Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коварный разрушитель

Павлова Надежда Ивановна,
учитель физической культуры
ГБОУ № 502
 Трудно, наверное, найти взрослого человека, который в детстве не интересовался курением. Увы, пристрастившись к нему с юных лет по своему неразумению, многие потом от пагубной привычки не могут избавиться годами. Надо обладать завидной силой воли, чтобы навсегда преодолеть соблазн.
Свидетельством тому, что курение миллионам  людей досталось наследство от собственного юношеского легкомыслия, подростковом возрасте. Ошибочно полагает, что курение безвредно, что оно, стимулирует умственную деятельность, придает бодрость.
Курение – вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса, после курения повышается возбудимость коры головного мозга, затем сменяется угнетением нервных клеток. Но основной вред заключается в том, что при курении вместе с табачным дымом в организм поступают многие ядовитые продукты – никотин, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества. Особой токсичностью отличается никотин. При выкуривании одной сигареты в организм поступает примерно 1 миллиграмм никотина. А смертельная доза для человека – 50 миллиграммов.
Приняты законы, к сожалению, не работают или работают неэффективно. Количество курящих меньше не становится, несмотря на принимаемые меры. Курение в глазах окружающих – вполне безобидная привычка? В определённом возрасте у каждого человека начинаются проблемы со здоровьем. И для школьника неважно, от чего наступила болезнь – от вредной привычки или от плохой экологии? Для них нет весомых доказательств, которые свидетельствую, что курение вредно. Если это вред, тогда почему так много взрослых людей курит в общественных местах, в подъездах, домах, на кухне? Курение школьников опасно, так как это будущее поколение, которое уже испорчено пагубным воздействием. По статистике, половина из курящих переходит на приём наркотиков. И если курение среди школьников норма, то это проблема вырождения народа. Почему подростки и школьники курят? Чаще всего из мнимого чувства взрослости, недостаточной информации. Если в компании подростков курит хотя бы один, этот пример будет заразителен, постепенно закурят и все остальные.
Основные факторы, которые привлекают подростков
-Подростки собираются в группы, где им комфортно.
-Курящему, во время курения, легче общаться с курящими.
-Совершение подобных действий, которые особенно характерны для подростков, даёт ощущение своеобразного взаимопонимания и принятия.
-После курения возникает кратковременное удовольствие, причиной тому выработка допамина, который отвечает за поощрение и возникновение зависимости.
 Рассмотрим, как на определенных этапах влияет курение в школьной жизни.
 
Младший школьный возраст 
Школьники младших классов еще не обладают в полной мере физиологическими способностями к обучению. Это возраст (6-10 лет) – время созревания некоторых отделов головного мозга и нервной системы, которые в дальнейшем будут собирать, накоплять, анализировать, систематизировать и в нужное время правильно использовать полученную информацию.
Никотин, влияя на нервную систему, излишне активизируя ее, а также нарушая деятельность гормональной сферы, вызывает у детей состояние постоянного нервно-психического возбуждения, совершенно не сочетающееся с требованиями школьной дисциплины. Дети младшего школьного возраста неусидчивы, не всегда правильно и в полном объеме понимают значимость выполнения домашнего задания, а в процессе учебы для них важен соревновательный и развлекательный элементы.
В этом случае о вреде курения для школьников свидетельствуют проблемы с поведением, которые не поддаются корректировке даже после периода адаптации к условиям школьного образовательного учреждения.
 
Средняя школа 
Отставание в учебе, проблемы с концентрацией внимания, запоминаемостью, воспроизведением информации в младших классах усугубляются в средней школе. База практически отсутствует или эти базовые знания начальной школы деформированы.
Обучение в средней школе не представляет возможным корректировку нарушений, имеющихся у детей, постоянно подвергающихся воздействию табачного дыма – на это попросту не хватает времени ни в школе у педагогов, ни дома у родителей.
Дети отстают в учебе, но при этом не имеют показаний для обучения в специализированной школе, а программа массовой школы им явно не по плечу. И здесь прослеживается вред курения для школьников — хронически суженные сосуды головного мозга не доставляют к его отделам достаточного количества питательных веществ, вызывая нейролептический синдром, характеризующийся постоянной сонливостью, астенизацией, трудностями в учебе. 
 
