Валеологический подход к урокам математики
«Здоровый нищий богаче больного короля»
Шопенгауэр
Валеология - перспективное научно-педагогическое направление XXI века.
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Очевидно также, что болезнь и нездоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь. В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Европе.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье детей.
Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
К сожалению, по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней.
Двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам.
Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.
Профилактическая медицина в России сегодня - это медицина "предупреждения заболеваемости ", а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профилактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медицины у нас нет.
"Медициной здоровья" является валеология (от лат. valeo - здравствовать). Это родившееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-педагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин "валеология" для обозначения "здоровья человека". В 1987 г. он выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждается, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и других наук. Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa, - это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье.
Впервые в России в Ленинградском институте усовершенствования врачей в 1987 г. профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пятитомника, в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисциплины.
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека, а цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья.
Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомерно.
Валеологию, на наш взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.
Валеология, по нашему мнению, включает в себя две составные части: теоретическую и практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический.
Типо-дифференциальная групповая индивидуализация людей
Учителям, руководителям народного образования, родителям просто необходимо по-новому взглянуть на организацию учебно-воспитательного процесса. И не только взглянуть, но и сделать определенные конкретные шаги. Необходимо учитывать концепцию типо-дифференциальной групповой индивидуализации людей, которая создана научной группой под руководством к.м.н. Ильющенкова В.В. и апробирована на практике в студенческом лечебно-восстановительном центре Красноярского института цветных металлов на протяжении 9 лет.
Концепция типо-дифференциальной групповой индивидуализации людей дает принципиально новый подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Говоря о «типизации» человека, мы подразумеваем его генетически предопределенную направленность функционально-морфологических и психофизиологических свойств организма, определяющую тип и характер обмена веществ, норму реакции на различные факторы внешней среды, строение «биологического каркаса», а также личностные характеристики.
Полученные в процессе исследования данные позволили выявить три достоверно различающихся между собой группы людей, имеющих особую инфраструктуру внутренних органов и систем, определяющую специфику их функциональных связей, биохимическую, психофизиологическую и социальную организацию. Эти группы:
- брахиморфный функционально – морфологический тип (БФМ–тип ),
- мезоморфный функционально – морфологический тип (МФМ – тип),
- долихоморфный функционально – морфологический тип ( ДФМ–тип )
БФМ–тип
Психофизиологическая характеристика лиц БФМ – типа обусловлена преобладанием левополушарной активности коры головного мозга и соподчиненных ей подкорковых образований. Они мало эмоциональны, внешне спокойны. По биоритмологическому профилю – «совы» - активны во второй половине дня. Склонны к полноте. Весь внутренний уклад (обмен веществ, строение органов и нервной системы ) способствует усвоению, обработке и накоплению информации, поэтому этот тип людей назван «накопителем». Эти люди обладают высокой степенью консерватизма. К поставленной цели они идут через систему логических и объективно обоснованных решений.
Левополушарная «БФМ – типовая» психика представлена системой знакового описания внешнего мира в элементах естественного языка, то есть левое полушарие отвечает за речевые функции, логическое и математическое мышление, оно «умеет» говорить и склонно к анализу.
ДФМ–тип
Инфраструктура «Д» - органов и «Д» - систем с дисперсией уровней индивидуализации обусловлены правополушарной функциональной ассиметрией мозга.
Эти люди эмоциональны, импульсивны, субъективны в оценках, впечатлительны, часто мнительны, нестандартны, легко возбудимы, имеют высокую степень нервной истощаемости, часто за счет неадекватных нервных реакций. Быстрая речь, хорошая реакция.
По своим индивидуальным личностным характеристикам ДФМ – тип стоит на самом высоком уровне развития. Имеет внешнюю направленность ума, высокий уровень активизации на очень сильном, либо на очень слабом раздражителе. Правое полушарие представлено системой чувственного восприятия мира, оно отвечает за формирование творческих способностей – музыкальных, художественных, оно «артистично, но безмолвно», так как не принимает участия в формировании речи.
МФМ – тип
Функционально – морфологическая и психофизиологическая характеристика лиц мезоморфного (переходного) типа обусловлено сбалансированной работой обеих полушарий мозга в зависимости от условий внешней среды.
Люди этого типа хорошо адаптируются к различным ситуациям, имеют уравновешенные и сбалансированные процессы торможения и возбуждения. Для лиц этой группы характерна внутри типовая дисперсия функционально-морфологических и психофизиологических свойств с направленностью влево – к лицам БМФ -типа или вправо – к лицам ДМФ -типа. В этом случае мы говорим о переходных формах «М»-групп (МБФМ -типы или МДФМ -типы).
Создание оптимальных условий для максимальной реализации генетической программы человека на протяжении всей его жизни и есть путь всестороннего гармонического развития личности с активным долголетием, путь дальнейшей эволюции человеческого общества.
При построении учебно-воспитательного процесса необходимо помнить:
Левое полушарие «отвечает» за:
- способность к речевому общению (понимание и продуцирование речи);
- оперирование цифрами, математическими формулами, фактами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил;
- способность к последовательному, ступенчатому познанию;
- индуктивный (от частного к общему) стиль мышления;
- малую чувствительность к художественным произведениям, музыке.
