Государственное регулирование продовольственной безопасности
Колевид Дарья Андреевна
Реформирование продовольственного сектора экономики России привело в последнее десятилетие к усложнению межхозяйственных связей и отношений, возникновению и закреплению многообразия форм собственности и хозяйствования.Формирование социально ориентированных рыночных отношений определяется необходимостью сознательного регулирования рынка, научно обоснованного участия государства в оптимизации происходящих на нем процессов. Государственная поддержка особенно необходима в настоящий период, когда рыночный механизм и инфраструктура окончательно не сформированы, а партнерами производителей продовольствия являются монополизированные предприятия и отрасли экономики. Ситуация на продовольственном рынке страны имеет прямое отношение к выживанию как отдельного гражданина, так и государства в целом - в связи с этим как на уровне Организации Объединенных Наций, так и на уровне правительства России ставится проблема продовольственной безопасности населения.
Объектом исследования в настоящей работе является продовольственный рынок России.
Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей. Основные функции государственного регулирования экономики: разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства; определение приоритетов макроэкономической политики; обеспечение условий эффективного функционирования рынка; решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает. Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
В современных рыночных условиях хозяйствования агропродовольственный комплекс России испытывает необходимость учитывать последствия проводимых в стране преобразований с учетом задач различных органов законодательной и исполнительной власти. В связи с этим в стране принят ряд законов и указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также разработана нормативно-правовая база, направленная на поддержание и обеспечение продовольственной безопасности России.
Законодательная база по вопросу продовольственной безопасности берет свое начало с того момента, когда Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Академией сельскохозяйственных наук России в 1995 г. разработали «Концепцию аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации». С учетом формирования законодательной базы необходимо исходить из того, что продовольственная безопасность – это «создание необходимых резервов продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, повышение уровня продовольственного обеспечения, покупательного спроса всех слоев населения страны, улучшение качества продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, обеспечение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках». Нормативную базу продовольственной безопасности с точки зрения закона, представляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс России, в различных главах и разделах которых закреплены основы правового регулирования агропромышленного производства. С целью формирования государственных резервов продовольствия 2 декабря 1994 г. Президент России подписал Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности (в ред. от 02.02.2006 г.) В продолжение формирования законодательной базы, направленной на обеспечение деятельности по организации резервирования продовольствия для государственных нужд 13 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.), который призван установить общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации. Что касается сферы государственного контроля и надзора в области продовольственной безопасности, то в соответствии со ст. 8 закона государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляется в целях исполнения законодательства Российской Федерации, реализации государственных гарантий в области продовольственной безопасности, выполнения программ и осуществления мероприятий по продовольственной безопасности, в том числе осуществления деятельности в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов. Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют непосредственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции.
Исходя из всего сказанного можно сформулировать следующие основные положения продовольственной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольствия, полностью обеспечивающие запросы страны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гарантированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью достижения продовольственной безопасности продукция сельскохозяйственного производства должна стабильно и в достаточном количестве поставляться на мировые рынки. И, наконец, последним важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения доброкачественным, не приносящим ущерба здоровью продовольствием.
Аннотация к статье.
В данной статье рассмотрены проблемы Государственное регулирование продовольственной безопасности. Раскрыты основные функции государственного регулирования продовольственного сектора. Проведен анализ Законодательной базы по вопросу продовольственной безопасности, а также Нормативно-правовой базы продовольственной безопасности с точки зрения закона и государственного контроля и надзора в области продовольственной безопасности.
По результатам проведенного исследования сформулированы основные положения продовольственной безопасности.
Библиографический список.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА В СВЕТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ; Балашов Е.В., Шорохова А.А. Вестник ВЭГУ. 2016. № 2 (82). С. 40-45.
- О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ; Балашов Е.В., Шорохова А.А. Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 11-16.
- НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО РЕЖИМА; Балашов Е.В., Шорохова А.А. Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 23-29.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР; Балашов Е.В., Зиятдинов Э.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 469-470.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; Кутушева Н.Н., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 131-133.
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; Давлетбакова Л.Н., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 43. С. 267-26
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА; Бирюкова Д.А., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 43. С. 269-272.
- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; Салихов М.Р., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 22-25.
- РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; Салихов М.Р., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 251-254.
- К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ПЧЕЛОВОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ; Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р.