Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация защиты проекта как важнейшего этапа проектной деятельности

Георгиевская Лариса Камильевна,
учитель технологии
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Предмет «Технология» в школьном курсе переживает сегодня своё второе рождение. Современное образование, опираясь на ФГОС, выдвигает требования развития у учащихся универсальных предметных действий.  А предмет «Технология»  способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности наиболее эффективно, чем при решении задач на многих других предметах, и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико-ориентированным. Проектная технология на уроках обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Существует много работ, посвящённых проектной деятельности учащихся, в том числе на уроках технологии, в которых подробно рассматриваются проблемы организации проектов, выполнения, оформления, гораздо реже можно встретить работы, посвящённые защите проекта. Поэтому в данной статье хотелось бы обратить особое внимание на важность заключительного этапа проектной деятельности. 
            Уроки защиты проектов можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Этот урок нацелен на повторение и обобщение знаний учащихся. После завершения работы над проектом обязательно проводится его защита, которая может и должна организовываться в разных формах, наиболее подходящих для конкретного автора. Это может быть и доклад, и деловая игра, и экскурсия, и инсценировка, и реклама, и пресс-конференция и т.д.
            Завершающий этап проекта важен, потому что на нём подводятся итоги работы, дается качественная оценка проделанной работы по реализации проекта. Конечно, она всегда положительная, даже если проект осуществлен не на полностью или что-то не получилось. Оценивается и групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, те положительные результаты, которые требуют обязательного обобщения и оглашения. А вот презентация важна, в первую очередь, для самого ученика, которые имеет возможность увидеть, насколько удачно он поработал. Отметка становится уже не так важна по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Так же весомым становится оценивание учителем личностных качеств ученика, проявленных в процессе работы (настойчивость, терпение, находчивость и т.д.).
            Критерии оценивания проекта должны быть всем понятны. Их не должно быть много. Очевидно, что эти критерии должны быть известны задолго до защиты. Это могут быть следующие критерии: значимость и актуальность выдвинутых проблем; эффективность и правильность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов. Оцениваться должно, прежде всего, качество работы в целом, а не только презентация.
Когда мы говорим о подготовке к защите проекта, изделие уже, как правило, готово, остаётся подготовить, дизайн-папку, в которой собрана документация проекта и тезисы для выступления. Эти тезисы должны отражать все три этапа проекта. Так как именно во время защиты проекта учащийся только приобретает важнейший опыт публичных выступлений, необходимо заранее подготовиться к нему. Для этого стоит привлечь помощь близких людей: расскажите несколько раз о своём проекте  по заготовленному плану, например, родителям; попросите их задать вопросы по проекту. Таким образом, можно преодолеть страх перед «неизвестностью» и обрести уверенность в себе. Своё выступление лучше начинать словами: «Разрешите   представить вашему вниманию проект по теме…», а закончить так: «Спасибо за  внимание, готов(а) ответить на ваши вопросы».
            Нужно помнить, что выступление не должно быть слишком длинным или коротким. Как правило, регламент (время выступления) -10 минут. Во время тренировки можно по часам проследить, сколько длится выступление, и увеличить его или сократить по необходимости.
            Что же входит в выступление к защите? В первую очередь необходимо объявить тему выполненного проекта, продемонстрировать изделие, назвать причины, которые побудили  взяться за выполнение данного проекта, и указать цели и задачи, поставленные перед его выполнением.
            Поскольку речь идет по проекту по технологии, то имеет смысл назвать разделы программ  предмета «технологии», дополнительную литературу, задействованные при выполнении проекта. Рассказать о выборе оборудования и средств, используемых для выполнения проекта. Как известно, процесс выбора идеи проходит несколько этапов: сначала вырабатывается как можно большее количество идей, которые описываются и оцениваются. Далее выбирается лучшая идея, которая  наиболее подходит по отношению к критериям дизайн-спецификации. Поэтому необходимо обосновать выбор идеи.
            Далее следует обосновать выбор материалов для выполнения изделия, например, выбор ткани: учёт её свойств, соответствия ткани названию и форме модели,  цветовой гаммы и индивидуальных особенностей внешности (цвет волос, глаз, лица).
Можно показать анализ изделия, то есть выявить недостатки и достоинства выполненной модели, указать, что можно изменить из вышеперечисленного, в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического восприятия.
            В защиту проекта можно включить сведения о временных и материальных затратах, на основе которых сделать выводы о целесообразности его выполнения и правильности выбора.
            В заключение важно дать объективную оценку выполненной работе, рассказать о новых знаниях и умениях, полученных в процессе работы над проектом.
            Хотелось бы заметить, что выступление будет более наглядным, если к защите проекта, подготовить мультимедийную презентацию или видеофильм, которые продемонстрируют идеи проекта, иллюстрации (эскизы), таблицы исследования и себестоимости, фото готового изделия. Конечно, это не является обязательным условием, но ни одно представление проекта в серьёзных фирмах не обходится без презентации.
            Психологи советуют, включать в презентацию не более 7 слайдов, так как это наиболее оптимально для восприятия. Какие ещё требования предъявляются к компьютерной презентации? Единый цветовой стиль, неяркий фон; на титульном листе обязательно указывается тема и сведения об авторе проекта; крупный шрифт, без точек в заголовках. Грубой ошибкой является большое количество текста, а также нарушение контрастности цвета текста по отношению к фону слайдов.
Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и собственно личную значимость, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Особенно ярко это проявляется именно на защите своего проекта. Таким образом, появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, что оказывает большое влияние на личность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»