Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Наглядность как один из принципов здоровьесберегающей педагогики

Агапова Елена Анатольевна,
методист ГБУ ИМЦ
Петродворцового района Санкт-Петербурга 

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающего обучения является принцип наглядности. Он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
            Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить труд учащихся. Ещё в древних школах Китая, Египта, Греции стали использовать наглядность. В Средние века (в период господства схоластики) наглядность утратила свою роль. Лишь в XVII веке вопрос об использовании наглядности выдвигается на передний план.
            Впервые в истории педагогики Я.К. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения («Великая дидактика»). Он требовал учить и учиться только в соединении с вещами. Он обосновал золотое правило обучения: всё, что можно изучать чувствами, - изучайте чувствами (это требование он реализовал в книге «Мир чувственных вещей в картинках», она  представляла собой своеобразную энциклопедию первых знаний ребёнка о мире).
            Ж.Ж. Руссо считал, что до 12 лет ребёнок усваивает образы, а не идеи, поскольку опыт предшествует урокам: наглядностью является сама жизнь  во всех её проявлениях.
             И.Г. Песталоцци в основу процесса обучения положил принцип непосредственного созерцания, поэтому наглядность у него выступает как верховное начало обучения. К сожалению, он переоценивал роль наглядности, считал её основой всякого обучения: наглядность, таким образом, стала самоцелью, а не достойным широкого использования средством обучения.
            В.Г. Белинский писал, что чем меньше ребёнок, тем непосредственнее должно быть обучение и воспитание: для младшего школьника наглядность должна быть основанием детского развития.
            Огромную роль наглядности в процессе обучения отводил К. Д. Ушинский. Он считал, что детская природа требует наглядности, так как «дитя мыслит формами, красками, звуками вообще» (к средствам наглядности он относил и речь учителя). Ушинский впервые дал психологическое обоснование принципа наглядности, подчёркивая  однотонность такого подхода наглядности, когда под ней понимается только то, что связано со зрительными ощущениями. Он отмечал, что чем сильнее внимание, тем отчётливее ощущения.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
-           непосредственно-чувственное (“Золотое правило дидактики”, когда объект познается с помощью органов ощущений;
-           опосредованное, когда объекты и явления чувственно не воспринимаемы.
Опосредованное познание осуществляется:
-           с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
-           с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
-           через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
-           моделирование.
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.
Наглядность – один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.
            Условно формулу наглядности можно представить следующим образом: наглядность = изоморфизм (похожесть, сходство) + простота (доступность восприятия самого изображения).
            Наглядность облегчает постижение сходства и отличая (непохожести) объектов и явлений по: внешним признакам, внутреннему состоянию и внутренней связи, внешней связи с другими объектами и явлениями.
Виды наглядности:
  1. Естественные или натуральные (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.).
  2. Объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.п.: макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений и т.д.).
  3. Схематические или символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и т. п.).
  4. Картинные и картинно - динамические (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.).
  5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).
  6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.).
  7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).
  8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребёнка и т.д.).
В правильно организованном учебном процессе педагог обязан дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых явлений или объектов. Однако сами явления и объекты не всегда могут быть непосредственно воспроизведены или показаны в учебном кабинете. В этом случае приходят на помощь наглядные средства обучения, которые дают возможность их опосредованного восприятия.
Применение наглядных средств должно сопровождать весь процесс познания ребёнка:
  • на стадии чувственного созерцания изучаемых явлений и объектов с их помощью в сознании учащихся запечатлеваются чувственно-наглядные образы этих явлений и объектов;
  • на стадии абстрактного мышления наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом или явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал, при этом они являются фактором не только познания, но и управления познавательной деятельностью человека;
  • на стадии ознакомления учащихся с практическим применением изученных явлений и объектов невозможно это убедительно показать без использования наглядных пособий;
  • наглядные средства могут широко применяться при повторении, закреплении и проверке изученного учебного материала.
Для полноценного выполнения своей дидактической роли наглядные пособия должны отвечать следующим требованиям:
-     должны быть безупречными в научном отношении;
-     должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;
-     должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления;
-     должны соответствовать возрастным особенностям детей;
-     должны соответствовать эстетическим  и гигиеническим требованиям.
Применение наглядных средств обучения:
  • обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствуют повышению качества обучения;
  • помогает удовлетворить и развить познавательные интересы учащихся;
  • делает доступным для учащихся такой учебный материал, который без применения наглядных средств обучения труднодоступен или недоступен;
  • интенсифицирует труд учащихся и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала;
  • увеличивает объём самостоятельной работы детей на занятии.
Практика применения наглядных средств обучения показывает, что в случае педагогически правильного применения они выполняют роль источника учебной информации и освобождают педагога на занятии от большого объёма чисто технической работы, что высвобождает педагогу время для творческой работы с учащимися.
Наглядные средства обучения дают возможность полнее и глубже раскрыть, доходчивее и проще изложить содержание излагаемого педагогом учебного материала, способствуют формированию у детей положительной мотивации учения.
Для того чтобы средство обучения принесло (при педагогически правильном его применении) необходимый педагогический эффект, оно должно удовлетворять ряду дидактических требований:
  • информация, преподносимая с помощью наглядных средств обучения, должна соответствовать современным научным воззрениям и быть доступной для учащихся;
  • соответствие средств обучения тем педагогическим задачам, для решения которых оно применяется;
  • применение наглядного средства должно определяться логикой и методикой учебного материала.
В свою очередь, применение наглядных средств обучения предъявляет и определённые требования к педагогу:
- педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;
- педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;
- педагог должен решить, с помощью каких наглядных средств обучения будут формироваться и воспроизводиться чувственные образы на занятии;
- педагогу необходимо стимулировать познавательную деятельность детей в процессе освоения предметного мира;
- педагог должен хорошо понимать, какую совокупность предметов и явлений характеризует учебный материал, и создать условия для того, чтобы учащиеся в обобщённом виде представляли эти предметы или явления.
Правила применения наглядности.
  1. Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
  2. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
  3. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  4. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
  5. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
  6. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
  7. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
 Методическая рекомендация: педагогу очень важно при организации учебного процесса ориентироваться на принципы здоровьесберегающих технологий, так как они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья учащихся, на развитие познавательной деятельности учеников.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»