Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тугова Наталия Алексеевна ГБДОУ детский сад №30 Приморского района Санкт-Петербурга, воспитатель. Задачи создания комплекса образовательных ситуаций как эффективного метода корректировки культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста: -Развивать привычку к аккуратности и чистоте. -Воспитывать культуру поведения за столом. -Воспитывать желание следить за своим внешним видом, привычку быть опрятным в повседневной жизни. -Способствовать развитию самостоятельности, приобретению навыков самообслуживания. При планировании комплекса образовательных ситуаций мы учитывали: - особенности детей младшего дошкольного возраста; - содержание образовательных ситуаций, позволяющее получить знания культуры гигиены и способствующее проявлению интереса у детей и желанию учиться новому. В процессе проектирования мы опирались на следующие принципы: систематичности, последовательности, доступности, активности, индивидуальном подходе. Педагогическая работа ведется с детьми и с родителями. В работе с детьми образовательные ситуации встраиваются в режимные моменты, занятия и вводятся в самостоятельную деятельность детей. Работа с родителями: включает в себя проведение тематических родительских собраний, индивидуальные консультации, рекомендации для родителей, анкетирование, мастер-классы, участие в проектах. В проект мы включили разные виды образовательных ситуаций, каждая из которых начинается с проблемной ситуации, которую нужно решить. А также в него включена работа с родителями. Срок реализации плана – 1 месяц. Календарно-тематический план «Образовательные ситуации в развитии культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста» Февраль 1 неделя Развитие умений умывания и мытья рук 1.Слушание и разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» с имитацией сюжета Цель: побуждать детей следить за чистотой рук и лица, мыть руки по необходимости. 2.Игра-эксперимент «Прозрачная вода» Цель: познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется), сформировать умения и навыки по использованию воды. 3.Дидактическая игра «Сделаем лодочки». Цель: формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого 4.«Сказка о микробах». Беседа с детьми по теме. Чтение стихотворения О.Нэш «Микроб» Цель: развивать привычку мыть руки по необходимости с использованием мыла Развитие умений культуры еды 1.Ситуация «Мы готовимся к обеду» Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда. 2. Дидактическая игра «Кукла Катя обедает»Цель: закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию знакомых слов, составлению простых предложений; развивать речь детей, память. 3.Игра-этюд на стихотворение В. Берестова «Приятного аппетита!». Цель: развивать умение держать ложку в правой руке, хлеб – в левой (левши – наоборт), принимать правильное положение за столом. Развитие умений одевания и раздевания 1.Дидактическая игра «Каждая ножка – в свой домик» Цель: развивать умение надевать колготки, видеть части одежды. 2.Игра-экспериментирование «А варежки - последние». Цель: закрепить последовательность одевания вещей, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними. 3.Дидактическая игра «Туфельки поссорились, туфельки помирились» Цель: учить детей зрительно различать левую и правую туфельку Работа с родителями: Папка-передвижка «Обучаем малышей культурно-гигиеническим навыкам в игровой форме» Домашнее задание: ребенок помогает маме накрывать на стол, обращать внимание детей на предметы обеденной посуды Февраль 2 неделя Развитие умений умывания и мытья рук 1.Игра «Путешествие в город предметов личной гигиены» Цель: познакомить с предметами личной гигиены, которые помогают соблюдать чистоту и опрятность; уточнить знания детей об их необходимости и умении пользоваться. 2.Игра-эксперимент «Чистящая вода» Цель: дать представление о том, что вода смачивает и очищает, сформировать умение мыть руки водой через практикование и эксперимент с водой. 3.Игра-эксперимент «Мокрые рукава и полотенце» Цель: показать необходимость поднимать рукава и вытирать полотенцем насухо. 4.Дидактическая игра «Мыльные перчатки» Цель: формировать умение правильно намыливать руки с внутренней и внешней стороны, смывать их и насухо вытирать полотенцем. Развитие умений культуры еды 1.