учителем за год, или может быть посвящен какой-либо конкретной теме. Например, в 2010 году в нашем календаре отражены мероприятия, касающиеся изучения экологического состояния Балтийского моря, в 2011 году в календарь войдут события, связанные с проблемой охраны лесов.

Тематику экологического календаря учителя могут выбирать самостоятельно, но мы стараемся привязывать ее к вопросам, поднятым на заседаниях Ассамблеи ООН  и крупнейшими экологическими организациями мира.

После выбора основной темы начинается второй этап работы с календарем – составление списка основных мероприятий.  Часть из них может быть приурочена к международным дням охраны окружающей среды (например, 11 января – день национальных парков, 14 марта – день рек, 1 апреля – день птиц), другие к памятным датам, связанным с именами известных ученых, традиционным школьным акциям и т.д. Основным условием в выборе дат является их равномерное распределение в календаре.

Минипроекты, разовые акции, экскурсии накладываются в сетку календаря после того как во времени распределены основные, требующие больших временных затрат, проекты. Поскольку оформление экологического календаря происходит в конце учебного года, список мероприятий в течение года остается весьма гибким, из него можно исключить утратившие актуальность мероприятия и, наоборот, добавить те, которые показались интересными, но не были запланированы в начале года.

Особо хочется подчеркнуть, что основой экологического календаря являются отчеты о проведенных творческих мероприятиях, содержащие не только короткое текстовое описание событий, но и весь возможный иллюстрационный материал – фотографии уроков и внеклассных мероприятий, поделок, рисунков, моделей. Так же важны полученные грамоты, дипломы и другие награды тех акций, в которых учитель и его ученики принимали участие или стали победителями.

Содержание экологического календаря полностью зависит от готовности учителя заниматься творчеством. Чем больше опыт у педагога, чем увереннее он себя чувствует в организации мероприятий, выходящих за рамки традиционных уроков, то есть, чем больше его педагогическое мастерство, тем разнообразнее и те мероприятия, которые он организует.

В календаре 2010 года, который получил название «Мой Балтийский берег», мы представляем те проекты, которые связаны с изучением экологического состояния Балтики и формированием у учащихся представления о том, какую роль играет каждый человек в том, чтобы сохранить или уничтожить Балтийское море.

Благодаря тому, что в экологический проект лицея входит большое количество мероприятий, он позволяет охватить очень большой круг учащихся, начиная с младшей школы и заканчивая выпускниками. Дети принимают участие только в тех акциях и выполняют те творческие задания, которые им ближе по интересам и возможностям.

При составлении плана мероприятий календаря обязательно учитываются возрастные особенности, так, учащимся начальной школы и 5-6-х классов, которым интересно познание окружающего мира, мы предлагаем различные творческие конкурсы – изготовление поделок из натурального материала и вторсырья, рисунков на экологическую тематику, написание сказок о природе.

В 2010 году главным героем экологических сказок стала балтийская нерпа – один из символов Балтийского моря. Ребята узнали, как выглядит это животное, где и в каких условиях оно обитает, и попытались в своей фантазии представить, как складывается ее общение с пришедшим на ее территорию незнакомцем-человеком.

Не все дети обладают литературными талантами и не все хотят становиться сказочниками, зато с удовольствием придумывают иллюстрации и целые комиксы по сюжетам написанных другими ребятами сказок. Хочется обратить внимание, что два разных проекта – конкурс сказок и конкурс комиксов на этом этапе могут стать единым целым, объединяя общей идеей учащихся из разных классов и даже параллелей.

Учеников 7-9-х классов больше волнуют вопросы охраны окружающей среды. Желание сохранить Балтику ребята смогли выразить в аппликациях, сценических миниатюрах, стихах и плакатах в рамках творческой мастерской. А две наши ученицы сами предложили проект «Танец стихии», в котором постарались выразить свое отношение к ценности Балтийского моря  танцевальными образами.

Старшеклассники лицея не только сами приняли участие в конкурсах экофотографий и плакатов и поучаствовали в экологическом семинаре, но и помогли провести экологические переменки для школьников младших классов, на которых рассказали и показали, как важно соблюдать простые правила экономии воды.

Оформление календаря может идти как весь учебный год, так и начаться в конце учебного года, когда завершены все основные мероприятия школьного экологического проекта. Учитель, обладая определенными навыками работы с графическими редакторами, может создать календарь сам или привлечь для этой цели творческий актив учащихся. Получившийся календарь может быть продемонстрирован детям в начале следующего года, усиливая мотивацию и познавательный интерес к экологическим исследованиям, представлен коллегам для обмена опытом, включен в аттестационную папку педагога. Но, в любом случае, хотим напомнить, что создание подобного календаря не является самоцелью. Экологический календарь – это форма представления творческой деятельности учителя, а его задачей остается воспитание экологически грамотной молодежи со сформированными представления о роли человека в окружающем мире, о взаимосвязи общества и природы и сознательной необходимости эту природу сохранять во всем многообразии и стабильности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»