Здоровьесберегающий процесс в ДОУ
в сфере работы с семьей посредством
социального партнерства
Морина Виктория Радиевна
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать "школой здорового образа жизни" детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровея. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Актуальность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по формированию у детей здорового образа жизни обусловлена двумя основными факторами:
1.Первое, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления.
2. И второе, Активное взаимодействие детского сада и семьи, но при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ культуры здоровья.
Так как традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата, я разработала более эффективную модель работы.
Было создано единое воспитательно - образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений с родителями по формираванию здорового образа жизни в семье .
Основу социального партнерство составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает в себя следующие компоненты:
Осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ здоровья.
Создание воспитательного пространства «Родители-дети-педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка. Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами. Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.
Алгоритм действия в рамках модели социального партнерства ДОУ и семьи представляет такую последовательность:
Информационно – аналитическое исследование - это комплексный мониторинг семьи (методы: наблюдения, анкетирование, тестирование, беседы…).
Трансляция информации - обогащение родителей знаниями на повышение уровня здоровья (методы: консультации, стенды, сайт ДОУ, группа в ВК…).
Наглядно – информационная пропаганда - развитие умения родителей транслировать полученные знания в области ЗОЖ средствами наглядно- информационной пропаганды (методы: презентации, родительская рубрика в электронном журнале…).
Рефлексия эффективности процесса социального партнерства семьи и ДОУ по формированию у детей основ ЗОЖ, включение родителей в единое в/о пространство - анализ эффективности социального партнерства (методы: проектная деятельность, совместные мероприятия...).
Формы работы с семьей - это интерактивные плакаты, буклеты, карточки о здоровом питание, о пользе занятия спортом. Организация и проведение спортивных мероприятий для воспитанников ДОУ с участием родителей. Партнёрская работа с родителями (встреча с врачом – мамой одного из детей). Совместное изготовление стенгазет и фотоинсталяций на тему ЗОЖ. Организация семейного досуга, поход в музей Гигиены.
Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.