Выпускные классы 
Старший школьный возраст сам по себе сложен как период взросления, становления личности. О том, как трудно проходит этот период знают все. Еще сложнее протекает он у подростков и юношей, страдающих наркотической зависимостью, в том числе никотиновой.
Личность человека не может гармонично развиваться, если доминирует мысль о том, где достать сигареты, как избежать наказания от педагогов, как «отделаться» от нравоучений родителей. Это один из аспектов негативного влияния любого патологического пристрастия.
В период пубертата, резкого скачка в физическом развитии, во время полового созревания организм затрачивает колоссальное количество энергии на поддержание этих процессов. У курильщиков же часть энергии вынуждено тратится на борьбу с хронической интоксикацией и на восстановление организма от токсического влияния никотина.
Вред курения для школьников в этом случае тотальный: страдают и физические и психические функции. Естественно, что такое неблагополучие в старшем школьном возрасте сказывается на дальнейшей жизни.
 
Последствия курения для школьников 
Особо опасно курение школьников потому, что полное формирование организма заканчивается к 20 годам. Установлено, что в подростковом возрасте никотиновая зависимость развивается очень быстро, через один-два месяца. Кроме физиологических нарушений, происходит гормональный сбой, который ведёт к недоразвитию всего организма и нарушению репродуктивных возможностей человечества. В итоге, курящее подрастающее поколение превращается в полуфабрикат, неспособный к размножению. К тридцати годам, бывшие юные курильщики становятся инвалидами с больным сердцем, избыточным весом и хроническими болезнями лёгких. Курить вредно? Да, курить вредно, так как это трата времени, денег и нервов. Курение вызывает зависимость, которая по силе сопоставима с героиновой. Больше всего хочется курить, когда в крови понижается концентрация никотина. Почему от курения лучше отказаться? Потому что на это тратится много времени: покупка сигарет, поиски места, собственно выкуривание сигареты. Прибавьте к этому страх постоянно быть застигнутым взрослыми. Нужно найти взрослого, который продаст или купит для них сигаретную пачку. При этом как бы подросток ни скрывал свою пагубную привычку, она всё равно проявляется. Это запах, который остаётся на одежде, руках и исходит от тела. Это изменение поведения. С течением времени забывается, что было по-другому. Постоянными спутниками становятся хроническая усталость, головная боль. Никто не связывает это с курением, объясняя какими угодно причинами, при этом надеясь, что всё постепенно пройдёт. Однако постепенно всё будет усугубляться, потому что главный признак любого наркотического вещества – постепенность. В школе на проведение классных часов, могут помочь видео и фотографии, при этом взгляд подростка должен быть заинтересованным, чтобы найти разительные отличия. Видео о вреде курения помогает увидеть процесс, словно со стороны.
Большую и разъяснительную работу проводить с родителями. Тема о вреде курения для школьников практически бесконечна. Фактически это острейшая медико-социальная стрела, направленная в очень уязвимую мишень – будущие поколения. Но, увы, попустительское отношение со стороны родителей, педагогов, медиков и социальных служб не позволяет надеяться, что в ближайшее время что-либо кардинально изменится.
Список литературы
  1.  Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М., 1993.
  2.  Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В. Антропова. – М., 1968.
  3.  Афонин, И. Как прекрасен этот мир, посмотри! / И. Афонин, В. Травинка.
  4.  Журавлев, Е.П. Секреты здоровья / Е.П. Журавлев. – М.: ФиС, 1977.
  5. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся / Н.Т. Лебедева. – М., 1985.
  6. Попов С.В. Культура здоровья: учеб. метод. пособие / С.В. Попов, В.Я. Егоров, Г.Е. Гун. – СПБ. : ЛОИРО, 2003.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»