Творческий проект - двигатель любознательности
Иванова Светлана Владимировна
В наш век инноваций уже с 1-го класса в учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития и активности личности. В первую очередь, к такому методу относят проектное обучение. Буквально, в переводе с латинского, «проект» - «брошенный вперёд». В основе этого проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Несомненно, учебный материал будет усвоен лучше, если он добыт самостоятельно при создании учебного проекта. Внедрять в свою работу метод учебных проектов нужно постепенно, и начинать, я думаю, лучше с тех тем, которые вызывают непосредственный интерес у детей. Возможно, они не будут связаны с программой какого-либо предмета, но помогут ребёнку с помощью взрослых понять сам смысл выполнения проектного задания.Метод проектов предусматривает совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему путём самостоятельных действий учеников с обязательной презентацией (представлением) полученных результатов. В классификации подобных методов хочу выделить творческий проект. Он нацелен на интересы самих участников проекта, т.е непосредственно может быть связаны с жизнью и бытом детей. А это всегда интересно – в обычном разглядеть необычное, да ещё и исследовать его. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Дети проявляют творчество и выдумку. Такой метод предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. В моей практике работы с детьми, это проект «Как на свет появляется мультфильм», в ходе работы над которым ученица 2- го класса создала собственный мультипликационный фильм. (См. приложенный файл). А так же очень удачным был коллективный проект «Классные сочинялки», продуктом которого стал изданный сборник детских сочинений и иллюстраций, выполненных самими учениками. Самое сложное для учителя в ходе работы над проектом - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если видишь, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но очень важно только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Именно тогда и возникает настоящий интерес ребёнка-исследователя. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Применение метода проектов в начальной школе на современном этапе актуально, т.к. новые учебные программы средней и старшей школы требуют от выпускников 1 ступени не только прочных знаний, но и умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Традиционный урок не даёт таких навыков.