Правое полушарие «отвечает» за:
- ориентацию в пространстве и представление о собственном теле;
- распознавание сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы;
- готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов, явлений и взаимосвязей во всей их широте и глубине ( синтетический характер мышления );
- стратегию формирования многозначности в восприятии обьекта, явления с учетом многообразия и сложности имеющихся связей;
- дедуктивный (от общего к частному) стиль мышления;
- различение интонаций речи и модуляций голоса;
- эстетическое восприятие произведений искусства, восприятие музыкальных произведений.
Осознание педагогом различий в функциональной деятельности полушарий головного мозга поможет по-новому осмыслить многие методические рекомендации и требования частных методик.
Так, например, усвоение математики в 1-6 классах, а затем алгебры и начал анализа рассчитано на преимущественное функционирование левого полушария, поскольку оно связано с аналитической деятельностью мозга. Соответственно и методика преподавания этих разделов математики ориентирована на левополушарную активность.
Учащиеся БФМ - типа более комфортно чувствуют себя на таких уроках, в то время как учащиеся ДФМ – типа ощущают дискомфорт вплоть до стрессовых проявлений.
Школьным учителям математики знакомы ситуации, когда учитель грамотно выстраивает логическую цепочку выводов, четко алгоритмизует деятельность учащихся по решению определенных задач, а учащиеся не усваивают материал. И чем четче объяснения учителя, тем хуже усвоение материала. Это естественно для учащихся с правополушарной активностью.
Что касается таких разделов математики как геометрия (планиметрия, стереометрия), то сам учебный материал дает большую возможность учителю в плане организации усвоения.
Можно с уверенностью сказать, что арсенал методов, форм работы с учащимися, соответствующие пособия позволяют организовать работу на уроке в контрастном режиме: образность геометрии, пространственное расположения тел и их комбинаций хорошо усваивается на правом полушарии; аксиоматическое построение курса, доказательность геометрических выводов и построений – удел «левополушарников».
Исходя из сказанного выше, каждому учителю надо осознать на основе специфики преподаваемого им предмета, какая мыслительная активность – правополушарная или левополушарная, лежит в основе овладения «его» предметом. В классах без типо-диоферентациального отбора следует строить работу в контрастном режиме, рассчитывая нагрузку и на левое, и на правое полушарие. Учителю надо научиться различать детей с той или иной полушарной активностью и учитывать это при работе с ними.
Нужно понимать, что каждый учебный предмет, преподаваемый по правилам существующей методики и не учитывающей психо - физиологические функционально-морфологические характеристики обучаемого, может нанести ущерб здорового ребенка.
Готовясь к уроку, учителю надо помнить, что основной принцип работы БФМ – типа «врабатывание» в урок, в задание; а для ДФМ - типа «импульсивность».
Учителя с большим опытом работы заметили, что некоторых учеников лучше «не дергать» вопросами, советами, комментариями, если они начали говорить, то их ни в коем случае нельзя перебивать, иначе они «теряют мысль» и будут долго ее искать. Это конечно, БФМ - тип. Других же учеников ДФМ - типа стоит поправлять, задать вопрос, направить мысль, пока они далеко не «улетели» от темы. С ними достаточно легко работать в диалоговом режиме, они живо реагируют на вашу речь. С письменными работами они справляются значительно быстрее, но с множеством огрехов, которые не способны сами увидеть. Даже при письме видна импульсивность: написал, отдыхает, снова мысль одарила, написал, отдых, в то же время БФМ - тип пишет плавно без пауз, ему не нужен частый отдых.
Наблюдения показывают, что в классах БФМ – МБФМ типов атмосфера урока, как правило, спокойная. Достаточно одной физпаузы ближе к концу урока. К классам ДФМ – МДФМ – типов ощущение постоянного движения, даже при хорошей рабочей дисциплине ощущение такое, что ты «работаешь с ртутью». Учитель дал задание, провел определенный этап урока – пауза, расслабление. Новое задание, новый интеллектуальный импульс – снова отдых. В зависимости от возраста учащихся, гот «концентрации» ДФМ – типов в классе учитель и планирует работу на уроке.
В силу специфики классно-урочной системы обучения умственная деятельность учащегося подчас оценивается по внешнему ее выражению. В этом случае в более выгодном положении оказываются учащиеся ДФМ – типа. К тому же они ориентированы на успех и импульсивны. Это создает иллюзию умственной активности. Результат же может быть достаточно низким. Предположительно, учащиеся ДФМ – типа обладают более высокой обучаемостью, если над обучаемостью понимать степень легкости и быстроты приобретения знаний. Однако они также быстро могут «избавиться» от этих знаний, так как овладение общими приемами умственной деятельности и приведения знаний в систему для них задача весьма сложная.
Учащимся БФМ – типа часто отличаются низной обучаемостью, им мешает медлительность, «левополушарное упрямство», внутренняя направленность умственной деятельности, которая скрыта от педагога. Низкая степень обучаемости может быть компенсирована большой работоспособностью. Если они поняли, приняли знания, «вписали» их в логически обоснованную систему, то это, как говорится, «на века».
