Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста

Колпакова Инна Алексеевна

Цель, задачи:
Гимнастика для глаз  проводится в целях предупреждения нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
Методические рекомендации по использованию:  
Человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
 Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
 Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований доктора медицинских наук В.Ф.Базарного при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями дошкольного и школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно пространственную активность в режиме занятия, школьного урока. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Разработаны различные упражнения, способствующие охране зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
 Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
Упражнения для глаз помогут сохранить вам и вашему ребенку хорошее зрение. А сейчас, в наш век высоких технологий, это очень актуально. Не считая учебы, где ребенок много пишет и читает, большую нагрузку на глаза оказывают телевизор и компьютер. Стоит заранее позаботиться о зрении вашего ребенка и поддержать глазные мышцы простыми упражнениями.
 Научное название этих упражнений – офтальмологические паузы. Это один из приёмов оздоровления детей. Проводится в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
Такие упражнения благотворно влияют на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом. Для проведения офтальмологических пауз не требуется специально созданных условий.
Их можно включать в обычные занятия. Главное, чтобы при выполнении голова была неподвижна.
 
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

Название упражнения Стихотворная форма Выполняемые движения            в соответствии с текстом
1. «Тренировка» Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево.
Посмотреть вправо.
    Три – наверх, четыре – вниз. Поднять взгляд  вверх.
Опустить взгляд вниз.
    А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
    Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Посмотреть вблизь, вдаль.
Быстро поморгать.
    Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз.
 
2. «Мой веселый, звонкий
мяч»
Мой веселый, звонкий мяч, Посмотреть влево – вправо.
Ты куда помчался вскачь? Посмотреть вниз — вверх
Красный, синий, голубой, Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Не угнаться за тобой. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 р)
3. «Веселый мяч» Веселый мяч помчался вскачь. Дети смотрят вдаль.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Смотрят на кончик носа, вдаль.
Покатился под ворота, Смотрят вниз.
Добежал до поворота. Выполняют круговые движения глазами.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
Закрывают глаза.
4. «Наша грядка» Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем овощи искать.
Круговые движения глазами. 
    Что растет на нашей грядке? Посмотреть вниз.
    Огурцы, горошек сладкий, 
Там редиска, там салат.
Влево - вправо.
    Наша грядка просто клад. Поморгать глазами.
    В.Волина  
5. «Овощи» Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обвести глазами круг.
    Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
    Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево - вправо
    Слева – тыква, справа – клюква, Влево - вправо.
    Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
    Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
Выполняются круговые движения глазами.
    Выбрать ничего не смог,
И без сил на землю слег.
Закрывают глаза. 
    И.Лопухина  
6. «Грибы» Посмотри-ка вокруг:
Сколько опят!
Движения глазами влево-вправо.
    Шляпки опят, как монетки горят. Дети смотрят вдаль.
    Рябит от шляпок в глазах у ребят. Часто моргают глазами.
7. «По ягоды» Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Движения глазами влево-вправо.
    Ягоды все соберем,
Отдохнем и потом домой пойдем.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, 
повторить 6-8 раз.
8. «Осень» Осень по опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью поводила.
Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - вправо - вверх - влево - вниз
    Пожелтел орешник
И зарделись клены,
Посмотреть влево - вправо.
    В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Посмотреть вверх - вниз.
    Утешает осень:
Не жалейте лета,
Посмотрите – осень
В золото одета!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза)
9. «Осень» Осень!
Осыпается весь наш бедный сад.
Дети выполняют движения глазами  вверх-вниз.
    Листья пожелтелые по ветру летят. Круговые движения глазами влево и вправо.
    Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Смотрят вдаль.
 
