Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

          Интегрированный урок русского языка и ИЗО  в 5 классе

    по теме:«Одушевлённые и неодушевлённые  имена существительные»

   Романова Лариса Вениаминовна учитель русского языка и литературы

        ГБОУ СОШ №217 Красносельского района Санкт-Петербурга

Тип урока:комбинированный

Вид урок:  урок-путешествие

Цель:

 Формирование у учащихся навыка  употребления в речи одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Задачи русского языка

образовательные:

 –  закрепить знания учащихся о частях речи;

 – сформировать понятие об одушевлённости и неодушевлённости;

– развивать умения определять, одушевлённое имя существительное или неодушевлённое;

коррекционно-развивающие:

– способствовать развитию у учащихся наблюдательности, внимания, воображения, фантазии;

–  развивать память, логическое мышление, речь;

–  коррекция зрительного и слухового восприятия учебного материала;

воспитательные:

– воспитывать умения работать самостоятельно и по образцу;

– повышать у учащихся интерес к изучению русского языка;

Цель:

Закрепление пространственной ориентировки на листе бумаги

Задачи ИЗО

 образовательные:

– закрепить у учащихся умение обводить и вырезать по контуру рисунок;

коррекционно-развивающие:

– развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук;

воспитательные:

– воспитывать аккуратность при работе, умение работать в коллективе;

Использование образовательных технологий:  компьютерные иигровыетехнологии.

Материалы и оборудование:

мультимедийный экран;

–  презентация;

– сигнальные карточки;

– набор шаблонов с изображением предметов и животных;

–  реквизит:  мяч, воздушный шар, бутылка, верёвка, сундук.

Ход  урока

I.  Организационный момент.

  – Сегодня, ребята, у нас необычный урок русского языка. Мы будем путешествовать. Мы поплывём с вами на корабле по морю с одного острова на другой. Сейчас мы находимся на острове « Части речи», а поплывём мы вот на тот далёкий остров. А как он называется, вы сами сейчас угадаете.

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без … (существительных) не проживёшь.

                                                                                 ( А. Каютина)

– Какая часть речи так говорит о себе?

   – Правильно, мы с вами поплывём на остров «Имя существительное». А во время плавания  мы вспомним и закрепим то, что мы уже знаем, и будем открывать  для себя что-то новое.

II.  Повторение пройденного  материала.

 – Наш корабль готов к отплытию. Нам лишь необходим код доступа к управлению кораблём! Найдём же его.

Задание 1. Найдите третье лишнее слово:  1. Капюш…н;   2. Ш…ссе;    3. Ш…пот.

Задание 2. Найдите третье лишнее слово:  1. Изл…гать;    2. Сл…гаемое;   3. Изл…жение.

Задание 3. Найдите третье лишнее слово:  1. Возр…ст;      2. Р…стение;     3. Р…сток.

Код доступа: 3 3 3. 

 – Итак, в путь!

–  Плывём мы по бескрайнему морю и вдруг видим… Что это? По морю плывёт бутылка. Давайте-ка  мы её вытащим. А там что-то есть! Какое-то послание. Давайте прочитаем. 

      Ребята, чтобы добраться до острова «Имя существительное»,  вы должны,        

во-первых, повторить всё, что знаете об этой части речи.

Во-вторых, определить, к какой частиречи относятся  слова:

друг, путешествовать, весело, интересный, красивый, море,  узнать, далёкий,письмо, остров, плыть, большой, сегодня, корабль.

Итак, за дело!

1. Беседа по вопросам.

– Какие части речи мы знаем? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное.)

– Какая часть речи называется именем существительным? ( Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.)

– На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)

– Что обозначает имя существительное? (Предметы, вещи, явления природы, людей, животных, действия и признаки). Приведите примеры таких существительных. (Оттепель, наводнение, молния, доброта, аккуратность, храбрость, стук, ходьба).

– Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по падежам.)