«Мы обедаем» Цель: воспитание желания выполнять культурно-гигиенические умения и правила поведения за столом во время обеда: есть аккуратно, пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы, благодарить за обед. 2.НОД «Правила поведения за столом» Цель: закрепление знаний поведения за столом 3.«Научим куклу Катю правильно вести себя за столом» Цель: закреплять умение правил поведения при приеме пищи. Развитие умений одевания и раздевания 1.«Покажем кукле Кате, как мы складываем одежду на стульчики перед сном» Цель: развивать умение аккуратно складывать одежду. Узнавать свои вещи, не путать их с вещами других детей 2.«Оденемся после дневного сна» Цель: Формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания 3. «Делаем прическу» Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Работа с родителями: Экскурсия выходного дня «Музей гигиены» Совместное создание родителей с детьми журнала детской моды Февраль 3 неделя Развитие умений умывания и мытья рук 1.Игра-эксперимент «Какой формы мыло?» Цель: сформировать представление о мыле, его полезных свойствах; закрепить умение мыть руки с мылом. 2.Лепка «Мыло для куклы Кати» Цель: развитие элементарных культурно-гигиенических умений. 2.«Наши полотенца» (чтение стихотворения Н.Найденова) Цель: закреплять умение самостоятельно пользоваться развернутым полотенцем в процессе мытья рук. 3.Экскурсия в прачечную детского сада Цель: познакомить с работой мастера по стирке белья, объяснить, что когда дети тщательно моют руки, то они помогают работникам прачечной. Развитие умений культуры еды 1.Игра-этюд «Миша и рубашка» Цель: закрепление умения кушать аккуратно за столом, пользоваться салфеткой. 2.Ситуация «Для чего нужна салфетка?» Цель: вызвать желание пользоваться салфеткой. 3.Игра «Путешествие в страну Чистоты» Цель: закрепить знания детей о необходимости соблюдения чистоты и порядка, узнать, какие способы создания чистоты и порядка им знакомы. Развитие умений одевания и раздевания 1.Рассматривание картины «Коля собирается на прогулку» Цель: закреплять умения одевания и раздевания, соблюдая последовательность. 2.«Научим Катю одеваться на прогулку» Цель: Учить детей соблюдать последовательность при одевании. 3.«Кукла Катя собирается в гости» Цель: закреплять умение быть чистыми, аккуратными; замечать неопрятность в одежде. Работа с родителями: мастер-класс «Способы складывания салфеток» Цель: совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи; воспитывать общую культуру. Февраль 4 неделя Развитие умений умывания и мытья рук 1. Инсценировка «Девочка Чумазая» Цель: вызвать желание быть чистыми, следить за опрятностью. 1.Загадки «Лены Гигиены» 3.Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри» Цель: познакомить со свойствами мыла; поддержать интерес к предметам личной гигиены. 4.НОД «Чтобы быть здоровым» Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Развитие умений культуры еды 1.«Как мы кормим куклу Катю» Цель: воспитывать у детей культуру поведения за столом. 2.«Правила поведения для воспитанных детей» Развитие умений одевания и раздевания 1.«Раз, два, три четыре, пять – собираемся гулять!» Цель: знакомить с предметами одежды, закрепить алгоритм одевания на прогулку. 2.«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» Цель: совершенствовать умение правильно раздеваться и снимать одежду; помочь запомнить последовательность снятия верхней одежды 3.«Путешествие в страну Одежды». Цель: продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и правилах ухода за ней; попрактиковаться в уходе за одеждой. 4.Дидактическая игра «Трудные застежки» Цель: развитие умения застегивать молнию, пуговицы, завязывать ботинки. «Что отражается в зеркале?» Цель: познакомить с необходимостью использования зеркала человеком, чтобы быть всегда чистым и опрятным Работа с родителями: Совместное развлечение «В гости к Мойдодыру» Непосредственная образовательная деятельность должна строиться на интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, музыкальной, физической, продуктивной, игровой, чтении художественной литературы. Смена видов детской деятельности – важное условие реализации проекта. В начале формирующего проекта мы предлагаем внести в группу дидактическую куклу Катю