Функциональное многоборье в школе для детей
Пушкарев Руслан Анатольевич,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Актуальность применения функционального многоборья в занятиях физической культуры в школе заключается в создании целостной подготовки, правильного планомерного воспитания обучающихся, приобщения детей к физкультурно-спортивным занятиям.учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Функциональное многоборье, опираясь на интерес и потребности детей, вносит разнообразие в их повседневную школьную жизнь, предлагает широкие возможности для развития способностей и самореализации, создания положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Занятия функциональным многоборьем пока ещё не получили широкого распространения среди детей, однако, в последнее время многие педагоги и родители все чаще и чаще задумываются о том, что их детям не хватает силовой и функциональной подготовки. В подростковом возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Функциональное многоборье – вид спорта, на основе использования функциональных движений с весом собственного тела, отягощениями и циклическими упражнениями, которые объединены в комплексы упражнений и выполняются непрерывно на время [4].
В основе разработки комплексов упражнений лежит принцип многофункциональности, что дает возможность соревновательным путем задействовать все функции организма и выявить наиболее разносторонне физически подготовленных спортсменов.
Функциональное многоборье как вид спорта считается феноменом физической культуры современности, который обладает полифункциональным значением для разных сфер жизни, что содействует его внедрению во все виды физического воспитания человека, и в частности в процесс физического воспитания старшеклассников [2].
Отличительными особенностями функциональных тренировок являются: использование многосуставных упражнений, тренировка мышц-стабилизаторов, сложно координационные и плиометрические упражнения, сочетание аэробного и анаэробного режимов работы, возможность избирательного воздействия на организм, получение навыков самоконтроля за своим состоянием в процессе выполнения упражнений [3].
Помимо того, элементы функционального многоборья способны формировать навыки адаптации к быстро изменяющимся условиям в случае возникновения неожиданной ситуации, стимулируя при этом скорость принятия решений, концентрируя внимания, что, в свою очередь, повышает умственную работоспособность занимающихся [1].
Внеклассные спортивно-массовые мероприятия и соревнования по упражнениям и видам спорта в школе должны быть логическим продолжением учебного процесса и процесса физического воспитания в целом. Для практического обеспечения массовости участия целый ряд соревнований можно и целесообразно проводить на контрольных уроках после прохождения соответствующих тем: по бегу, прыжкам, метанию, подвижным и спортивным играм и т. д.
В программу многоборий следует включать простейшие упражнения, которые доступны всем учащимся, но которые в той или иной степени определяют уровень физической подготовленности ученика. Например, в программу школьной спартакиады можно включить соревнования по школьному многоборью. Такое многоборье отражает уровень физической подготовленности ученика комплексно, т. е. тогда, когда он демонстрирует уровень разных физических качеств. А так как каждое упражнение оценивается в очках, такие соревнования могут проводиться как лично-командные. Для их проведения составляется примерное положение.
Занятие функциональным многоборьем является отличным средством поддержания и укрепления здоровья. Система тренировок, заложенная в программу функционального многоборья, позволяет привести организм подростка в хорошую физическую форму за короткий срок. Она содержит в себе упражнения из тяжелой и легкой атлетики, гимнастические упражнения и спринтерские нагрузки, что в целом положительно сказывается на общей физической подготовке учащихся. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем во время занятий позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Педагогическая целесообразность занятий функциональным многоборьем в школе позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Функциональное многоборье позволяет удовлетворить потребности в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Занятия спортом дисциплинируют детей, помогают четко спланировать свое время.
Тренировка в программе «Функциональное многоборье» подразумевает интенсивную нагрузку различных мышечных групп, организованную по принципу интервальной круговой тренировки. Главная отличительная особенность функционального многоборья — вариативность.
Тренировка по функциональному многоборью организуется по принципу поочередного выполнения упражнений без перерывов или с секундным отдыхом в зависимости от физической подготовки и состояния спортсмена. Как правило, подбор упражнений подразумевает задействование нескольких групп мышц: отжимания, приседания, толчки, рывки или тяги. Также можно применять и изолированные упражнения, однако базовая программа тренировок эффективнее, по причине задействования нескольких мышечных групп одновременно.
Стоит отметить, что в программу тренировок включаются упражнения с собственным весом (прыжки, подтягивания), упражнения с отягощением, циклические или аэробные нагрузки (велосипед, гребля, плавание, бег).
Разнообразие нагрузок является настоящей находкой для тех, кто любит разнообразие и творческий подход. Составление ежедневной программы тренировки открывает возможность применения индивидуального подхода.
Спортивные физиологи отмечают, что разные виды нагрузок, например, тяжелая атлетика, велосипед и бег, включенные в одну программу тренировки, в итоге дают средний результат по каждому отдельному направлению. Именно данная усредненность показателей придает функциональному многоборцу универсальности, так часто требуемой в повседневной жизни.
Следует отметить, что функциональное многоборье как вид спорта появилось именно тогда, когда возникла необходимость тренировок, подходящих для любого вида спорта, для людей с различной подготовкой. Не случайно, девизом функционального многоборья является фраза: «Наша специализация – никакой специализации!»
Таким образом, функциональное многоборье является не только уникальным инструментом для формирования интереса обучающихся к занятиям физической культурой, но и универсальным средством для решения всех задач физического воспитания.
В статье использованы следующие материалы:
- Еремин С.А. Функциональному многоборью быть! (Возникновение, становление, развитие) // Спорт: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 5–6.
- Кокорев Д.А., Выприков Д.В., Везеницын О.В., Бодров И.М. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 16–18.
- Рыбакова Е.О. Повышение физической подготовленности студентов средствами высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфита) // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 438–441
- Федерация функционального многоборья: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https:// http:// vseffm.ru/ (дата обращения: 27.11.2022).