Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности 

Проектная деятельность в 7 - 9 классах

Полянская Виктория Владимировна
1.Предлагаемая программа подготовлена для учеников 7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.
Курс «Проектная деятельность для учеников 7 - 9 классов» является интегрированным   по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково - информационных, интеллектуальных, коммуникативных.
Необходимость введения курса «Проектная деятельность» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
2. Место курса в учебной программе: Курс «Проектная деятельность» изучается в 7-9 классах и является курсом во внеурочной деятельности.
Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
 
3. Цели и задачи курса
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств, обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
 
 
 
 
4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по курсу «Проектная деятельность".
 
4.1 Личностные универсальные учебные действия.
 
В рамках когнитивного компонента будут сформированы: 
  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; 
  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; 
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; 
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; 
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; 
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; 
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. 
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: 
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну; 
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; 
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; 
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; 
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им; 
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; 
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; 
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. 
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: 
  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); 
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; 
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; 
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; 
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; 
  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; 
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; 
  • готовность к выбору профильного образования.  
 
4.2. Метапредметные универсальные учебные действия.
Метапредметные   результаты     включают      освоенные     обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; 
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; 
  • планировать пути достижения целей; 
  • устанавливать целевые приоритеты; 
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; 
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; 
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; 
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.  
 
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; 
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; 
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; 
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; 
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; 
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; 
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 
  • основам коммуникативной рефлексии; 
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; 
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. 
Выпускник получит возможность научиться:
 
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся  научится:
  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; 
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; 
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
  • давать определение понятиям; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • осуществлять            логическую   операцию      установления            родовидовых
отношений, ограничение понятия; 
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; 
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); 
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; 
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; 
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения; 
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; 
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
 
4.3 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
научится:
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); 
  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; 
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; 
  • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. 
  • создавать текст на русском языке.
  • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; 
  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; 
  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; 
  • создавать       специализированные          карты:            географические, хронологические; 
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. 
  • выступать с аудио- и видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; 
  • участвовать в обсуждении с использованием возможностей Интернета; 
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; 
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; 
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; 
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; 
  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; 
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
                       
4.4. Предметные универсальные учебные действия.
 
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Проектной деятельность» является: 
1. В познавательной сфере  
  1. Рациональное использования учебной и дополнительной информации для проектирования и создания продукта (результата).
  2. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания продукта (результата) труда;
  3. Владение алгоритмами и методами решения организационных задач.
  4. Владение способами графического представления различных видов информации.
  5. Применение общенаучных знаний по предметам гуманитарного и социального циклов.
  6. Контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям.
  7. Выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления.
  8. Документирование результатов работы.
2. В мотивационной сфере:
  1. Оценивание своей способности и готовности к работе в конкретной предметной деятельности.
  2. Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности.
  3. Выраженная готовность к труду.
  4. Согласование своих            потребностей и требований с другими участниками познавательной деятельности.
  5. Осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. Наличие экологической культуры при обосновании продукта
(результата) работ.
  1. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов и денежных средств.
 
3. B эстетической сфере  
  1. Дизайнерское проектирование или рациональная эстетическая организация работ.
  2. Моделирование          художественного     оформления   продукта        и оптимальное планирование работ.
3.3.      Разработка варианта рекламы выполненного результата.
 
4. В коммуникативной сфере
  1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива.
  2. Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов.
  3. Публичная презентация и защита проекта, продукта труда или услуги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 7, 8 и 9 классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные       виды          работ         и       разные       виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
 
Модуль «Первые шаги» - 7 класс решает задачу приобщения семиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий - наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
 
Модуль «Моя лаборатория» - 8 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.
 
Модуль третий «Мы творим и создаём» - 9 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям. Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.
 
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»