Понятие, значение и содержание электронных взаимодействий
органов местного самоуправления и сельского населения
Сафин Р.Г.
студент 4 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанова Т.Р.
к.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
студент 4 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанова Т.Р.
к.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти [2]. Местное самоуправление - это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ [6].
Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века. А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др. Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В. В. Володина, В. Л. Ясюнуса, Ю. А. Тихомирова, А. Широкова, С. Юрковой и др [8].
Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Структура управления органами местного самоуправления представлена на рисунке.
Структура системы местного самоуправления
Основными задачами местного самоуправления являются [8]:
1) Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения;
2) Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;
3) Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ;
4) Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
5) Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития;
6) Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;
7) Повышение инвестиционной привлекательности территории.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций [11].
Проведенное исследование выявило, что эффективность деятельности органов местного самоуправления, и в конечном итоге, уровень социально-экономического развития муниципального образования, зависит от качества и полноты предоставления муниципальных услуг. При этом, на современном этапе, важнейшую роль играют информационно-коммуникационные технологии, внедрение которых позволяет повысить эффективность как межведомственного взаимодействия органов власти, так и местной администрации и населения проживающего на его территории [7].
В настоящее время, практически все органы исполнительной власти местного самоуправления ГО г. Уфа, имеют собственные Интернет-сайты, на которых размещена новостная, справочная, нормативно-правовая информация, связанная с их деятельностью. При этом, как показал анализ, многие из муниципальных Интернет-сайтов оперативно не обновляются, не содержат сведений о порядке, условиях и местах предоставления органами власти местного самоуправления услуг населению.
В то же время, с ростом демократизации, в обществе увеличивается потребность как в общем информировании о деятельности органов власти, так и в быстром и эффективном взаимодействии, основанном на оперативном обмене информацией, в получении качественных и в полном объеме муниципальных и государственных услуг. Вследствие этого, сегодня активно развивающейся формой взаимодействия выступает предоставление услуг в рамках «Многофункциональных центров».
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ: принят ГД ФС РФ 18.11.2003 г.: одобр. Советом Федерации 26.11.2003 г.: (ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. .
- Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // ИПС "КонсультантПлюс".(ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
- Васильев, А.В. Демократия: теоретические аспекты и практика современной России // Право и государство: теория и практика. 2015. - N 12. - С. 4 - 12.
- Данилов, Н.А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах: Дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., - 2013. - С. 56.
- Илюхина, Е.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации // Правовые вопросы связи. - 2012. - N 1. - С. 7 - 9.
- РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 2. - № 30. - С. 6-8.
- РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 143-144.
- ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
- Федосеева Н.Н. (Телешина Н.Н.). Правовое реформирование институтов современной демократии в условиях информатизации // Юридический мир. 2006. N 11.
- Холопов В.А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 10. С. 28 - 30.
- Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа [Электронный ресурс] : режим доступа - http://ufacity.info/
- «Проблемы местного самоуправления в России» Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 198-200.
- «Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения» Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
- «Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений» Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.