Этнические фестивали в классической гимназии № 610
Орлова Ирина Федоровна
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности. Я хочу рассказать об одном из проектов, осуществляемых в санкт-петербургской гимназии № 610.С 2005 года в гимназии практически ежегодно проводятся Этнические фестивали, в подготовке и проведении которых принимают активное участие ученики гимназии, преподаватели, классные руководители, родители. Весь цикл реализации проекта – от определения темы до презентации (защиты) занимает от одного до трех месяцев и выполняется во внеурочное время. Работа над проектом начинается с того, что объявляется тема Фестиваля, и классы путем жеребьевки получают свою подтему. Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Исследовательская работа учащихся есть обязательное условие каждого проекта. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Самое сложное для педагога в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Возникает искушение подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. С каждым годом гимназисты набираются опыта и к старшим классам готовят фестиваль практически самостоятельно.
Наиболее важной и сложной частью плана является поэтапная разработка проекта, перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Cледующий этап – интеллектуальный поиск. Гимназисты осуществляют поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта, слушают лекции, смотрят фильмы.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп работает над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
- В 2005 году состоялся первый этнический фестиваль.
Второй этнический фестиваль состоялся 9 апреля 2006. Каждый класс представлял одну из стран света. «Посмотреть и попробовать всё было совершенно невозможно, особо запомнились: вкуснейшая еда и "Zingt ojf idish" клезмерского хора у евреев, блестящая театральная постановка у румын абсурдистки-кровожадного "Урока" Ионеско и гениальная серия фотографий с Дракулой у них же, куриные косточки святого Доминика у французов среднековых, отвозившая всех к себе в кабинет лошадь англичан, рекламная кампания армянского радио по гимназическим громкоговорителям, рукодельные соломенные пугала у белорусов, норвежская пещера с троллями и лосями, польские кельнерши на берегах золотого прииска... Праздник получился!»
- Третий этнический фестиваль 2007 года был посвящен Народам России.
- Четвертый исторический фестиваль произошел в 2009 году и назывался "СТОЛЕТНИЕ ИГРЫ" (LUDI SAECULARES) . Тема фестиваля - XVII век - была объявлена уже 24 ноября 2008 года. Этот фестиваль был одним из самых длительных по подготовке. Каждый класс должен был
2. выбрать толкового координатора, который в дальнейшем общался с организаторами и получал от них задания,
3. выбрать по два человека, которые представляли класс на состязаниях по истории, истории науки и искусству XVII в. (итого шесть участников).
Каждый класс получил список ключевых слов, связанных с историей и культурой соответствующей страны в XVII веке. Перед классами ставилась новая задача - познакомиться с этими людьми, вещами, событиями и изобретениями.
В конце января состоялся конкурс карт: каждый класс должен был представить карту Европы XVII в. Оценивались как верность исторической истине, так и красота исполнения.
До 2 марта необходимо было придумать и изготовить игру - компьютерную, настольную или какую-нибудь еще, - посвященную истории (науке, литературе, нравам, спорту, кулинарии и т. п.) своей страны в XVII в.
Не позже 9 марта каждому классу предлагалось представить в жюри номер газеты, выпущенной в XVII веке в его стране (год и число выбирали сами; язык газеты - русский).
В школьной библиотеке был заведен специальный книжный шкаф, посвященный XVII в. и были рекомендованы консультанты по разным странам и "направлениям".
После весенних каникул демонстрировались фильмы о XVII в., читались лекции.
11-14 марта, перед фестивалем, в каждом классе была проведена викторина. Каждому гимназисту было задано по 10 вопросов о истории его страны в XVII в., в том числе и весьма головоломные. Оценивались не индивидуальные достижения, а суммарный результат класса.
21 апреля в рамках фестиваля "Столетние игры" в гимназии состоялась БИТВА ПОСЛОВ. Каждый класс выдвинул двух (или одного) участников, которые должны были изображать послов соответствующей страны в XVII в. Во время битвы пары послов вызывались по очереди; за 10 минут они должны были обсудить дипломатические и прочие разногласия, возникшие между соответствующими странами в этом году. Проверялось не только знание истории, но и риторическое и актерское мастерство, искусство выпутываться из трудных ситуаций и умение ставить в них соперника.
- В 2010 году фестиваль был альтернативно-историческим: каждому классу предлагалось придумать свою страну - ее географию, историю, язык, обычаи, костюмы, национальные блюда, флаг и герб, правителей и полководцев, поэтов и музыкантов; гимназисты должны были придумать, что они будут есть, из чего строить, чем торговать, с кем дружить, а с кем наоборот.
- Тема фестиваля 2011/12 гг. - История цивилизации. Каждому классу по жребию досталась одна из 16 технологий (связь, мореплавание, игры, измерительные приборы, изготовление одежды и пр.); на фестивале нужно было (любыми способами) показать ее историю и развитие, модели, мастерские, игры и прочие интерактивно-технические развлечения; как эта технология отразилась в литературе, искусстве или музыке. Предлагалось также пофантазировать, что случится с ней в ближайшие сто лет.
- Фестиваль 2013 года - Kunstfest, т. к. тема фестиваля - художники. Во время жеребьевки каждый класс вытянул имена живописцев, скульпторов, архитекторов разных эпох и стран, от Фидия до Малевича. Во время фестиваля нужно было представить творчество этого художника, его эпоху, персонажей, связанные с ним музыкальные, театральные, литературные и прочие впечатления, написать письма от имени художников.
- В 2014 году прошел БУКФЕСТ. Каждый класс вытянул название книги, которую и представил на фестивале. К Букфесту каждый класс должен был написать по пропущенной главе из своей книги.
- Фестиваль 2015 г. - One Year Fest (OYF), или Хронофест - Фестиваль Одного Года. Каждый класс получил при жеребьевке некий год из жизни человечества (шестому альфа досталось будущее, всем остальным – прошлое. В последний день четверти, он должен был представить этот год - его события и героев, книги и картины, открытия и заблуждения, моды и кулинарные предпочтения.
- 2017 - фольклорно-мифологический Фестиваль
- Фестиваль 2018-19 года был посвящен восемнадцатому веку. Каждый класс получил по жребию какую-нибудь страну, чью жизнь и судьбу в XVIII веке он должен был представить на фестивале: ее героев и злодеев, науку и искусство, музыку и танцы, обычаи и праздники, костюмы и еду.
1. Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4. Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, иметь понятие о библиографии);
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В процессе подготовки и презентации проектов
1. перед учениками ставится значимая в исследовательском творческом плане задача, требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. предполагаемые результаты проекта имеют практическую, познавательную значимость;
3. осуществляется самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
5. используются исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• Выдвижение гипотезы их решения;
• Обсуждение методов исследования;
• Обсуждение способов оформления конечных результатов (спектаклей, экспозиций, творческих инсталляций, игр и пр.);
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных, создание сценария;
• Подведение итогов, оформление результатов
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители, родственники, преподаватели, выпускники. Это настоящий праздник, к которому готовится и которого ждет с нетерпением вся гимназия!