Этапы, особенности и смысл проведения проектной
деятельности среди учащихся старших классов
Погожева Светлана Ивановна
В настоящее время умение ученика выстроить свое собственное конструктивное воззрение по любой серьезной теме является бесспорно необходимым в рамках, возможно, все более глубокого познания той или иной научной области. Развивать указанное умение можно по-разному, однако на практике удобнее и результативнее всего использовать проектную форму. Эффективность подобного метода была доказана многолетней практикой его использования, однако и сегодня не бессмысленно разобрать основные принципы, установить сильные и слабые стороны подхода. Внутренний энергетический ресурс, который определяет качество проектной деятельности, является производной наличия в ученике искреннего желания изучить ту, или иную проблему (не простую!) Учителю (преподавателю) очень важно помочь ученику обнаружить в себе это самое фундаментально-образующее желание, четко определить его для самого себя. Количество накопившегося нематериального топлива в конечном счете позволит запустить необходимый обучающемуся проект.
Сама проектная форма в рамках старшей школы определяется следующими характерными диапазонами: доминирующей деятельности (: исследовательские, информационные и творческие), количества задействованных лиц (индивидуальные, парные и коллективные), продолжительности (1 – 3 урока, 1 – 2 месяца, до года), места проведения (школьные, внешкольные) и тематического количества (в области одного предмета, двух – трех, или непредметной). Однако каждая самостоятельная работа непременно развивается по трем основным этапам: выбор и фиксация проблемы определенной области на основе массы коротких ознакомительных обозрений, поиск материальных источников по теме с последующей аналитикой и систематизацией данных (при необходимости), практическая деятельность на базе собственной теоретической деятельности, вывод по итогу проделанной работы.
Выбор и фиксация проблемы. Этот этап предполагает последовательное ограничение: от выбранной темы до конкретного объекта (пример: морской флот – российский императорский морской флот – подводный флот – лодка проекта типа «Морж» )
Поиск материальных источников, аналитика, систематизация. На этом этапе следует осуществить поиск на предмет установления уже существующих работ, имеющих непосредственное отношения к ранее выбранной теме. Очевидно, что далее следует оценить наработанный материал и собрать его в единый логически просто и понятно связанный материал.
Практическая деятельность имеет место быть только в тех работах, где в ней есть такая необходимость. Допустим, в работах по изучению жизни какого-либо животного нашего края было бы важно привести результаты собственных наблюдений, возможно – экспериментов. Или при развитии темы «Советские военные фильмы и их влияние на современное общество» важным составляющим работы ученика был бы грамотно проведенный опрос группы сверстников, заранее просмотревших определенное количество тематических фильмов.
Вывод по итогу в целом зависит от заранее поставленной задачи. То есть на этом этапе нужно, осмыслив ядро проекта и его ключевые тематические проблемы, вывести конечный вывод.
Темы проектов можно условно распределить на группы: 1) научнофантастические, например: «Класс будущего», «Моё будущее» и др.; 2) экспериментальные, например: «Порох в нашей жизни», «Какую воду я пью», «Вредная еда»; 3) теоретические, например: «Моя малая родина», «Герои и антигерои 20 века» и др.; 4) творческие, например: «Стихи о настоящем», «Повесть по теме гражданской войны 1917» и др.; Замечу, что выбор творческой темы несколько упрощает логику этапов.
Итогом работы могут быть: доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, сценарий, компьютерная презентация, стенд, экскурсия, викторина, интервью, выставка и др.
Итак, проведение проектной деятельности с учениками старших классов – дело непростое, оно требует от педагога: профессионализма, определенного опыта, ответственности и, наконец, целеполагания. Положительный эффект сразу трудно оценить, так как сам процесс происходит во благо укрепления самого умения. Поэтому природа этой работы очень глубинная, в каком-то роде фундаментальная. Проектную деятельность нужно вести с максимальной ответственностью и вовлеченностью.