Закрыть глазки.
    А.Толстой  
10. «Осенний лес» Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
Выполняют круговые движения глазами.
    Слева – сосны, справа – дуб. Движения глазами влево – вправо,
    Дятел сверху, тук да тук. Движения глазами вверх – вниз.
    Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Глаза открывают – закрывают.
11. «В лесу» Ходит солнышко по кругу, Вращательные движения глаз.
    Дремлет олениха. Глаза закрыты.
    Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо. Открыть глаза.
    Мы походим по опушке и найдем тропинку. Посмотреть вниз.
    Вот сорока на верхушке Посмотреть вверх.
    Клювом чистит спинку.  
12. «Однажды
в лесу»
Как-то осенью в лесу 
висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела 
и тихонечко висела.
Смотреть на указательный палец 
вытянутой руки. 
    Лось сказал, что низко, Движения глазами вниз.
    А зайчонок - высоко,  Движения глазами вверх.
    Белочка, сказала - близко,  Движения глазами на кончик носа.
    А ежонок - далеко. Движения глазами вдаль.
13. «Листочки» Ах, как листики летят,
Всеми красками горят.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
    Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Посмотреть влево – вправо.
    Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Посмотреть вверх – вниз.
    Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
    Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Посмотреть влево – вправо.
    Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Посмотреть вверх – вниз.
    Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Посмотреть вниз.
    Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Посмотреть вверх.
    Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
14. «Дождик» Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх.
    Капель, капель не жалей. Смотрят вниз.
    Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи.
Делают круговые движения глазами.
15. «Елка» Вот стоит большая ёлка, Выполняют движения глазами.
    Вот такой высоты. Посмотреть снизу вверх.
    У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Посмотреть слева направо.
    Есть на елке даже шишки, Посмотреть вверх.
    А внизу - берлога мишки. Посмотреть вниз.
    Зиму спит там косолапый,
И сосет в берлоге лапу.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 р
16. «Дождик» Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
    И вторая прибежала – кап! То же самое.
    Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Смотрят вверх.
    Намочили лица,
Мы их вытирали.
«Вытирают» лицо руками.
    Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
    Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
Движения плечами.
    От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Приседают, моргают глазами.
17. «Ветер» Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
    Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо – влево.
    Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
    Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.
18. «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь полно чудес!
Поморгать глазами.
    Справа – березки в шубах стоят, Посмотреть вправо.
    Слева – елки на нас глядят, Посмотреть влево.
    Снежинки в небе кружатся. Круговые движения глазами.
    Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Посмотреть влево – вправо.
    Это серый волк рыщет-
Он себе добычу ищет!
Посмотреть вправо – влево.
    Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Закрыть глаза.
    Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит,
Поморгать глазами.
    Пролетают снегири-
Как красивы они.
Посмотреть по дуге вверх – вправо. И вверх – влево.
    В лесу красота и покой,
А нам пора идти домой.
Поморгать глазами.
19. «Снег-снежок» Снег-снежок, снег-снежок 
По дорожке стелется. 
Частое моргание глазами.
Движения глазами влево – вправо.
    Снег-снежок, снег-снежок, 
Белая метелица. 
Частое моргание глазами.
Круговые движения глазами.
    Снег-снежок, снег-снежок, 
Замело дорожки. 
Частое моргание глазами.
Посмотреть вдаль.
    Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке.
Частое моргание глазами.
Посмотреть на ладошку.
20. «Тише, тише» Как на горке снег, снег, Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
    И под горкой снег, снег. Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
    А под снегом спит медведь Присесть, сложить ладони вместе у щеки.
    Тише, тише – не шуметь! Приложить палец ко рту «Тсс!».
21. «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Круговые движения глазами.
    Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Смотрят влево-вправо.
    Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Смотрят вверх-вниз.
    Но солнце припечет слегка —
Увы! - нет снеговика.
Моргают глазами.
Глаза закрывают, зажмуриваются.
22. «Весна» Всё проснулось ото сна, значит,
к нам пришла весна.
Потягивание
    Солнце греет всё теплей,
на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
    Справа - первые цветочки
появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
    Слева - быстрый ручеёк
с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
    Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью
    В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
    Уплывай, кораблик мой,
прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
    Вот как весело играть
и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
    Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!  
23. «Весна» Весна, весна!
Пришла весна! 
Тепло на крыльях принесла.
Потереть ладошки друг о друга
И прикрыть ими сомкнутые глазки.
    И вот на самом солнцепеке 
С поднятой гордо головой 
Расцвел подснежник голубой.
Широко открыть глаза.
Поморгать глазками.
    В. Ковалько  
24. «Грачи» Как-то позднею зимою
На опушке на лесной
Круговые движения глазами.
    Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
Смотрят влево-вправо.
    А большущие грачи.
Цвета черного как ночь.
Смотрят вверх-вниз.
    Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок!
Моргают глазами.
    Где жучок, где червячок Зажмуривают глаза.
25. «Маме» Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Круговые движения глазами.
    1-2-3-4- потянулись, наклонились,
1-2-3-4-5- надо полоскать опять.
Наклоняются, смотрят на вытянутые вперед руки.
    Полоскали, полоскали,
А потом белье отжали,
Движения рук из стороны в сторону, глазами следят за руками.
    За прищепки прицепляли,
Ветерок на помощь звали.
Движения глаз влево-вправо.
    Ветер, ветер, прилетай
Нашей маме помогай.
Моргают глазами.
26. «Утренние часы» Утром капельки росы: кап, кап, кап. Моргать три раза.
    Словно звонкие часы: кап, кап, кап. Моргать три раза.
    Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. Моргать три раза.
    Значит, утро истекло: кап!
 
 
 
Моргнуть один раз.
27. «Качели» Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
Посмотреть глазами вверх, вниз.
    Я качаться побегу -
Вверх-вниз, вверх-вниз
Посмотреть вверх, вниз.
28. «Во дворе» На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.
    Вот деревья, вот кусты, Смотрят влево-вправо.
    Вот - душистые цветы. Смотрят вперед.
29. «Птицы
на дворе»
Перед нами петушок –
Он с земли зерно клюет.
Дети смотрят перед собой.
    Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
Смотрят влево, вправо, вверх.
30. «Теремок» Терем – терем – теремок! Движение глазами вправо – влево.
    Он не низок, не высок, Движение глазами вверх – вниз
    Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
Моргают глазами.
31. «Машины» По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
Дети выполняют круговые движения глазами.
    Поедут направо, налево, кругом- Выполняют движения глазами влево, вправо.
    Свободны машины и ночью и днем. Хлопают глазами.
32. «Самолет» Пролетает  самолет,
С ним собрался я в полет.
Смотрят вверх и водят  пальцем за «пролетающим самолетом».
    Правое крыло отвел – посмотрел.
Левое крыло отвел – посмо
 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»