Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Илюхина Елена Петровна,
учитель биологии ГБОУ школы №38

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Исследуя данную тему, я поставила для себя следующую цель: обеспечение здоровьесберегающего эффекта на уроках биологии  и во внеклассной работе по предмету  для сохранения здоровья и повышения уровня работоспособности школьников и определила  задачи: изучить здоровьесберегающие технологии; использовать элементы современных технологий на уроках для сохранения здоровья школьников; описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья; создать методическую копилку; пропагандировать здоровый образ жизни. Традиционная организация учебного процесса создает у детей  постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. За период обучения в школе, ни для кого не секрет, число здоровых детей значительно уменьшается, возрастает число близоруких детей, у многих учащихся нарушается осанка, появляются хронические заболевания. «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» - говорил Сократ. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.  Побеседовав с врачом и медсестрой школы, я пришла к выводу, что  у наших школьников  также наблюдается понижение групп здоровья по сравнению с начальной школой. Среди патологий на первом месте – патологии зрения; на втором – болезни органов дыхания; на третьем месте – опорно-двигательной системы. Это говорит о том,  что проблема сохранения здоровья детей стоит и в нашей школе. И решить её  в какой-то мере должно помочь использование на уроках   и во внеклассной работе по предмету здоровьесберегающих  технологий.  Я составила себе примерный план-график мероприятий по реализации поставленных задач:   

Мероприятия Сроки
1. Диагностика групп здоровья школьников сентябрь
2. Определение проблемы, постановка цели и задач. сентябрь
3. Изучение  здоровьесберегающих технологий. сентябрь
4. Работа с Интернет-ресурсами. сентябрь
5. Круглый стол «Преемственность между начальной школой и средним звеном по применению ЗСТ» октябрь
6. Соблюдение  санитарно-гигиенических норм кабинета и создание благоприятного психологического климата на уроках. сентябрь-май
7. Посещение музеев  с тематическими занятиями (музей гигиены, музей при ВМА и др.) сентябрь-май
8. Разработкаучебных  материалов:
·         «Разные виды деятельности  на уроках биологии»
·         «Виды рефлексий»
·         Внеклассная работа по предмету
ноябрь-декабрь
9. Создание ЭОРов:
·         «Культура здоровья»
·         Презентации учащихся по здоровому образу жизни.
декабрь-январь
10. Проведение элективного курса «Я хочу быть здоров» сентябрь-декабрь
11. Участие с проектами по ЗОЖ в конкурсах и конференциях (например, в городской конференции «Экологическая безопасность твоей семьи») сентябрь-май
12. Разработки уроков с использованием ЗСТ. январь
13. Конкурс физминуток. январь
14. Написание мини-сочинений, выпуск плакатов
«Мы за здоровый образ жизни»
январь
15. Устный журнал «Имидж здорового человека» февраль
16. Составление «Словаря мудрых мыслей о здоровье». январь-апрель
17. Работа лекторской группы о вреде курения, о правильном питании и вредных продуктах и др. апрель
18. Встречи с родителями «Вредные привычки », «Здоровье и образ жизни» декабрь, май
19. Мастер-класс по применению ЗСТ февраль
20. Обмен опытом на методобъединении март
21. Проведение диагностики по группам здоровья. май
22. Создание банка методических материалов март-май
23. Презентация  «Словаря мудрых мыслей о здоровье» апрель
24. Открытый урок с применением здоровьесбережений. апрель

Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим   рационально чередую виды учебной деятельности; придерживаюсь уважительного стиля общения;  провожу на уроках физкультурные паузы; слежу за правильной  рабочей позой учащихся и  положительными эмоциями. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся отвожу и экологическому пространству: обязательное проветривание, достаточное освещение, цветовая гамма стен, растения, которые в большом разнообразии находятся в моем кабинете. В своей работе я применяю следующие технологии: личностно – ориентированные,  игровые, технологии проблемного обучения, развивающие технологии. Все эти технологии можно отнести к ЗСТ. В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды, и очень трудно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:  это гиподинамия (недостаток движения); неправильное питание (прежде всего избыточный вес); вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ); экология. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности. Я считаю, что никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс биологии  выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьесбережения. Особенно выделю программу 8 класса: ребята, изучая основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в интернете,  создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.Например, на  уроке «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения» у меня  есть возможность разъяснять учащимся отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки, заставить подростка задуматься о необходимости физических упражнений на формирование системы опоры и движения, ознакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки. Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания, усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания возможно на уроках при изучении пищеварительной системы. Дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления, проводят мини-исследования продуктов питания. Школьный возраст – может стать периодом приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, к наркотикам. Алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди. Профилактику  таких вредных привычек можно проводить, например, во время урока «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье», где  всесторонне возможно охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека; сформулировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода. При изучении системы органов дыхания также продолжаем  формирование понятия — здоровый образ жизни, знакомим с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания; рассказываем о методиках  тренировки дыхания, демонстрируем, возможно, экспонат в музее или фото легких курильщика.  «Культура здоровья», «Как настроение? Эмоции, чувства, поступки», «Шум и мы», «Вредные продукты питания», «Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха в Приморском районе»,  «Сохраним мир вокруг нас» - с этими и другими проектами ученики нашей школы выступали на городской научно-практической конференции «Экологическая безопасность твоей семьи», которая ежегодно проводятся в школе № 555 Приморского района г. Санкт-Петербурга. В нашей школе я инициировала такую активную форму  как ученический лекторий по вопросам ЗОЖ, где ребята разрабатывают и проводят тематические беседы, радиопередачи, викторины и  виртуальные экскурсии для других учащихся. «Туберкулёз и мы», «Утомление. Умей организовывать свой отдых», «СПИД и его профилактика», «О вреде никотина и алкоголя», «Мое зрение», «Бегом от гиподинамии», «Пищевые коды и их значение», «Влияние цвета на человека», «Резервы нашего организма» - вот некоторые темы таких занятий. Практика показала, что одни школьники тщательно и творчески готовятся к предстоящему проведению лекции, а другие  с интересом слушают, задают много вопросов, предлагают тематику новых занятий. Школьникам небезразлична такая форма работы, и это меня радует.
Литература:
1.      Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968
2.      Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001
3.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002
4.      Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, С-П.,2002

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»