– В какой категории имена существительные не изменяются? (В категории рода. Имена существительные классифицируются на мужской род, средний род и женский род.)

– Какую роль выполняют имена существительные в предложении? (В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.)

2. Работа с сигнальными карточками.

А теперь давайте определим, к какой части речи относятся слова. Я называю слово, а вы показываете карточку. Друг, путешествовать, весело, интересный, красивый, море,  узнать, далёкий,письмо, остров, плыть, большой, сегодня,  корабль.

Молодцы! Вы успешно справились и со вторым заданием!

Мы плывём дальше, и вдруг вдали что-то появилось на горизонте.

– И вот появился воздушный шар, а в нём какое-то письмо.

III. Изучение нового материала. 

  – Чтобы плыть дальше, нужно выполнить задания из письма:

  1. Задать вопросы к изображениям на слайде.
  2. Распределить слова в 2 столбика.

Слова:корабль, солнце, чайки, камень, ракушки, пальма, краб, рыбка.

   –  Почему  одни слова поместили в первый столбик? А другие  во второй столбик? 

   – Почему одни существительные отвечают на вопрос «кто?», а другие – на вопрос «что?»

  Вывод: слова, которые отвечают на вопрос «кто?»,  называются одушевлённые, а слова, которые отвечают на вопрос  «что?»,  называются  неодушевлённые.

 – На горизонте что-то виднеется!  Чтобы лучше увидеть, сделаем гимнастику для глаз.

 Физкультминутка  «Вышли мышки».

Вышли мышки как-то раз.

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон.

IV.  Закрепление изученного материала.

  –  Посмотрите-ка, по морю плывёт дельфин. Он несёт нам какое-то задание.

  –  Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Задание 1.Списать слова в два столбика (одушевлённые и неодушевлённые), вставить пропущенные буквы, поставить ударение:

К…нфета, ц…ган,  к…рзина,  п…анист,  к…стюм,  г…тарист,  р…мень, ц…плёнок.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.

 

Одушевлённые

 

Неодушевлённые

цыган

 

конфета

пианист

 

корзина

гитарист

 

костюм

цыплёнок

 

ремень

 

Задание 2.Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:

   гитара – гитарист, школа – школьник, пианино – пианист, футбол – футболист.

–  При  помощи  какой морфемы мы образовали одушевлённые имена существительные?

 Задание 3.  Преврати одушевлённые существительные в неодушевлённые:

Моряк – море, машинист – машина, огородник – огород, пожарный – пожар,      каменщик – камень.

  – Мы выполнили все задания дельфина и теперь подплываем к острову. Мы очень устали.

V.  Закрепление нового материала.

– Мы видим, что остров перед нами какой-то необитаемый. Мы его должны оживить. У каждого из вас на парте шаблон животного или предмета.  Вы должны раскрасить его и заселить  на остров. И объяснить, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое.

VI. Рефлексия.

– Что нового об имени существительном вы узнали на уроке?

 –  Что особенно понравилось во время урока?  

VII. Подведение итога урока.

  – Посмотрите, на острове оказался сундук, наверное, в нём что-то есть. Давайте его откроем!

   – В нём ваше задание на дом: записать 6 одушевлённых имён существительных и 6 неодушевлённых на тему «Школа».

   – Но в сундуке ещё что-то есть. Это ваши оценки.

   – А ещё есть для вас сладкий приз.

   Наше путешествие окончилось. Всем спасибо!

 

Использованные материалы и литература:

  1.  Аксёнова А. К.,  Галунчикова Н. Г.   Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (в 5-9 классах спец. (коррекц.) образоват. учреждения VIIIвида   М.: «Просвещение»,  2002.
  2. Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины/ авт.-сост. Е.М. Мордас.   
  3. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. Пособие. Пермь: Пермский государственный  университет, 2007.
  4. Беляева О.В., Даценко О.А.  Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.:ВАКО, 2009.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»