Интегрированный урок русского языка и ИЗО в 5 классе
по теме:«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Романова Лариса Вениаминовна учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №217 Красносельского района Санкт-Петербурга
Тип урока:комбинированный
Вид урок: урок-путешествие
Цель:
Формирование у учащихся навыка употребления в речи одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
Задачи русского языка
образовательные:
– закрепить знания учащихся о частях речи;
– сформировать понятие об одушевлённости и неодушевлённости;
– развивать умения определять, одушевлённое имя существительное или неодушевлённое;
коррекционно-развивающие:
– способствовать развитию у учащихся наблюдательности, внимания, воображения, фантазии;
– развивать память, логическое мышление, речь;
– коррекция зрительного и слухового восприятия учебного материала;
воспитательные:
– воспитывать умения работать самостоятельно и по образцу;
– повышать у учащихся интерес к изучению русского языка;
Цель:
Закрепление пространственной ориентировки на листе бумаги
Задачи ИЗО
образовательные:
– закрепить у учащихся умение обводить и вырезать по контуру рисунок;
коррекционно-развивающие:
– развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук;
воспитательные:
– воспитывать аккуратность при работе, умение работать в коллективе;
Использование образовательных технологий: компьютерные иигровыетехнологии.
Материалы и оборудование:
– мультимедийный экран;
– презентация;
– сигнальные карточки;
– набор шаблонов с изображением предметов и животных;
– реквизит: мяч, воздушный шар, бутылка, верёвка, сундук.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня, ребята, у нас необычный урок русского языка. Мы будем путешествовать. Мы поплывём с вами на корабле по морю с одного острова на другой. Сейчас мы находимся на острове « Части речи», а поплывём мы вот на тот далёкий остров. А как он называется, вы сами сейчас угадаете.
Земля, вода, пшеница, класс –
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даём:
Берёза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без … (существительных) не проживёшь.
( А. Каютина)
– Какая часть речи так говорит о себе?
– Правильно, мы с вами поплывём на остров «Имя существительное». А во время плавания мы вспомним и закрепим то, что мы уже знаем, и будем открывать для себя что-то новое.
II. Повторение пройденного материала.
– Наш корабль готов к отплытию. Нам лишь необходим код доступа к управлению кораблём! Найдём же его.
Задание 1. Найдите третье лишнее слово: 1. Капюш…н; 2. Ш…ссе; 3. Ш…пот.
Задание 2. Найдите третье лишнее слово: 1. Изл…гать; 2. Сл…гаемое; 3. Изл…жение.
Задание 3. Найдите третье лишнее слово: 1. Возр…ст; 2. Р…стение; 3. Р…сток.
Код доступа: 3 3 3.
– Итак, в путь!
– Плывём мы по бескрайнему морю и вдруг видим… Что это? По морю плывёт бутылка. Давайте-ка мы её вытащим. А там что-то есть! Какое-то послание. Давайте прочитаем.
Ребята, чтобы добраться до острова «Имя существительное», вы должны,
во-первых, повторить всё, что знаете об этой части речи.
Во-вторых, определить, к какой частиречи относятся слова:
друг, путешествовать, весело, интересный, красивый, море, узнать, далёкий,письмо, остров, плыть, большой, сегодня, корабль.
Итак, за дело!
1. Беседа по вопросам.
– Какие части речи мы знаем? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное.)
– Какая часть речи называется именем существительным? ( Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.)
– На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
– Что обозначает имя существительное? (Предметы, вещи, явления природы, людей, животных, действия и признаки). Приведите примеры таких существительных. (Оттепель, наводнение, молния, доброта, аккуратность, храбрость, стук, ходьба).
– Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по падежам.)
– В какой категории имена существительные не изменяются? (В категории рода. Имена существительные классифицируются на мужской род, средний род и женский род.)
– Какую роль выполняют имена существительные в предложении? (В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.)
2. Работа с сигнальными карточками.
А теперь давайте определим, к какой части речи относятся слова. Я называю слово, а вы показываете карточку. Друг, путешествовать, весело, интересный, красивый, море, узнать, далёкий,письмо, остров, плыть, большой, сегодня, корабль.
Молодцы! Вы успешно справились и со вторым заданием!
Мы плывём дальше, и вдруг вдали что-то появилось на горизонте.
– И вот появился воздушный шар, а в нём какое-то письмо.
III. Изучение нового материала.
– Чтобы плыть дальше, нужно выполнить задания из письма:
- Задать вопросы к изображениям на слайде.
- Распределить слова в 2 столбика.
Слова:корабль, солнце, чайки, камень, ракушки, пальма, краб, рыбка.
– Почему одни слова поместили в первый столбик? А другие во второй столбик?
– Почему одни существительные отвечают на вопрос «кто?», а другие – на вопрос «что?»
Вывод: слова, которые отвечают на вопрос «кто?», называются одушевлённые, а слова, которые отвечают на вопрос «что?», называются неодушевлённые.
– На горизонте что-то виднеется! Чтобы лучше увидеть, сделаем гимнастику для глаз.
Физкультминутка «Вышли мышки».
Вышли мышки как-то раз.
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.
IV. Закрепление изученного материала.
– Посмотрите-ка, по морю плывёт дельфин. Он несёт нам какое-то задание.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Задание 1.Списать слова в два столбика (одушевлённые и неодушевлённые), вставить пропущенные буквы, поставить ударение:
К…нфета, ц…ган, к…рзина, п…анист, к…стюм, г…тарист, р…мень, ц…плёнок.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.
Одушевлённые |
Неодушевлённые |
|
цыган |
конфета |
|
пианист |
корзина |
|
гитарист |
костюм |
|
цыплёнок |
ремень |
Задание 2.Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
гитара – гитарист, школа – школьник, пианино – пианист, футбол – футболист.
– При помощи какой морфемы мы образовали одушевлённые имена существительные?
Задание 3. Преврати одушевлённые существительные в неодушевлённые:
Моряк – море, машинист – машина, огородник – огород, пожарный – пожар, каменщик – камень.
– Мы выполнили все задания дельфина и теперь подплываем к острову. Мы очень устали.
V. Закрепление нового материала.
– Мы видим, что остров перед нами какой-то необитаемый. Мы его должны оживить. У каждого из вас на парте шаблон животного или предмета. Вы должны раскрасить его и заселить на остров. И объяснить, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое.
VI. Рефлексия.
– Что нового об имени существительном вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось во время урока?
VII. Подведение итога урока.
– Посмотрите, на острове оказался сундук, наверное, в нём что-то есть. Давайте его откроем!
– В нём ваше задание на дом: записать 6 одушевлённых имён существительных и 6 неодушевлённых на тему «Школа».
– Но в сундуке ещё что-то есть. Это ваши оценки.
– А ещё есть для вас сладкий приз.
Наше путешествие окончилось. Всем спасибо!
Использованные материалы и литература:
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (в 5-9 классах спец. (коррекц.) образоват. учреждения VIIIвида М.: «Просвещение», 2002.
- Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины/ авт.-сост. Е.М. Мордас.
- Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. Пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.:ВАКО, 2009.