Здоровьесберегающие технологии на уроках швейное дело
(профильный труд)
Мельникова Елена Игоревна
Всего полезнее было бы для здоровья человека,если бы физический
и умственный труд соединились в его деятельности.
К.Д. Ушинский
Здоровье самое дорогое и ценное, что есть у человека. Так как современные дети проводят в школе значительную часть времени, задачей учителя является сделать все от него зависящее для обеспечения физического и психического здоровья обучающихся, создать продуктивную и комфортную среду для обучения. Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ, приобретения необходимых практических навыков. и умственный труд соединились в его деятельности.
К.Д. Ушинский
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Краткая характеристика критериев здоровьясбережения на уроке (по Н.К. Смирнову)
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха; Освещение класса и доски; Неприятные звуковые раздражители. |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, беседа, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д. |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. |
Поза ребенка, чередование позы | Правильная посадка учениц, смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Перед началом первого урока - зарядка Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз. |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу. |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие). |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, четверостишие. |
Использование здоровьесберегающий технологий - это ежедневная практика. При проведении каждом этапа урока учитель внимательно следить за состоянием детей, вовремя использует приемы психологической разгрузки, чередует виды деятельности, проводит физкульминутки.
В нашей школе мы работаем с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Поэтому перед нами стоит важная задача: сохранить здоровье детей, скорректировать их недостатки, учитывать особенности психического развития, а самое главное научить детей трудовым умениям и навыкам, подготовить их к освоению профессий после школы.
Уроки технологии занимают особое место среди других учебных предметов. На этих уроках ученики, используют знания, полученные на уроках математики, русского языка, чтения и других. Учащимся необходимо освоить практические навыки работы на швейном оборудовании, использованию различных инструментов. Поэтому соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенически требований является важнейшим условием здоровьесбережения учащихся. С другой стороны, практической работе, которой отводится большая часть времени урока технология, способствует снятию психического напряжения, предотвращению стрессов.
Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках швейного дела. Это:
- доступность задания
- сохранение зрения.
- правильная осанка.
- правила техники безопасности при работе в мастерской.
- гигиенические требования.
- физкультминутки.
Большинство уроков технологии проходят с постоянной сменой вида деятельности. Выполняя пошив изделия учащимся приходится работать за швейной машиной, осуществлять ВТО изделия, использую утюг и утюжильную доску, выполнять ручные работы, сидя за партой. Ученики не сидят в статичном положении, а перемещаются по классу, выполняя различные технологические операции. В процессе урока необходимо следить за соблюдением не только норм техники безопасности, но правильной рабочей позой, проведение физкультминуток делают учащихся более собранными и организованными, снимают напряжение.
На уроках открытия нового знания дети с удовольствием выполняют мудры, которые можно использовать не только как пальчиковую гимнастику, но средство для снятия эмоционального напряжения. При работе на швейной машине, выполнении записей в тетради, построении чертежей, напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления применяются упражнения для глаз.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому учащемуся, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, создание "ситуации успеха" позволяет ученику лучше адаптироваться на уроке, раскрыть свои способности.
Приложение: "Методика выполнения мудр"
Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения развития мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индо-буддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект.
Мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания.
Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, не напряжены.
Список используемых ресурсов.
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья
в школе/Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003.
2. https://urok.1sept.ru/articles/616454
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/21/zdorovesberegayushchie-tehnologii-n-k-
smirnova