В связи свыше сказанным хочется обратить внимание на некоторые проблемы в современной школе и методы их решения. Для каждого конкретного случая нет готового рецепта, иногда опыт учителя, его личность подсказывают как поступить в данной ситуации.
Не секрет, что по сравнению с другими школьными предметами, математика занимает далеко не последнее место по количеству выставляемых двоек.
Двойка
Двойка – это сигнал бедствия, сигнал тревоги, это огорчение для всех – ребенка, родителей, учителя. ( Нет таких учителей, которые любили бы эту отметку, - ведь она есть мерило не только успехов ученика, но и качества самого педагога).
Не подменяем ли мы порою борьбу за успеваемость войной с неуспевающими?
Ведь в первом случае отстающий – наш союзник, то во втором мы превращаем его в противника. И не выдержав бомбардировки двойками, нудных поучений и домашних скандалов, он уклоняется от сражения, покидая школу. Недостаточно испробовав убеждение, иные спешат с осуждением:
- Опять ты не понимаешь…
- Ох, какая плохая у тебя память…
- Не с не твоими способностями…
Такие слова бьют больно. Конечно, не насмерть, но искалечить могут. И беда, если школьник привыкает к роли отстающего.Ведь у младших оценка самих себя повторяет слова окружающих. Но и на оценку старшими собственных возможностей и перспектив влияет оценка их успеваемости в школе.
Мы грешим поспешностью суждений: одного считаем умным и развитым, другого – посредственным. А он пассивен на одном уроке, активен на другом, внимателен в начале дня, рассеян в конце.
Ребенок один – в понедельник, другой в субботу. Бездумно проведенное воскресенье дает неэффективный следующий день. Снижающаяся на протяжении недели и всего учебного года работоспособность отражается на поведении учащихся. Их работоспособность изменяется в зависимости от условий учебных занятий и труда – уровня освещенности, физико-химических свойств воздуха, воздействия шума, рабочей позы.
Безусловно, все это очень важно помнить, но не меньшее значение имеют причины неуспеваемости. Всех двоечников можно разделить на четыре категории:
а) Хочет учиться, но не может;
б) Может учиться, но не хочет (таких большинство);
в) Не хочет учиться, так как не может, «не тянет»;
г) Не успевает, так как не посещает школу.
- К первой категории отнесем тех, у кого слабое здоровье, слабая учебная база, большие пробелы в знаниях, но кто посещает школу ежедневно.
- Ко второй категории – тех, у кого нет стимула к учению или нет контроля со стороны родителей, кто имеет пропуски.
- Третья категория – кто запустил учебу и не верит в возможность изменить ситуацию к лучшему – отсюда и частые пропуски.
- Четвертая – те, которые не ходят в школу, так как положение в семье сложное или семьи как таковой нет, могут быть и другие причины.
Мы учителя просто обязаны об этом помнить.
Составляя самостоятельные проверочные и контрольные работы, учитывать индивидуальные особенности каждого класса и каждого ученика.
Необходимо заметить лучшее в каждом, опереться на это, использовать творческие возможности и всячески способствовать их развитию, создавать условия, благоприятствующие трудовой и моральной закалке учащихся, поддерживать каждую удачу, пробуждать желание ее повторить и закрепить – основная наша задача.
В своей работе я отразила только некоторые элементы валеологического подхода к урокам математики. На самом деле, эта тема неисчерпаема. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку, сохранить здоровье его и свое тоже.
В основе валеологии лежит понимание учителем его ответственности за доверенное ему дело, неравнодушное отношение к своей профессии, и конечно, любовь к детям!!!
Список литературы:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.
2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с.
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
4.Августова Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е. и др. Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 504 с.
5. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
6. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
7. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. и др. Этюды валеологии / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: БПА, 2001. - 211 с.
8. Апанасенко Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. - Киев: Здоров'я, 1998. - 242 с.
9. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Метрополис, 1992. -123 с.
10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 113 с.
11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота. (Валеологический семинар академика В.П. Петленко). В 5 томах. - СПб.: Петроградский и Ко; Минск: Оракул, 1996 - 1997.
12. Вармашов Ю.Л., Соломин В.П., Ласковый В.С. и др. Валеология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.П.Соломина. - СПб.: Образование, 1995. - 202 с.
13. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. - Киев: Здоров,я, 1991. - 248 с.
14. Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии (учеб.-метод. пос.). Изд. 2-е, испр. идоп. - Шуя: ШГПУ, 1997. - 136 с.
15. Казначеев В.П. Основы общей валеологии: Учеб. пос. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 48 с.
16. Колесникова М.Г. Практикум по валеологии: Учеб.-метод. пос. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. -87 с.
17. Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции. - М.: РПА, 1997. - 241 с.
18. Щербакова М.А., Бурлакова И.Г., Величковская И.Л. и др. Образование и здоровый образ жизни / Науч. ред. Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 2000. - 143 с.
19. Козлов И.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая школа,1993. -327 с.
20. Зиновьев А.В. Что такое счастье? Эссе - Санкт-Петербург: СКФ «Россия-Нева»,1997.-144 с.