и сказать детям, что Катя пришла к нам в детский сад и хочет побыть в нашей группе. Познакомив детей с куклой, можно предложить выделить ей шкафчик в раздевалке, в умывальной полотенце, в спальной комнате – кроватку, а в кукольном уголке – место за игрушечным столом. Ребята будут обучать куклу культурно-гигиеническим умениям. В предложенных выше образовательных ситуациях присутствуют игры с куклой, что, на наш взгляд, является важным элементом в процессе развития и закрепления культурно-гигиенических умений: «Кукла Катя обедает», «Научим куклу Катю правильно сидеть за столом», «Покажем кукле Кате, как мы складываем одежду на стульчики перед сном», «Научим Катю одеваться на прогулку», «Кукла Катя собирается в гости», «Как мы кормим куклу Катю», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Необходимо построить деятельность так, чтобы кукла иногда давала положительные оценки действиям детей: одобряла, поощряла, хвалила, тем самым поддерживая в детях желание в дальнейшем поступать также, делать лучше. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. А также делала замечания, если ребята выполняют не правильные действия. В процессе формирующего эксперимента нужно предлагать малышам разные ситуации, например по развитию умения одевания и раздевания: «Коля собирается на прогулку», «Научим Катю одеваться на прогулку», «Раз, два, три четыре, пять – собираемся гулять!», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Данный метод позволит прочно сформировать те или иные умения. В процессе развития культурно-гигиенических умений, по мере их освоения, ситуации можно усложнять, предлагать детям решить проблему. Например, можно создать следующие ситуации: закончились салфетки. Что делать? Как нам вытереть рот? (водой из-под крана). После изучения правил, для закрепления будет полезным включить в работу с детьми дидактические игры. В процессе формирующего проекта для образовательных ситуаций необходимо расширить спектр атрибутов. Для развития умений подбирать одежду в соответствии с сезоном и полом ребенка, можно сделать настольные игры-одевалки для девочек и мальчиков. Важно обсуждать с детьми различные ситуации, в ходе которых дети получают или закрепляют знания. Например, закрепить привычку мыть руки по необходимости с использованием мыла поможет беседа о микробах. В образовательные ситуации необходимо включать художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи, как возможность интеграции детской литературы и игры в развитии культурно-гигиенических умений. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставить малышу удовольствие и радость. В работе с родителями мы предлагаем следующие формы: индивидуальные консультации, мастер-классы для родителей с детьми, участие в совместных проектах, экскурсии выходного дня, тематические родительские собрания, оформление папок-передвижек, изготовление буклетов, конкурсы, совместные праздники и досуги, оформление фотовыставки «Мы – чистюли!» Учитывая вышесказанное, можно предположить, что реализация составленного содержания формирующего проэкта повлияет положительно на уровень культурно-гигиенических умений младших дошкольников: ребята научатся выполнять элементарные культурно-гигиенические действия, испытывать чувство радости от самостоятельного их выполнения и от полученных результатов (чистые руки, кушает правильно); будут совершенствоваться умения правильного умывания и мытья рук, культуры еды, дети научатся ухаживать за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком; в правильной последовательности одеваться и раздеваться при помощи взрослого; научатся помогать друг другу (застегнуть пуговицу, молнию и т.д.). Овладевая элементарными культурно-гигиеническими умениями, дети будут стремиться к самостоятельным действиям. Проявляя творчество в своей работе, создавая развивающую предметно-пространственную среду, взаимодействуя с родителями, педагог может сформировать у малышей культурно-гигиенические умения на высоком уровне. Содержание образовательных ситуаций, использованных в проектировании можно найти по ссылке https://docs.google.com/document/d/1GzzONT7sZ9IIZYgQHEDl57HOogyu-IrR/edit?usp=sharing&ouid=109044431566567321453&rtpof=true&sd=true

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»