Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация исследовательской деятельности
обучающихся на среднем этапе обучения

Андрианова Анастасия Эльмировна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ
№ 391Санкт-Петербурга 
Формирование активной жизненной позиции является одной из главных задач современной школы. Исследовательская деятельность представляет собой комплексное средство гармоничного развития личности ученика. Данная деятельность является ведущей деятельностью среди разнообразных педагогических технологий. Она считается условием формирования интереса и дает возможность приобрести навыки, сформировать ценные качества ученика: смелость, инициативность, решительность, умение логически мыслить, терпеливость, планирование, аккуратность и другие. [1]
На сегодняшний день, формирование исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, предлагает формирование умения учеников самостоятельно находить ответы на вопросы. Ученик видит проблему, разрешает её. Эти умения получают особую актуальность в динамично развивающемся информационном пространстве.
Исследовательская деятельность в школьном возрасте отличается от исследовательской деятельности взрослых, т.к. находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: -включение школьника в процесс исследования; принятие во внимание небольшой опыт исследовательской деятельности школьника, а также формирование навыков. Исследовательская деятельность, а именно внедрение ее в образовательный процесс, может помочь ученику, мало разбирающемуся в большом потоке информации, извлекать необходимую информацию и использовать ее в своей деятельности. Важнейшим мотивом учения школьников является познавательный интерес, или, по Н.Г. Морозовой, такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять и проверить, выяснить и усвоить. [4]
Цель исследовательской деятельности – способствовать формирования системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт. Исследовательская деятельность представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.  Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения: - Выявить проблему – что надо изучать; - выбор направления исследования; - формирование темы; - обоснование актуальности – почему эту проблему нужно изучать; - цель исследования – какой желаемый результат предполагает получить учащийся в итоге своей работы.
Формы организации исследовательской деятельности в школе являются: элективные курсы или факультативные занятия. Н.А. Семенова выделяет следующие педагогические условия формирования исследовательской деятельности учеников школ:
-целенаправленность и систематичность-работу по развитию умений необходимо проводить постоянно;
 -мотивированность-оказывать помощь ученикам в определении смысла, направления их исследовательской деятельности;
-творческая атмосфера-направлять и поддерживать интерес обучающихся;
-личность педагога-овладение знаниями и подготовкой в вопросах исследовательской деятельности, и дальнейшей их реализации на занятиях с учениками. [2]
В рамках исследовательской деятельности, во время организации обучения, уделяется внимание следующим умениям учащихся, таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, сотрудничество и самостоятельное появившихся знаний, позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.[5]
Исследовательская деятельность с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Учебная исследовательская деятельность с точки зрения учащегося — это возможность делать исследовательскую работу самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. [3]
Исходя из выше сказанного, можно определить основной процесс выполнения работы, он включает в себя шесть этапов:
  1. формулирование темы;
  2. формулирование гипотезы, цели и задач исследования;
  3. теоретические исследования;
  4. экспериментальные исследования;
  5. анализ и оформление результатов исследований;
  6. публичное представление работ
Таким образом, мы определяем исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Работа в рамках исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной теме, развивать интеллект, приобретать умения и навыки теоретических и экспериментальных исследованиях под руководством учителя.
Литература
  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  2. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике / Н.А.Семенов   - Владивосток: Дальнаука, 2003. -С.221-224.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  4. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных 56 детей [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 2009
  5. Каптерев, П.Ф. Метод и его применение / Избранные педагогические сочинения [Текст] /П.Ф. Каптерев; - М.: Педагогика, 1982. - С. 35-48.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»