Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Осанка - путь к здоровой жизни

Лигачева Надежда Владимировна
 Осанка- наиболее оптимальная, рациональная и энергобережливая поза человека в пространстве. Нарушение осанки – это состояние при котором меняется нормальное физиологическое положение тела( позвоночника, суставов). Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы нарушений приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременного комплексного подхода для восстановления правильной позиции костных структур.
Согласно статистике, такие нарушения встречается довольно часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у детей дошкольного возраста патологию диагностируют всего в 2%, то уже школьном - от нее  страдает более 55% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.
Проблема нарушения осанки требует своевременной и систематической коррекции. От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают нарушения в развитии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.
Причины нарушения осанки у детей
Причины деформаций бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе.
Врожденные причины мы в статье рассматривать не будем, так как нашей целью является обратить внимание читателя на проблему правильного формирования организма школьника.
К причинам приобретенного искривления относятся:
Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата.
Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.
Рассмотрим виды нарушения осанки у детей.
Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.
Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:
Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.
Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.
Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.
У школьников чаще всего диагностируют патологию 1-2 степени.
Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители, учителя и тренеры распознали наличие отклонений. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.
Обнаружить нарушения у детей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.
Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.
Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:
При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.
Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.
При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.
Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.
Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографию
Рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель физической культуры– сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть коррекции. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в правильном физиологическом положении.
Лечебное плавание позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движений
Коррекция и профилактика искажений осанки требует много времени и усилий. Гораздо проще предотвратить болезнь. Ведь чтобы сохранить костные структуры здоровыми, достаточно приучать ребенка к:
  • подвижному образу жизни;
  • занятиям спортом с равномерными нагрузками на весь организм;
  • правильному питанию, которое позволит контролировать вес и не допускать ожирения.
При этом важно регламентировать время, которое ребенок проводит у компьютера или телевизора, делать перерывы во время занятий. Необходимо также следить за тем, чтобы обувь соответствовала размеру и отвечала ортопедическим нормам, а стул и стол, за которыми занимается ребенок, подбирать согласно росту и анатомическим особенностям

Источники:
Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19
Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016
Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269
ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»